ПОВЫШЕНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖА ПО СРЕДСТВАМ РАБОТЫ В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

27 февраля 2022 г.

Авторы: Полякова Антонина Игоревна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 37.018.46

А. И. Полякова

A. I. Polyakova

Полякова Антонина Игоревна, аспирант, ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Кемерово, Россия.

Polyakova Antonina Igorevna, postgraduate student, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia.

 

ПОВЫШЕНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖА ПО СРЕДСТВАМ РАБОТЫ В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

INCREASING THE DIGITAL COMPETENCES OF COLLEGE TEACHERS BY THE MEANS OF WORK IN A VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

 

Аннотация. В статье рассматривается опыт организации обучения преподавателей колледжа работе в виртуальной образовательной среде, по средствам участия в коротких обучающих программах и марафонах цифровой грамотности.

Annotation. The article discusses the experience of organizing the training of college teachers to work in a virtual educational environment, by means of participation in short training programs and digital literacy marathons.

Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, требования к цифровизации обучения, марафон, цифровые компетенции педагогов.

Keywords: virtual educational environment, requirements for digitalization of learning, marathon, digital competencies of teachers.

 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) каждое образовательное учреждение должно создать на своей базе виртуальную информационно-образовательную среду, которая должна включать в себя комплекс цифровых образовательных ресурсов, методическую поддержку учебного процесса, а также систему обратной связи между субъектами образовательного процесса. Требования ФГОС соответствуют и современной политики в области развития цифровой экономики. Ключевое значение в построении современного подхода к цифровизации образования является создание единой виртуальной образовательной среды

Ценность виртуальной образовательной среды для обучающихся заключается в том, что она формирует важнейшие навыки и компетенции, востребованные в современном мире. От выбора информационных технологий и грамотного использования зависит качественный уровень подготовки обучающихся, обеспечение педагогических, методических и развивающих принципов процесса обучения. Большую роль, в этой связи, будут играть цифровые знания и навыки педагогов. Согласно данным, представленным лабораторией НИИ ВШЭ в период пандемии «доля учителей, использующих в своей работе онлайн-ресурсы, выросла с 64 % до 85 %» [4]. Несмотря на активное участие педагогов в разработке форматов дистанционного обучения, около 43 % опрошенных отметили трудности с выбором цифровых образовательных платформ, а 84 % полагают, что с переходом на онлайн-обучение увеличивается их нагрузка. Стоит отметить, что не все преподаватели общего и профессионального образования обладают внутренней мотивацией и сформированными навыками, чтобы применять цифровые технологии в рамках своих дисциплин.

В исследовании Е. А. Дьяковой и Г. Г. Сечкаревой отмечается, что препятствием для активного вовлечения педагогов в освоение цифровых технологий является мнение, что при переносе классического образования в виртуальное пространство можно снизить качество образования и упустить воспитательный аспект обучения [1]. Другая точка зрения на эту проблему кроется в дополнительной нагрузке на преподавателей, ведь помимо проведения «живых» уроков у доски педагогу необходимо скомплектовать свой образовательный курс в виртуальной среде, продумать выбор обучающих средств, а также средств обратной связи. На наш взгляд необходимо сформировать у преподавателей устойчивую мотивацию к освоению цифровых технологий, понимание необходимости приобщать обучающихся к самоорганизации, самообразованию, критическому отношению к информационным источникам обучения. В этой связи для преподавателей ГАПОУ «Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий» был разработан комплекс образовательных мероприятий (коротких образовательных программ – спринтов), которые включали в себя:

  1. знакомство с современными возможностями цифровых образовательных платформ и сервисов;
  2. включение авторских дистанционных курсов в единую виртуальную образовательную среду – Moodle;
  3. отработку цифровых навыков в виртуальной образовательной среде, а также при создании своих цифровых образовательных разработок на различных сервисах.

Всего за учебный 2021 год в колледже было проведено более десяти тематических спринтов («Методический семинар по работе с ресурсами Google», «Работа с сервисами викторин Quizziz», «Создание интерактивных рабочих тетрадей Coreapp» и другие).

Отдельным элементом повышения цифровой грамотности педагогов стала разработка и проведение образовательного марафона «Цифровой ликбез – финансовая грамотность». Педагогический потенциал обучения по средствам online-марафона основывается на современном тренде непрерывного профессионального образования. Цель обучения взрослых – это повышение профессионального и личного уровня специалиста. С точки зрения психического здоровья взрослого человека постоянная умственная работа, включенность личности в развитие своих профессиональных навыков способствует успешному разрешению кризисов зрелого возраста.

Система обучения взрослого контингента обучающихся основывается на практико-ориентированном подходе, поскольку «взрослый человек желает, чтобы обучение пригодилось ему в своей профессиональной деятельности». Необходимо при планировании работы по формированию финансовой грамотности придерживаться практико-ориентированного подхода. Чаще всего разработчики курсов применяют интерактивные методы обучения. Интерактивная модель дает возможность смоделировать жизненные ситуации, реализовать ролевые игры, а также ввести работу с кейсами. Это могут быть уроки-практикумы, решение задач, работа со статистическими данными, составление документов [2]. Как отмечает кандидат педагогических наук Е. Л. Рутковская: «речь идет о заданиях, которые направлены на решение стоящей перед человеком проблемы, определение своего собственного сознательного финансово грамотного поведения» [3].

Предложенная образовательная программа марафон «Цифровой ликбез – финансовая грамотность» отвечает заявленным требованиям и предлагает разнообразие методов и подходов в построении образовательной траектории целевых групп проекта. Цель марафона – формирование у преподавателей навыков и необходимых базовых компетенций по финансовой грамотности. Важное место в программе марафона уделяется цифровой среде, в том числе работе в мобильном приложении «Sberbank online», личному планированию доходов и расходов, вопросам формирования пассивного дохода, грамотного инвестирования сбережений и информационной безопасности гражданина в условиях цифровой экономики. Марафон рассчитан на недельный период (5 рабочих дней) и располагался на официальном сайте колледжа.

Программа марафона включает в себя цикл коротких видео, тестовых заданий, интерактивных тренажеров и квизов по финансовой грамотности, в том числе по формированию личного бюджета, инвестированию сбережений, формированию личного дополнительного дохода, кредитованию, электронным расчетам и выполнению операций в приложении «Sberbank online». Практические занятия представляют собой кейсы, которые направлены на решение и устранение проблем с обналичиванием банковской карты, определением интернет-мошенников, устранению финансовых потерь в сети интернет, определению эффективных личных вложений, формированию личного бюджета без привлечения заемных средств. По каждому занятию предлагалось выполнить итоговую форму отчета, по которой начислялись баллы.

Каждое учебное занятие (день марафона) представляло собой: теоретический материал (короткое видео и информационный лист), а также практическое задание, представленное в опросном листе Google forms (рис. 1а). А также был создан бот в мессенджере Telegram, который включал в себя вопросы по мобильному приложению Сбербанка (рис. 1б).

Проводимые обучающие программы для преподавателей колледжа способствовали развитию цифровых навыков, педагоги включились в изучение продемонстрированных в ходе семинаров и марафона цифровых инструментов обучения. Полагаем, что подобная корпоративная программа обучения преподавателей колледжа поспособствует устойчивой мотивации и необходимости участия в построении виртуальной образовательной среды для обучающихся.

Список литературы

  1. Дьякова, Е. А. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения [Электронный ресурс]. / Е. А. Дьякова, Г. Г. Сечкарева. // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. – № 2. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-kak-osnova-podgotovki-uchitelya-xxi-veka-problemy-i-resheniya (дата обращения : 18.01.2022).
  2. Павлова, А. Н. Использование игровых технологий при обучении финансовой грамотности школьников [Электронный ресурс]. / А. Н. Павлова. // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение, 2018. – № 2 (54). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-pri-obuchenii-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov (дата обращения : 08.09.2021).
  3. Рутковская, Е. Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий [Электронный ресурс]. / Е. Л. Рутковская. // Отечественная и зарубежная педагогика, 2019. – № 4 (61). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-kak-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti-podhody-k-razrabotke-uchebnyh-zadaniy (дата обращения : 20.09.2021).
  4. Исследование Вышки: 74 % учителей, не пользовавшихся онлайн-ресурсами, теперь их применяют [Электронный ресурс]. – URL : https://www.hse.ru/news/expertise/357830670.html (дата обращения : 20.12.2021).

PDF