МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования.Ч.2 (Материалы национальной конференции)

29 апреля 2020 г.

Авторы: Бабич Светлана Васильевна , Бондарчук Анна Леонидовна

УДК 372.862

А. Л. Бондарчук, С. В. Бабич

A. L. Bondarchuk, S. V. Babich

Бондарчук Анна Леонидовна, учитель информатики и ИКТ, учитель физики, МОУ «ТСШ № 11», г. Тирасполь, Республика Молдова.
Бабич Светлана Васильевна, учитель математики I кв. категории, МОУ «ТСШ № 11», г. Тирасполь, Республика Молдова.

Bondarchuk Anna Leonidovna, teacher of computer science and ICT, physics teacher; Babich Svetlana Vasilievna, mathematics teacher, the first quarter categories of MOU «TSSH № 11», Tiraspol, Moldova.

 

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

MOTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITIES OF STUDENTS BY USING EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES

 

Аннотация. Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации образовательной деятельности. Обучение должно быть развивающим с точки зрения развития независимого критического и творческого мышления. Для этого многие преподаватели уже давно используют ресурсы Интернета. Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы, но и усложняют его. Одним из возможных решений этой проблемы является применение сервисов Web 2.0.

Annotation. Modern education is faced with the task of finding new types and forms of organization of educational activities. Training should be developmental in terms of developing independent critical and creative thinking. To do this, many teachers have long used the resources of the Internet. But the abundance of information in the network and its quality not only do not simplify the process of work, but also complicate it. One possible solution to this problem is the use of Web 2.0 services.

Ключевые слова: мотивация, информационные технологии, Интернет-ресурсы, Web 2.0.

Keyword: motivation, information technology, Internet resources, Web 2.0.

 

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем
учить сегодня так, как учили этому вчера.

Джон Дьюи

Актуальность данной темы обусловлена изменением роли современного педагога – он должен стать организатором процесса получения знаний, координатором информационного потока. Современный учитель должен не только сформировать профессиональные и общие компетенции, научить и воспитать в рамках урока, но и увлечь, заинтересовать, развить творческие способности, пробудить стремление к самообразованию, реализации своих способностей. На сегодняшний день выпускник среднего образовательного учреждения должен быть мобильным, конкурентоспособным, уметь профессионально находить себя в постоянно изменяющихся внешних условиях.

Образование сегодня немыслимо без современных компьютерных технологий. Сервисы Web 2.0 – интересный инструмент для выгодного представления творческих идей. Их применение на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как следствие повысить качество образования.

Интернет, и особенно инструменты, основанные на технологии Web 2.0, стали неизбежной частью повседневной жизни. Несомненным является их использование и в образовании. Инструменты Web 2.0 реализуются на всех уровнях образования, от начальных школ до университетов. Они также применимы в различных научных дисциплинах. Применение новых технологий в образовании привело к появлению новых теорий обучения. Теория обучения в цифровую эпоху, автором которой является Джордж Сименс, делает акцент на соединении информации и социальных связей, которые позволяют ученикам расширить свои знания. Эта теория, безусловно, относится к использованию технологии Web 2.0 и получения знаний с помощью этих инструментов [1].

Что такое Web 2.0? Концепция Web 2.0 была первоначально использована Тимом Рейли и Дейлом Догерти в 2004 году, когда они должны были создать название для конференции, посвященной развитию веб-технологий. Существует множество определений этого понятия, но ни одно из них не является общепринятым. Употребление термина Web 2.0 в основном связано с социальными сервисами и сетями, которые позволяют объединять людей в социальные группы, быстро искать единомышленников и нужную информацию. Практически все эти сервисы позволяют публиковать в Интернете свои материалы, в том числе мультимедийные, а также привлекать к ним внимание с помощью различных приемов, таких как организация по темам, создание сообществ по интересам или проведение различных конкурсов среди пользователей. Общий подход таков – вместо того чтобы устанавливать программное обеспечение на компьютер, возможно использовать те же программы из браузера через Интернет. Это удобно, так как практически все сервисы бесплатные или имеют бесплатную часть, а также ориентированы на неподготовленного пользователя, то есть обладают простым интерфейсом [2].

Сегодня существует множество различных инструментов Web 2.0, которые используются для различных целей. Многие из них применяются в образовании, их можно разделить на следующие категории.

Фотосервисы – они включают в себя обмен фотографиями, картинками и графическими изображениями через Интернет – фотоальбомы, публикации, комментарии, просмотр, пометка геоданных фотографий, создание фотопанорам. К ним относятся Flickr, Flamber, Panoramio и т. д.

Веб-альбомы позволяют силами сообщества педагогов-единомышленников или группой учащихся во главе с учителем дистанционно выполнять совместную работу по:

  • созданию копилки демонстрационного материала:
    • галерея портретов,
    • фотографии с привязкой к карте,
    • видео-эксперименты и т. д.;
  • созданию фотоотчетов о мероприятиях;
  • созданию совместных презентаций, фотоальбомов, слайд-шоу.

Видеосервисы – создание и совместное использование медиа-материалов, хранение, просмотр и обсуждение цифровых видеозаписей. К ним относятся Youtube, Yahoo, Current и др.

Сервисы для создания и публикаций презентаций, брошюр, журналов, буклетов, открыток и т. п. Такие сервисы как Canva, Prezi, Calameo, Powtoon, Piktochart и многие другие дают возможность отвлечься от стандартных офисных приложений и проявить творческую активность, представить информацию в новом виде, поработать в группах онлайн.

Сервисы для создания виртуальных досок, стенгазет и закладок Whiteboard. До сих пор в литературе нет русскоязычного термина, точно обозначающего эту технологию, но если переводить дословно, то это «белая доска». Такое совпадение, словно, намеренно указывает на возможности использования сервисов в педагогической практике. Как на школьной доске в ходе урока размещается наглядный материал, выполняется упражнение, чертится схема, так и в сервисах Whiteboard можно в онлайн режиме печатать и редактировать текст, комментировать, рисовать, встраивать видео. На уроке к доске можно пригласить нескольких учеников, и в сервисах с одним и тем же документом можно работать совместно. В качестве исходного документа сервисов чаще всего используется белый экран (белая доска), который наполняется материалом в ходе работы. Все эти сервисы часто называют интерактивными онлайн досками. Самые распространенные среди них Dabbleboard, Twiddla, WikiWall, Linoit и другие.

Сервисы для создания временных линий. Современные тайм-линии позволяют читать описания событий, смотреть фото и видео, слушать аудиозаписи – и всё это в одном окне! Лучший способ рассказать о любых событиях в хронологическом порядке – собрать их в наглядную цепочку. Сопроводить презентацией лекцию по истории или вместе с классом восстановить биографию знаменитого ученого будет интересно и познавательно с такими программами как Preseden, ClassTools, Genially, TimeGraphics, LearningApp и др.

Сервисы облачных хранилищ и создания документов онлайн. Само понятие «облачный сервис» предполагает интернет-сервис. Можно хранить файлы не на компьютере, а в интернете. Можно даже не устанавливать некоторые программы, а работать с их онлайн-аналогами в браузере. К примеру, заменой офисному пакету Micorsoft Office могут быть документы Google Docs. Необходимо только зайти в свою учетную запись и создать таблицу или документ, чтобы начать с ней работать. Документы не привязаны к определенному компьютеру – с ними можно работать с ними с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет.

Сервисы инфографики и интерактивной графики позволяют создавать информативно ёмкие графические изображения в краткой и понятной форме, а также встраивать огромное количество дополнительной информации в виде гиперссылок на внешние ресурсы. Примером может послужить сервис ThingLink.com. Интерактивные изображения ThingLink помогают ученикам развить навыки 21-го века и обогатить свой энтузиазм в обучении.

Образовательные платформы – относятся практически ко всем возможностям вышеперечисленных категорий и интеграции с ними, поэтому их основной целью является поддержка образования. Lecta предлагает создание профилей, блогов, хранение и пометку данных, создание аудиозаписей, использование учебников и тестов. Lecta содержит огромный пакет инструментов, который помогает учителям исследовать учеников, учиться со всеми из них одновременно в Интернете.

Web-технологии второго поколения стали катализатором революционных изменений в способах взаимодействия людей с Сетью. Множество отдельных приложений для связи пользователя с ресурсами сети, реализуемые через единые стандарты сети, сами стали некой сетевой программной платформой. Интернет, бывший до сих пор преимущественно «сетью читателей» трансформируется в «сеть писателей». Благодаря инструментарию Web 2.0 каждый имеет возможность стать творцом, а не пассивным потребителем информации в сети.

Технологии Web 2.0 обязательно должны быть использованы в образовательном процессе, поскольку они предоставляют большие возможности и ученикам, и учителям, позволяя первым значительно разнообразить возможности самостоятельных занятий, а вторым – применять более творческие подходы к обучению. Однако это, пожалуй, не упрощает, а скорее усложняет жизнь обеим сторонам учебного процесса. Многие сторонники идей Web 2.0, которые пока находятся на ранних стадиях проникновения в процессы обучения, убеждены, что использование этих технологий приведет к серьезнейшей перемене в образовательной среде.

Список литературы

  1. Манина, Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий [Текст]. / Л. А. Манина. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. – № 3. – С. 46-50.
  2. Черногорская, Н. Н. Использование ресурсов сети Интернет на уроках информатики [Текст]. / Н. Н. Черногорская. // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании». В 3 частях: Часть 1. – Чебоксары, 2011. – С. 229-231.
PDF