АДМИНИСТРИРОВАНИЕ MOODLE

Раздел: ИТ в образовании

Журнал: Педагогические приемы обучения с использованием ИКТ

15 сентября 2012 г.

Авторы: Ивлев Алексей Евгеньевич

А. Е. Ивлев

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ MOODLE

Администрирование Moodle выполняется при помощи команд блока Администрирование, расположенного на главной странице системы (он доступен только администратору). По названиям пунктов меню этого блока, можно определить круг административных возможностей.

Рассмотрим некоторые вопросы администрирования Moodle.

1. Создание учетных записей. Работа со списком пользователей

В блоке Администрирование выбирается Пользователи — Учетные записи — Работа со списком пользователей. Открывается страница «Редактирование списка пользователей».

Здесь можно регистрировать, удалять и редактировать учетные записи пользователей системы. Щелчок по имени пользователя открывает форму, в которой хранятся личные данные этого пользователя, его блог, полные отчеты о деятельности, его сообщения на всех форумах, в которых участвует пользователь. Здесь же можно назначить роль (Роль - это совокупность прав (разрешений), определенных в целом для сайта Moodle, которые могут быть назначены определенным пользователям в заданном контексте.) пользователю, причем эта роль будет глобальная, на уровне системы, т.е. пользователь будет иметь назначенные ему права во всех курсах системы. Локальные роли назначаются на уровне курса (Управление — Назначить роли).

Используются следующие роли:

  • Администратор (может делать все на сайте и в любом курсе);
  • Создатель курса (может создать курс и учить в нем);
  • Учитель (может многое делать внутри курса, редактировать материалы курса);
  • Учитель без права редактировать (может учить студентов, оценивать их);
  • Студент (имеет доступ к материалам курса)
  • Гость (может иметь доступ к каким-либо курсам при разрешении гостевого доступа).

Например: учитель, имеющий права администратора, может регистрировать других учителей и учащихся, назначая им соответствующие роли (создатель курса, учитель с правом редактирования и без него, студент, гость), распределять права, объединять учащихся в виртуальные группы, получать сводную информацию о работе каждого ученика. С помощью встроенного календаря определять даты начала и окончания курса, сдачи определенных заданий, сроки тестирования. Используя инструмент Пояснение и Форум, публиковать информацию о курсе и новости.

2. Настройка элементов курса

Для удобства ориентации в большом количестве создаваемых курсов, в Moodle предусмотрена структуризация их по категориям и подкатегориям. Поэтому при создании курса следует указать, к какой категории (подкатегории) будет относиться данный курс, если подходящей категории не существует — создать ее.

  • В блоке Администрирование выберите пункт меню «Курсы — Добавить/редактировать курсы».
  • В открывшейся странице «Категории курсов» перечислены все имеющиеся категории, по умолчанию в Moodle создана только одна категория — «Разное». Нажмите кнопку «Добавить категорию».
  • В открывшейся странице «Добавить категорию» введите название категории в поле «Имя категории» («Category name»).  Если вы создаете подкатегорию, то следует указать название родительской категории (parent category) — выбрать из выпадающего списка категорий. Можно (но не обязательно) создать краткое описание категории в окне текстового редактора. Нажатие на кнопку «Сохранить» завершает процесс создания категории.

В дальнейшем с помощью кнопок инструментов, расположенных в колонке «Редактировать» на странице «Категории курсов» можно вносить изменения, удалять, переименовывать категории, делать их подкатегориями других категорий, передвигать категорию выше/ниже в списке категорий, делать название категории невидимым для студентов.

Наполнение курса

При создании курса в него автоматически включается только новостной форум. LMS Moodle располагает большим разнообразием модулей (элементов курса), которые могут быть использованы для создания курсов любого типа. В зависимости от содержания курса и концепции преподавания, создатель курса включает наиболее подходящие элементы и ресурсы, предоставляемые системой Moodle.

Можно разделить инструменты (модули) Moodle для представления материалов курса на статические (ресурсы курса) и интерактивные (элементы курса).

К ресурсам относятся:

  • Текстовая страница
  • Веб-страница
  • Ссылка на файл или веб-страницу
  • Ссылка на каталог
  • Пояснение — позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы, недели или используемого инструмента.

К интерактивным элементам курса относятся:

  • Лекция  - строится по принципу чередования страниц с теоретическим материалом и страниц с обучающими тестовыми заданиями и вопросами.
  • Задание - позволяет преподавателю ставить задачи, которые требуют от студентов ответа в электронной форме (в любом формате) и дает возможность загрузить его на сервер
  • Тест - позволяет создавать наборы тестовых заданий.
  • Wiki - делает возможной совместную групповую работу обучаемых над документами.
  • Глоссарий - позволяет создавать и редактировать список определений, как в словаре.
  • Форум - используется для организации дискуссии и группируются по темам.

Moodle имеет не только многофункциональный тестовый модуль, но и предоставляет возможность оценивания работы обучающихся в таких элементах курса как Задание, Форум, Wiki, Глоссарий и т.д., причем оценивание может происходить и по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Существует возможность оценивания статей Wiki, глоссария, ответов на форуме другими участниками курса. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок.

Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в LMS Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.

3. Резервное копирование курсов

Moodle позволяет делать резервные копии курсов (Администрирование — Курсы — Резервные копии). Вы можете выбрать какие файлы и какую служебную информацию резервировать. Можно назначить автоматическое копирование через определенный промежуток времени.

Кроме того, резервное копирование курса можно осуществлять и на уровне курса (если вы не администратор) через блок Управление — Резервное копирование.

Резервное копирование курса происходит в несколько этапов:

1. Выбираем  «Управление» - «Резервное копирование».

2. Выбираем копируемую информацию. Можно выбрать элементы курса, которые нужно скопировать, причем указать – включать данные пользователей или нет. Кроме элементов курса можно в копию включить (или не включить) список участников курса, логи – служебные файлы, в которых записаны действия пользователей, пользовательские файлы – файлы, закаченные на курс учащимися, файлы курса и т.д.

3. Определяем название файла резервной копии. Название файла формируется автоматически, состоит из названия курса и даты. Это название можно изменить.

4. Отчет программы Moodle о процедуре копирования. Если не произошло никаких сбоев, ошибок, то внизу страницы имеется сообщение, что копирование прошло успешно.

5. Итоговая страница файловой системы курса. Пользователю показан файл резервной копии, который можно:

  • скачать на компьютер пользователя (просто кликнуть по названию файла);
  • распаковать («распаковать zip-архив»);
  • посмотреть содержание копии («список»);
  • восстановить информацию из резервной копии в этом или другом курсе («восстановить»);
  • переименовать файл («переименовать»).

Система управления обучением Moodle может быть использована не только для организации дистанционного обучения, но, безусловно, будет полезна и в учебном процессе традиционной школы и вуза.

Электронные ресурсы

  1. http://docs.altlinux.org/current/school_server/tips_school_server.next/index.html
  2. http://moodlefree.ru/tag/administrirovanie
PDF