ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

27 февраля 2022 г.

Авторы: Белозёрова Ольга Викторовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 004

О. В. Белозёрова

O. V. Belozеrova

Белозёрова Ольга Викторовна, преподаватель, Филиал БНТУ «Борисовский государственный политехнический колледж», г. Борисов, Республика Беларусь.

Belozerova Olga Viktorovna, lecturer, Branch of BNTU «Borisov State Polytechnic College», Borisov, Republic of Belarus.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

USING ICT IN THECOLLEGE EDUCATIONAL PROCESS WITHIN THE IMPLEMENTATION OF THE DIGITAL TRANSFORMATION CONCEPT IN THE SYSTEM OF EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

 

Аннотация. В условиях цифровой трансформации учреждения образования должны обеспечить последовательную реализацию процессов внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий во все области, связанные с образовательным процессом. В статье рассматриваются положения Концепции цифровой трансформации в системе образования Республики Беларусь, основные направления ее реализации в колледже, возникающие в процессе проблемы, пути их решения и направления дальнейшего развития.

Annotation. In the context of digital transformation educational institutions should ensure the consistent implementation of the latest information and communication technologies in all areas related to the educational process. The article presents the provisions of the Concept of digital transformation in the education system of the Republic of Belarus, the main directions of its implementation in the college, problems arising in the process, ways to solve them direction for further development.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, электронные сервисы, электронные ресурсы.

Keywords: education digital transformation, electronic services, electronic resources.

 

Цифровая трансформация процессов в системе образования является глобальной тенденцией. Классическое образование переживает кризис, вызываемый отставанием знаний, получаемых обучающимися, от уровня развития технологий; инерционностью и невысокой адаптивностью образовательных программ к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. В то же время цифровые технологии активно проникают на все уровни системы образования и способствуют более эффективному вовлечению обучающихся в образовательный процесс, а также персонализации обучения посредством предоставления участникам образовательного процесса материалов, соответствующих их уровню знаний и интересам. В связи с чем, происходит пересмотр содержания и развития системы образования на государственном уровне, формируются новые представления о целях и результатах обучения, возрастает роль информационно-коммуникационных технологий во всех видах деятельности.

Концепция цифровой трансформации в системе образования Республики Беларусь закладывает базу для осуществления соответствующих процессов в системе образования, включая модернизацию инфраструктуры, внедрение ИКТ в образовательный процесс, а также оптимизацию и оцифровку с помощью программных средств всех процессов, протекающих в системе образования и реализуемых на основе принятия технических, программных, методических и нормативных решений [1].

Колледж реализуют основные задачи, сформулированные концепцией, соотнося со своими возможностями, уровнем подготовки преподавательского состава и уровнем финансирования.

Повышается техническая оснащенность колледжа для реализации современных ИКТ, происходит обновление оборудования мастерских и лабораторий, оснащение кабинетов мультимедийными комплексами, интерактивными панелями, компьютерами.

Совершенствуется программное обеспечение образовательного процесса: используемое педагогическими работниками при организации, осуществлении и анализе образовательного процесса (внедряется программа «1С: Колледж»); используемое законными представителями обучающихся как участниками образовательного процесса (у родителей есть возможность ознакомиться с успеваемостью обучаемых на сайте колледжа); обеспечивающие формирование статистических данных о системе образования, учреждении образования, участниках образовательного процесса.

В образовательном процессе используются электронные образовательные ресурсы. Прошедший год ускорил процесс разработки материалов для обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Преподаватели колледжа используют различные сервисы Google, благодаря их открытости, простоте, бесплатному доступу и большому количеству обучающих материалов. В условиях перехода на онлайн-обучение эти инструменты используются в сочетании со службами организации конференций (Skype, Zoom, Meet). На текущий момент наше учебное заведение получило образовательную лицензию от Google на использование инструментов Google Workspace (ранее G Suite). С Google Workspace организация получает собственный адрес электронной почты, а также доступ к таким инструментам для совместной работы, как Gmail, Класс, Календарь, Meet, Chat, Диск, Документы, Таблицы, Презентации, Формы, Сайты и т. д. Получение лицензии позволило унифицировать систему адресов электронной почты преподавателей и учащихся, а также интегрировать видеоконференции (Meet) с образовательными курсами Google Класс.

Наиболее интенсивно на данный момент нами используется сервис Google Класс. Для каждой группы преподаватели организуют курсы с теоретическими материалами, практическими заданиями и отдельной видеоконференцией Meet. Есть возможность работы с одним курсом нескольким преподавателям. Работа с приложением заключается в том, что учащимся выдаются задания, для которых можно задать сроки сдачи, критерии оценки. Учащиеся после выполнения работы имеют возможность прикрепить результаты к заданию (это могут быть фото, текстовые файлы, файлы электронных таблиц, чертежей, программ и т.д.). Изначально, когда возникла необходимость в организации дистанционного обучения, именно эти возможности Google Класс позволяли легко отслеживать и контролировать результаты самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, по сравнению с другими доступными на тот момент средствами. По учебным дисциплинам, требующим использование персонального компьютера, учащиеся прикрепляли файлы с результатами работы, на других учебных дисциплинах – фото письменных работ.

С помощью сервиса можно: назначать одно задание всей группе, подгруппе или каждому учащемуся индивидуально; просмотреть работы всей группы по выбранной теме, так и работы выбранного учащегося по всем темам; выставлять отметки с использованием различных систем оценивания; анализировать уровень успеваемости отдельного учащегося или группы в целом.

Наличие мобильной версии Google Класс на Google Play делает эту платформу еще более привлекательной. За счет возможности настройки автоматических уведомлений на мобильном телефоне о новых заданиях или сообщениях ленты, которая организует чат с преподавателем или другими участниками Google Класс.

В процессе использования Google Workspace в филиале БНТУ «БГПК» определились следующие преимущества данного сервиса: быстрота внедрения, не требующая значительных затрат ресурсов, связанных с покупкой специализированного программного обеспечения и обучением преподавателей; унификации системы аккаунтов преподавателей и учащихся; возможность руководства отслеживать активность участников Google Workspace, как учащихся так и преподавателей; систематизация учебного материала [2].

Сервисы Google Workspace предоставляют широкий набор инструментов для организации электронного обучения, особенно в условиях ограниченности времени и ресурсов. На данный момент разработанные курсы активно используются для поддержки аудиторной формы занятий, выдачи и проверки домашнего задания, ознакомления с дополнительным материалом, взаимодействия учащихся и преподавателей вне аудиторных занятий.

При внедрении в учебный процесс Google Workspace одной из проблем была разноуровневая компетентность преподавателей в области ИКТ. В целях оказание методической помощи преподавателям филиала БНТУ «БГПК» в работе с платформой Google Classroom, сервисами Zoom и Meet цикловой комиссией преподавателей информационных технологий и информатики разработан курс «Использование сервисов Google Класс и видеоконференций при организации учебного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий». Курс посвящен знакомству с возможностями Google Класс, основным приемам работы по созданию и управлению учебными курсами, использованию в учебном процессе сервисов видеоконференций Zoom и Meet.

Курс составлен на основе личного опыта работы преподавателей ЦК информационных технологий и информатики филиала БНТУ «БГПК». Состоит из практических занятий, которые предусматривают знакомство с работой в Google Класс в роли «ученик», «учитель», разработку своего курса с использованием заданий различного типа, проверку работ и анализ отметок. Курс полезен преподавателям, изучающим онлайн-платформы для организации учебного процесса в дистанционном формате, а также тем, кто хочет разнообразить учебные занятия или внеклассную работу, внедряя элементы информационных технологий.

В современном мире наблюдается ряд важнейших тенденций в области цифровой трансформации процессов в системе образования: использование дополненной, виртуальной и смешанной реальностей; применение цифровых пользовательских устройств на уроках; создание трансформируемого рабочего пространства; использование искусственного интеллекта; персонализация учебного процесса и его геймификация и др. Поэтому учреждения образования должны обеспечить последовательную реализацию процессов цифровой трансформации и эффективное управление ими.

Список литературы

  1. Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы: утв. Министром образования Республики Беларусь 15.03.2019. [Электронный ресурс]. // Центр развития информационных технологий БГПУ им. М. Танка. – URL : https://crit.bspu.by/
    wp-content/uploads/2021/08/concept.pdf (дата обращения : 15.12.2021).
  2. Белозёрова, О. В. Опыт использования онлайн-сервисов Google при организации учебного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе филиала БНТУ «БГПК» [Электронный ресурс]. / О. В. Белозёрова. // Управление цифровой трансформацией общего и профессионального образования: сборник трудов всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Павлово, 2021. – С. 44-48. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46269933 (дата обращения : 15.12.2021). – Режим доступа : Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

PDF