РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Журнал: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом», Ч. 2

27 января 2022 г.

Авторы: Карпинская Татьяна Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378.14

Т. В. Карпинская

T. V. Karpinskaya

Карпинская Татьяна Владимировна, к.п.н., доцент, УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина», г. Мозырь, Республика Беларусь.

Karpinskaya Tatsiana Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, educational institution «Mozyr state pedagogical university named after I.P. Shamyakin», Mozyr, Republic of Belarus.

 

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

THE ROLE OF METHODOLOGICAL ELECTRONIC SUPPORT OF THE EDUCATIONAL DISCIPLINE IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов. Представлено теоретическое обоснование разработки и использования в процессе обучения методического электронного обеспечения учебной дисциплины. Приведенные данные о развивающем и дидактическом потенциале разработанной и апробированной в реальной образовательной практике технологии обучения с использованием компьютерных презентаций и рейтинговой системы контроля знаний студентов.

Annotation. The article is devoted to the problem of improving the quality of professional training of future teachers. The theoretical justification of development and use of methodical electronic support of the training discipline in the training process is presented. Given data on the developing and didactic potential of the training technology developed and tested in real educational practice using computer presentations and a rating system of student knowledge control.

Ключевые слова: методическое электронное обеспечение учебной дисциплины, мультимедийные технологии, мультимедийные презентации, рейтинговая система контроля знаний, эффективность технологии обучения с использованием методического электронного обеспечения.

Keywords: methodical electronic support of training discipline, multimedia technologies, multimedia presentations, a rating system for knowledge control, efficiency of training technology using methodical electronic support.

 

Методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки имеет большое значение, как в производственном, так и теоретическом обучении, в виду того, что обеспечивает педагогу высокий уровень преподавания и вместе с тем позволяет управлять познавательной деятельностью обучающихся, что способствует повышению качества обучения. В условиях развития современного образования одним из важнейших элементов методического обеспечения реализации образовательных программ являются электронные ресурсы. Их использование в процессе преподавания различных дисциплин в учебных заведениях сегодня является одним из актуальных вопросов педагогики.

Процесс информатизации общества способствует повсеместному внедрению в образовательное пространство компьютерных технологий, наиболее часто осуществляемых с помощью мультимедийных учебных материалов, обладающих большой информативностью, так как позволяют проникнуть в суть изучаемых процессов и явлений, повышают наглядность обучения, усиливают эмоциональность изучаемого материала. С появлением технологии мультимедиа повысились дидактические возможности предъявления различного вида информации в процессе обучения, стали возможны сочетания звука и изображения, эффекты моделирования, интерактивная работа в диалоговом режиме, различные манипуляции с графикой и текстом.

Серьезную помощь преподавателю в ряде вопросов могут оказать мультимедийные технологии: использование ресурсов Интернета; применение электронных изданий образовательного значения; наглядно-образное представление объектов труда, макетов, моделей технического и декоративно-прикладного творчества; создание электронного банка творческих проектов; решение творческих технологических и конструкторских задач; разработка компьютерных развивающих, логических игр; контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся; разработка мультимедийных презентаций [2]. В образовательном процессе мультимедийные технологии используют для анонсирования темы, как сопровождение объяснения преподавателя, как информационно-обучающее пособие, для контроля знаний.

Использование мультимедийных технологий как средств обучения позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; оптимально сочетать логический и образный способы постижения информации; активизировать образовательный процесс посредством усиления наглядности; расширить интерактивное взаимодействие, где обучающийся является не пассивным слушателем, а занимает позицию активного деятеля; интегрировать различные типы мультимедийной учебной информации; развивать самостоятельность и творчество обучающегося в учебной деятельности, включая его в коммуникативное общение с преподавателем; стимулировать познавательную активность.

Мультимедийные технологии обеспечивают повышение информационной емкости содержания учебного занятия: способствуют реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; экономят учебное время, позволяют усваивать большой объем информации; концентрируют внимание на наиболее сложных темах и понятиях; расширяют возможности качественного отбора учебных заданий и упражнений, делая их более наглядными и интересными; развивают профессиональные умения и навыки за счет индивидуализации обучения и активизации самостоятельной работы обучающихся [1].

Внедрение методического электронного обеспечения учебной дисциплины в процесс обучения предоставляет новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы как неотъемлемой части учебного процесса. Включение в состав теоретического курса учебной дисциплины мультимедийных составляющих усиливает воздействие на зрительную систему восприятия, что дает возможность повысить плотность полезного информационного потока к обучающемуся, и, как результат, улучшить качество полученных знаний.

Одним из современных средств визуального воздействия на обучающихся является мультимедийная презентация, позволяющая представить материал максимально детально и подробно, дробя его на порции, имеющие оптимальную информационную насыщенность и наглядность, использовать возможности анимации отдельных элементов, видеовставки [3]. Мультимедийная презентация, представляющая собой набор слайдов и спецэффектов (слайд-шоу), текстовое содержимое презентации, заметки докладчика, а также раздаточный материал для аудитории, хранящиеся в одном файле, нацелена на то, чтобы донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация тем эффективнее, чем в большей мере в ней используются возможности мультимедиа технологий.

Перед созданием компьютерной презентации важно определить: назначение презентации, ее тему, примерное количество слайдов; как представить информацию наиболее удачным образом; содержание слайдов; графическое оформление каждого слайда. Презентация требует предварительного составления плана показа. Каждый слайд проектируется: определяются содержание слайда, размер, состав элементов, способы их оформления и т. п. Выбор макета компьютерной презентации определяет оптимальное количество слайдов, дизайн слайдов (выбор шаблона и шрифта, подбор иллюстраций и анимации, преобразование текстового материала в формат мультимедиа, схематизация учебного материала, т. е. разработка СЛС).

Одним из существенных моментов организации обучения является контроль знаний и умений обучающихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит содержание работы на занятии, как всей группы в целом, так и отдельных студентов. Наиболее технологичной формой проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества признается тестирование. Несомненное преимущество тестового контроля в том, что он позволяет преподавателю сократить время на оценку знаний, увеличив тем самым продолжительность процесса обучения.

Сегодня успешно внедряют в практику рейтинговую систему оценки знаний. Рейтинговый контроль позволяет снизить субъективность преподавателя в ходе контроля знаний, сделать для студентов понятным процесс оценивания, повысить точность выставляемой отметки, использовать деятельный подход в оценивании, демократизировать обучение, улучшить управляющие свойства традиционного контроля и др.

Изучение, анализ и обобщение учебно-методической, педагогической и специальной литературы позволило разработать и оформить компьютерные презентации для изучения определенных тем учебной дисциплины «Охрана труда»; вопросы, тесты, задания для контрольных и текущих срезов, зачетов; материалы для рейтинг-контроля знаний будущих педагогов. Эффективность технологии обучения с использованием компьютерных презентаций и рейтинговой системы контроля знаний студентов проверялась в ходе занятий на физико-инженерном и технолого-биологическом факультетах УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякин». В качестве зависимых переменных рассматривались показатели уровня знаний студентов в области охраны труда и деятельностной позиции участников эксперимента. Полученные результаты свидетельствуют о фронтальном характере и статистической значимости произошедших позитивных изменений по всем выделенным переменным.

Использование разработанных в ходе исследования компонентов методического электронного обеспечения дисциплины «Охрана труда» оказывает существенное положительное влияние. Выявлен значительный дидактический потенциал предложенной методики обучения относительно направленности на формирование у студентов деятельностной позиции. У большинства студентов понимание полезности использования на занятиях компьютерных презентаций и рейтинговой системы контроля знаний сопряжено с удовлетворением собственным участием в работе. В условиях свободного личностного самоопределения абсолютное большинство студентов (свыше 86 %) заняли позицию активного деятеля. Активность, как основной критерий деятельности и позиции субъекта, выступает и как критерий сознательности и самостоятельности, она же определяет и качество «присвоения» образовательной ситуации, самоорганизации и самореализации, самоэффективности субъекта в этой ситуации.

Зафиксированный в результатах итоговой рефлексии высокий уровень учебно-познавательной активности положительно характеризует все эти явления и процессы. Однако у каждого субъекта деятельности имеется собственная шкала самодостижения, поэтому для одних даже минимальное проявление активности в определенной ситуации воспринимается в качестве достаточного, а для других даже высокий уровень активности представляется недостаточным. Эти особенности рельефно проявляются при совмещении самооценок активности с показателями личной удовлетворенности студентов своей учебной деятельностью.

Приведенные данные свидетельствуют о значительном развивающем и дидактическом потенциале разработанной и апробированной в реальной образовательной практике технологии обучения с использованием компьютерных презентаций и рейтинговой системы контроля знаний студентов по дисциплине «Охрана труда».

Таким образом, широкое внедрение в учебный процесс методического электронного обеспечения дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность студентов на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей и студентов, организовать продуктивное их взаимодействие, позволяет значительно увеличить долю самостоятельности будущих педагогов, расширить возможности организации на занятии их индивидуальной и групповой работы, развивать умственную активность и инициативу при усвоении учебного материала.

Список литературы

  1. Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности: учеб. пособие для студентов специальности «Социальная педагогика» [Текст]. / сост. В. В. Мантуленко. – Самара : «Универс групп», 2006. – 36 с.
  2. Литов, А. С. Компьютерные технологии в технологическом образовании школьников [Текст]. / А. С. Литов. // Актуальные проблемы профессионального и технического образования: материалы научно-практической международной конференции / под ред. З. А. Литовой. – Курск : Курск. гос. ун-т, 2011. – С. 194-197.
  3. Семенова, Н. Г. Создание и практическая реализация мультимедийных курсов лекций [Текст]. / Н. Г. Семенова. – Оренбург : ОГУ, 2004. – 128 с.
PDF