ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования.Ч.2 (Материалы национальной конференции)

29 апреля 2020 г.

Авторы: Ожигова Ольга Сергеевна , Мезенцева Ольга Олеговна

УДК 004.9

О. С. Ожигова, О. О. Мезенцева

O. S. Ozhigova, O. O. Mezentseva

Ожигова Ольга Сергеевна, учитель информатики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93», г. Новокузнецк, Россия.
Мезенцева Ольга Олеговна, учитель информатики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93», г. Новокузнецк, Россия.

Ozhigova Olga Sergeevna, teacher of computer science, MBOU «Secondary school № 93», Novokuznetsk, Russia.
Mezentseva Olga Olegovna, teacher of computer science, MBOU «Secondary school № 93», Novokuznetsk, Russia.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

USE OF ICT TECHNOLOGIES FOR FORMING ICT COMPETENCE OF STUDENTS

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме мотивации учащихся к освоению учебного материала, средством ИКТ-технологий. Приводятся примеры межпредметных связей на уроке информатики. Представлен опыт работы по формированию ИКТ-компетентности.

Annotation. The article is devoted to the problem of motivating students to master educational material using ICT-technologies. Examples of intersubject communications in a computer science lesson are given. Experience in the development of ICT-competency is presented.

Ключевые слова: ИКТ-технологии, ИКТ-компетентность, проектная работа, презентация, контроль знаний.

Keywords: ICT technologies, ICT competence, design work, presentation, knowledge control.

 

Чтобы современный ученик был успешен, у него должна быть сформирована высокая мотивация к обучению и учебной деятельности. Традиционная форма обучения не способствует повышению мотивации к учебе в силу развития информационных технологий, гаджетов, которыми пользуются дети. А нестандартный подход к подготовке урока в современной школе на сегодняшний день предполагает использование ИКТ-технологий в полном объеме, что вызывает интерес у школьников к учебной деятельности. Обучающиеся должны учиться творчески, критически и продуктивно оценивать информацию, с которой они работают, чтобы добиться успеха в будущем [1, с. 193].

Информатика на сегодняшний день одна из фундаментальных областей научного знания, которая позволяет формировать ИКТ-компетентность во всех сферах жизни и использовать полученные навыки на всех уроках.

В своей работе мы используем такие приемы и формы, которые позволяют поддерживать интерес не только к изучению предмета «Информатика», но и к другим изучаемым областям [2].

Мультимедийные презентации используются при работе на уроке учителем для изучения нового материала, закрепления, повторения. Также используются школьниками при создании проектов и демонстрации их. Так, например, учащиеся 8 класса получили задание анимировать отрывок из сказки (или любого произведения). После создания такого анимационного клипа, они демонстрировали свою работу учащимся начальной школы в рамках театральной недели. После чего младшие школьники с большим интересом приходят на уроки и хотят как можно быстрее научиться работать с мультимедийной презентацией для выполнения таких же работ.

В школе традиционно проводятся месячники и декады, приуроченные к различным праздникам и датам. Мы помогаем оформлять школьную газету, изучая раздел «Офисные технологии» на уроках информатики в 8-11 классах. Обучающиеся знакомятся с программой MS Office Publisher, которая позволяет создавать буклеты, газеты, бюллетени, визитки. Для создания газеты или бюллетеня они работают с большим объемом информации (текстом), который касается не только предмета «Информатика», но и других предметов школьного курса. При работе с текстом используются и закрепляются навыки из предметной области «Русский язык» и «Литература», такие как: составление плана, выделение основной мысли текста, грамотность письменной речи, умение проводить анализ текста, умение озаглавить фрагмент текста. А из области «Информатика», такие как: ввод, редактирование и форматирование текста, работа с графическими объектами.

Компьютерное тестирование. Одним из видов контроля знаний на своих уроках осуществляем в виде компьютерного тестирования в тестовой оболочке MyTest. Одним из основных плюсов такого контроля является моментальное получение итоговой отметки и разнообразие заданий (с одиночным выбором ответа, с несколькими правильными вариантами, на сопоставление). Данный способ контроля является наиболее объективным, потому как программа самостоятельно просчитывает процент выполнения всего теста и у обучающихся не возникает вопросов.

Проектная работа. В связи с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на сегодняшний день проектная деятельность стала неотъемлемой частью допуска к государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов. Каждый учащийся должен выполнить индивидуальный итоговый проект и защитить его. В связи с этим на своих уроках мы помогаем создавать готовый продукт проекта по любому учебному проекту. Так, например, к проекту «Невская битва» по истории был создан анимированный слайд о ходе военных действий. К проекту по технологии «Подставка для бумаг» была оформлена брошюра. Также в рамках защиты проектов были изготовлены книжки-малышки, газета, буклеты, презентации, анимированные клипы, фильм.

Основным результатом использования ИКТ-технологий в нашей работе является предоставление школьникам большей самостоятельности в выборе путей освоения предметной области «Информатика» и других школьных предметов, формируя свою ИКТ-компетентность, которая является основным требованием ФГОС ООО.

Список литературы

  1. Воспитание и обучение: теория, методика и практика [Текст]. // Материалы II междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 05 нояб. 2014 г.) / ред. кол. : О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 322 с.
  2. Педагогический опыт: от теории к практике [Текст]. // Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 апр. 2019 г.) / ред. кол. : О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – 184 с.
PDF