ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Раздел: Цифровая трансформация технологической подготовки – совмещение традиций и инноваций

Журнал: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом», Ч. 2

27 января 2022 г.

Авторы: Савченко В. А.

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 373.51

В. А. Савченко

V. A. Savchenko

Савченко Вячеслав Александрович, учитель технологии и ОБЖ, МБОУ «СОШ № 31», г. Новокузнецк, Россия.

Savchenko Vyacheslav Aleksandrovich, teacher of technology and life safety, MBOU «School No. 31», Novokuznetsk, Russia.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

USE OF MODERN DIGITAL EDUCATIONAL PLATFORMS IN TECHNOLOGY LESSONS

 

Аннотация. В статье рассматриваются варианты решения проблемы, связанной с организацией дистанционного обучения, описываются некоторые из современных и доступных цифровых образовательных платформ, позволяющих организовывать удалённое обучение школьников по всем предметам, в том числе и по технологии.

Annotation. The article discusses options for solving the problem associated with the organization of distance learning, describes some of the modern and available digital educational platforms that allow organizing remote education of schoolchildren in all subjects, including technology.

Ключевые слова: пандемия, дистанционное обучение, образовательная платформа, интернет-ресурсы, учебный предмет, технология.

Keywords: pandemic, distance learning, educational platform, Internet resources, subject, technology.

 

Окончание 10-х и начало 20-х годов 21 столетия в России, для сферы образования, запомнятся целым рядом событий. К числу которых можно отнести и такие, как:

  • разделение Минобрнауки 15 мая 2018 года на два отдельных министерства – Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования;
  • продолжение попыток усовершенствования ФГОС и системы итоговой аттестации (ГИА и ОГЭ);
  • создание образовательного центра поддержки одарённых детей в России – «Сириуса»;
  • частичное улучшение ситуации, связанной с низкими заработными платами педагогических работников, а именно – внедрение государством дополнительных выплат за классное руководство в школах и за осуществление кураторской деятельности в учреждениях СПО и др.

Также, одним из ключевых событий, запомнящихся человечеству не только в России, но и во всём мире, явилась – пандемия коронавируса, вспышка заболеваемости которой впервые была зафиксирована в Китае, в декабре 2019 года. Данная проблема не могла не отразиться во всех сферах жизни в РФ, в том числе и в образовании.

В качестве одного из вариантов выхода из ситуации, связанной с осуществлением учебного процесса в условиях пандемии, является – временная организация дистанционного обучения в школах, учреждениях СПО и ВПО.

На заре начала пандемии некоторые образовательные учреждения столкнулись со сложностями в выборе образовательных платформ, соответствующих всем требованиям стандартов, необходимых для организации дистанционного обучения. Цифровая образовательная платформа – это информационное пространство, объединяющее участников процесса обучения, которое дает возможность для удаленного образования и тестирования уровня знаний, обучающихся [3]. В интернете оказалось немало таких сервисов, однако, кое-какие из них либо были платными, либо помимо учебного материала содержали также, например, рекламу или запрещённый для обучающихся контент.

В наиболее «необычном» положении при включении, время от времени, в образовательный процесс в школах дистанционного обучения, оказались учителя физкультуры, ИЗО, музыки и, конечно, учителя технологии.

Ведь технология – это, прежде всего, практико-ориентированный предмет. Согласно теории и методике преподавания технологии – 70 % от всего учебного времени должно отводиться именно на практические работы. При изучении урока технологии, учащиеся, несомненно, должны учиться изготавливать различные объекты труда своими руками в рамках того или иного изучаемого раздела. Тем не менее, в условиях угрожающей человечеству пандемии – все учителя равны. При этом вся школьная программа, вследствие периодического перехода на «дистант», изучается удалённо. Поэтому учителя технологии, также, как и остальные педагоги, вынуждены вести онлайн-уроки через ресурсы видеоконференцсвязи, разрабатывать смарт-уроки и выкладывать их в электронном журнале и прочее. Тем более, что некоторые темы учебных разделов предмета «Технология» всё же можно проходить теоретически, например, раздел «Черчение и графика».

В целях найти наиболее эффективные способы организации дистанционного обучения нами в 31 школе г. Новокузнецка был проведён теоретический и практический анализ некоторых, имеющихся на текущий момент образовательных платформ. Сравнение разных информационных образовательных площадок позволило определить список наиболее удобных и простых, из применяемых нами при реализации образовательного процесса в форме «дистанта», в том числе и при проведении уроков технологии.

К ним мы, прежде всего, относим следующие платформы и Интернет-ресурсы:

  1. Zoom – сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и организации дистанционного обучения. Организовать онлайн-лекцию может любой педагог, создавший учетную запись. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью до 40 минут [7].
  2. Электронная школа 2.0 (ЭШ 2.0) – это программный комплекс, разработанный с целью хранения и обработки сведений об успеваемости учеников, а также для эффективной организации образовательного процесса. Сервис содержит базу данных и защищенную систему доступа к ней, а также позволяет создавать смарт-уроки, включающие в себя не только разные варианты проведения дистанционных занятий, но и возможность контроля полученных знаний, например, тестовые работы [6].
  3. Google Forms – это онлайн-инструмент, позволяющий создавать формы для сбора данных, онлайн-тестирования и голосования. Формы могут использоваться для опроса клиентов или проведения тестирования среди студентов и школьников [1].
  4. Депозитарий – Электронная школа – это региональная информационная образовательная платформа, включающая в себя комплекс электронных обучающих ресурсов, позволяющих осуществлять процесс дистанционного обучения [5].

Использование перечисленных цифровых образовательных платформ на уроках технологии может способствовать формированию следующих УУД (универсальных учебных действий).

  1. Личностные: самоопределение в разных сферах – профессиональное, личностное; нравственное оценивание усвояемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей [4]. Например, при прохождении тем, связанных с изучением рабочих профессий в конце разделов «дерево и металлообработка» на платформе – Zoom. Ведь на таком уроке будет очень полезным не только рассказать про данные профессии, но и наглядно их продемонстрировать (фото, видео). Это вполне реально, поскольку данный ресурс также располагает и возможностью включения презентаций (PowerPoint).
  2. Регулятивные: целеполагание – определение цели и учебной задачи [4] – может также реализовываться с помощью Интернет-ресурсов: Zoom и Электронная школа 2.0 (ЭШ 2.0). Так, для самостоятельного формулирования цели занятия, школьникам в начале урока можно в устной форме (через Zoom) объяснить смысл и варианты составления следующей таблицы (табл. 1).

    Затем, учащиеся самостоятельно делают эту таблицу в тетради. После этого, обучающиеся, например, сфотографировав или сделав скан своей работы, могут отправить её учителю на проверку в сервис ЭШ 2.0, закрепив данное изображение в личном сообщении. Либо могут просто отправить свой вариант темы урока личным сообщением в ЭШ 2.0. Планирование – установление последовательности действий в соответствии с установочной целью и учётом предполагаемого результата [4]. Данное УУД также может формироваться в режиме онлайн-общения, организованного на платформе – Zoom, допустим, при разъяснении учителем технологии этапов разработки творческого проекта или при устных ответах учителя на вопросы учеников в чате.
  3. Познавательные: выбор для решения познавательных задач различных источников информации [2]. В целях развития у учащихся мотивации к изучению нового, можно предоставить им самостоятельный выбор источников для освоения теоретического материала. Для решения этого вопроса подходят такие образовательные платформы, как – ЭШ 2.0 и Депозитарий – Электронная школа. Данные ресурсы содержат большую базу учебного материала по всем предметам. Как вариант, можно даже выдать школьникам задание изучить одну и туже тему урока сразу на обоих, представленных ресурсах. Затем, в процессе общения с обучающимися совместно выявить наиболее полезный учебный материал из числа предложенных.
  4. Коммуникативные: умение правильно формулировать вопросы, способность полно и точно выражать свои мысли [4]. При организации образовательного процесса на платформе – Zoom, у каждого школьника есть возможность задать интересующий его вопрос, либо высказать свою точку зрения. Это можно сделать как в чате, путём текстового сообщения, так и с использованием устной речи, подключив микрофон и выбрав соответствующую опцию.

Помимо формирования некоторых УУД, при проведении уроков в формате удалённого обучения, отдельные цифровые образовательные платформы также позволяют осуществлять их контроль и оценивание. К числу таких интернет-платформ могут относиться – ЭШ 2.0 и Google Forms, позволяющие создавать разнообразные тестовые задания.

Накопленный нами некоторый опыт организации дистанционного обучения в МБОУ «СОШ № 31» г. Новокузнецка, позволил сделать следующие выводы:

  1. далеко не все образовательные платформы являются доступными, бесплатными и полезными;
  2. процесс учебной деятельности в дистанционной форме для современной молодёжи – весьма интересен, а также может способствовать дополнительной мотивации учащихся к обучению;
  3. несмотря на некоторые преимущества, на данный момент, осуществление образовательного процесса в дистанционном формате не может в полной мере отвечать высокому уровню качества образования. Удалённая форма обучения пока не способна полностью заменить классический урок, где происходит «живое общение» учителя и ученика. Это связано, как с техническими сложностями проведения онлайн-занятий (отсутствие у некоторых учащихся, например, ПК или других устройств, нестабильное интернет-соединение и т.д.), так и с возможностью «списывания» для учащихся, допустим при выполнении тестовых работ в смарт-уроке сервиса Электронная школа 2.0. Также, при освоении новых или наиболее сложных тем, у учащихся могут возникнуть вопросы и трудности, в разрешении которых лучше, быстрее и эффективнее может помочь именно педагог в процессе очного обучения, а не компьютерная программа, в режиме – «дистанта».

Список литературы

  1. Возможности Google Forms [Электронный ресурс]. – URL : https://timeweb.com/ru/community/articles/vozmozhnosti-google-forms (дата обращения : 06.11.2021).
  2. Миронов, А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС [Текст]. / А. В. Миронов. – Волгоград : Учитель, 2013. – 174 с. – ISBN 978-5-7057-3244-9
  3. Образовательная онлайн платформа [Электронный ресурс]. – URL : https://www.ddplanet.ru/baza-znaniy/p-digital_platform/ (дата обращения : 06.11.2021).
  4. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. – URL : https://aujc.ru/universalnye-uchebnye-dejstviya/ (дата обращения : 20.11.2021).
  5. Электронное образование Кемеровской области, [Электронный ресурс]. – URL : Депозитарий – Электронная школа (kuz-edu.ru) (дата обращения : 06.11.2021).
  6. Электронная школа 2.0 – электронный дневник и электронный журнал, [Электронный ресурс]. – URL : https://phscs.ru/elektronnaya-shkola-2-0/ (дата обращения : 06.11.2021).
  7. Zoom для преподавателей и спикеров (инструкция) [Электронный ресурс]. – URL : https://hsbi.hse.ru/articles/zoom-dlya-prepodavateley/ (дата обращения : 06.11.2021).
PDF