СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ В ФОРМЕ ГИА И В ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

Раздел: ИТ в образовании

Журнал: Использование информационных технологий в процессе преподавания школьных дисциплин

14 декабря 2012 г.

Авторы: Бондаренко Елена Юрьевна

Е. Ю. Бондаренко

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ В ФОРМЕ ГИА И В ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающими определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способно­стей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколе­ния в области информатики и ИКТ.

Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практиче­ской деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Она способствует формированию современного научного мировоз­зрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных техноло­гий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Целями государственной итоговой аттестации в независимой форме явля­лись проведение комплексной объективной оценки образовательных достиже­ний и создание системы управления качеством образования на региональном уровне.

Задачами проведения государственной итоговой аттестации в независи­мой форме являются:

  • формирование единой объективной независимой системы оценки качества образования обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного общего образования;
  • повышение ответственности общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования;
  • обеспечение преемственности основного общего и среднего (полного) об­щего образования;
  • повышение уровня требований педагогических работников;
  • создание условий для качественного комплектования классов и групп про­фильного обучения на III ступени общего образования, организации приема в областные учреждения начального и среднего профессионального образо­вания.

Контингент учащихся современной вечерней школы весьма разнообразный. Основную часть современного контингента учащихся вечерних (сменных) общеобразовательных школ сегодня составляют социально и профессионально никак не определившиеся подростки с явно выраженным негативным опытом обучения в дневных общеобразовательных учреждениях, с общей педагогической запущенностью, сопровождающейся негативным отношением к школе, учителям и учебной деятельности вообще. Более взрослую часть контингента составляют учащиеся с большим перерывом в учебной деятельности, сопровождающимся, как правило, весьма ощутимой утратой мотивов и навыков учебной деятельности.

Проблема контингента обучающихся - большая сменяемость обучающихся за счет выпуска и отсева, разный возраст, порой даже одного класса, а в школе- от 15 до 40 лет

Все эти особенности приходится учитывать при разработке программы по подготовке к сдаче экзаменов.

Я работаю в школе пятый год. Информатика и ИКТ является предметом по выбору.

Работая в 9- х классах, в сентябре провожу диагностический тест за курс 8-9 классов, который позволяет выявить проблемы в разных областях. На ос­нове данной работы выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что в свою очередь, помогает не только грамотно сплани­ровать уроки, но и дополнительные занятия: класс впоследствии делится на две группы (1 группа – учащиеся, способные получить «5-4», 2 группа –  – слабые учащиеся) на основании чего мною разрабатываются программы дополнитель­ных занятий в связи со спецификой работы с каждой группой учащихся. Работа в каждой из этих групп ведется с учетом всех факторов, способных повлиять на результаты экзамена. Каждое задание из тестов ГИА анализируется, дается не­обходимая теоретическая база для решения того или иного задания, а также предлагаются тестовые варианты из реальной ГИА, чтобы закрепить тему.

На первых занятиях знакомлю учащихся с формой проведения ГИА, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой пере­вода баллов в отметки. Показывают справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке, показываю CD-диски и  рекомендую школьникам, какими  Internet-ресурсами они могут вос­пользоваться.

В ходе подготовки к ГИА ученики под моим руководством повторяют основы информатики. Тестируя учеников, указываю, на какие разделы основ теории по информатике следует обратить дополнительное внимание. Где взять материал для изучения. Рекомендую материал для самостоятельной работы, комментирую наиболее сложные и непонятные разделы. После дополнительной теоретической работы с использованием лекций перехожу к тренингам учени­ков. В практической работе показываю, как оптимально решить тесты по ГИА, какие ловушки возможны, какие типовые ошибки допускают ученики. Что де­лать, если ответ неизвестен. Учащиеся выполняют практические задания по ка­ждой лекции.

Сроки изучения лекций и сдачи практического задания ограничены вре­менными рамками (1 неделя на изучение 1 лекции и 1 неделя на практику). При успешном выполнении практического задания учащимся ставится отметка «за­чтено» и они получают доступ к следующему заданию.

На основании письма Минобрнауки России от 07.10.2010 года № 03-207 обучающиеся имеют право выбора итоговой аттестации 7 обучающихся 9 – х классов выбрали сдачу экзамена по информатике и ИКТ в традиционной форме.

Для подготовки к сдаче экзаменов в традиционной форме беру за основу результаты тестирования в сентябре, так как демонстрационные тесты для ГИА и билеты для традиционной формы сдачи экзамена включают в себя  эдентич­ный материал.

При проведении уроков всегда акцентирую внимание учащихся, из ка­кого билета данная тема.

Наиболее эффективными формами, методами и приемами по подготовке к эк­замену по информатике считаю:

- работа с тестовыми заданиями;

- дифференцированный подход в обучении и подготовке;

- индивидуальные занятия, консультации, обзорные уроки;

Для формирования у учащихся умений, навыков, развития компетенций, необ­ходимых для успешной сдачи экзамена регулярно проверяю качество знаний по информатике с помощью тестирования, компьютерных тренажеров.

Для достижения успеха выделяю в своей работе два направления:

1. знание учащимися теории по информатике.

2. умение школьников выполнять практические задания.

Первое из них призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе направлено на правильное применение знаний. Здесь на по­мощь приходят различные бумажные, цифровые и Интернет – ресурсы. Они доступны и широко используются на консультациях.

Ниже приведены ссылки на Интернет-ресурсы, позволяющие использо­вать материал при подготовке обучающихся к государственной итоговой атте­стации и экзаменам в традиционной форме:

o  Все для экзамена по Информатике и ИКТ http://www.examens.ru/otvet/11/9/

o  Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/

o  Контрольные измерительные материалы (КИМ) по Информатике и ИКТ, http://www.fipi.ru/view/sections/92/docs/

o  Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/

o  Образовательные ресурсы портала Информатика http://www.alleng.ru/edu/comp2.htm

o  Сообщество творческих учителей информатики http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=6361&tmpl=com

o  Ссылки по информатике http://marklv.narod.ru/inf/links.htm 

o  Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

o  Тесты-online на портале Клякса.Net http://www.klyaksa.net/test_online/

o  Методические материалы и программное обеспечение http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm

o  Сообщество "ЕГЭ по информатике" http://www.openclass.ru/communities/7166

o  Методическая помощь учителям Информатики и ИКТ http://www.openclass.ru/node/128/

o  Сообщество учителей информатики http://oivt.ru/group/internet-resursy-dlya-uroka-informatiki

o  Для учителя информатики http://www.uroki.net/docinf.htm

o  Сайты для учителей информатики http://ipk.edu.ru/links/obr_res/inform/comp1.htm

o  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

o  Сообщество педагогов http://www.openclass.ru/node/347/

o  Методическая копилка учителя информатики http://www.openclass.ru/blogs/29751

o  Подготовка к ГИА http://www.gotovkege.ru/aboutgia.html

o  Сообщество учителей информатики и ИКТ http://pedsovet.su/load/7

o  Подборка ссылок для учителей информатики по подготовке учащихся к ГИА http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=62318

o  Форум «ГИА в новой форме по информатике» http://pedsovet.org/forum/topic4861.html

Для изучения нового материала использую ИКТ. Для наглядности ис­пользую презентации, видеоуроки скаченные из Интернета и собственного из­готовления. Для дистанционного обучения и закрепления пройденного материала создала свой сайт (http://bondarenkoeu.jimdo.com/)  на котором размешены видеоуроки, тренировочные работы.

Для закрепления пройденного материала обучающиеся выполняют прак­тические и самостоятельные работы.

На уроках обобщения материала, при контроле знаний – использую тес­товые задания разного уровня сложности.

Все обучающиеся обязательно анализируются, отслеживается уровень овладения компетенциями, ведется мониторинг ЗУН и ООУН, учитываются пробелы в знаниях, и корректируется индивидуальная работа с учащимися.

В заранее заготовленную таблицу вносятся результаты выполнения тес­товых заданий: 2 – задания выполнены полностью, 1 – частично, 0 – не выпол­нено. Уровень сформированности компетенции отмечен следующим образом: 1 – низкий, 2 – ниже среднего, 3 – средний, 4 – достаточный, 5 – высокий. С уча­щимися у которых выявились затруднения и уровень сформированности ком­петенций средний или ниже, проводятся дополнительные занятия, консульта­ции и т.д.

Немаловажной является и внеклассная работа по предмету, способствующая развитию интереса учащихся, их мотивации, повышению уровня подготовки,  учащиеся 9 класса принимают активное участие в олимпиадах, предметных не­делях, интеллектуальных конкурсах.
Крайне эффективной становится работа накануне экзамена. Она выстраива­ется следующим образом: в преддверии экзамена проводить ежедневные кон­сультации в течение 5-7 дней по 1-1,5 часу. На них  выпускники смогут полу­чить последние наставления, советы, прояснить те вопросы, которые представ­ляют наибольшую трудность.

PDF