ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

27 февраля 2022 г.

Авторы: Иванцевич Елена Станиславовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 373.31

Е. С. Иванцевич

E. S. Ivantsevich

Иванцевич Елена Станиславовна, учитель начальных классов, ГУО «Учебно-педагогический комплекс Кемелишковский ясли-сад-средняя школа», аг. Кемелишки, Гродненская область, Беларусь.

Ivantsevich Elena Stanislavovna, primary school teacher, State Educational Institution «Educational and pedagogical complex Kemelishki nursery-kindergarten-secondary school», agro-town Kemelishki Ostrovets zone, Grodno region, Belarus.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN MATHEMATICS LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

 

Аннотация. Статья посвящена грамотному использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе.

Annotation. The article is devoted to the competent use of information and communication technologies in mathematics lessons in primary school.

Ключевые слова: информационные технологии, обучение, математика, ученик.

Keywords: information technology, education, mathematics, student.

 

Бурное развитие новых информационных технологий наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Использование в учебно-воспитательном процессе средств ИКТ направлено на реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, которые обеспечивают переход от механического усвоения учащимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания, что немаловажно в образовательном процессе [3].

Кузнецова А.Г. считает, что информационные технологии в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков» [1, с. 90].

Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умения самостоятельно учиться, развитие творческих способностей.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
  4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
  5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции;
  6. приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Целью обучения становится формирование личности обучаемого в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не простое приобретение знаний, навыков и умений. Всё большее признание получил интеграционный подход к обучению. Познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путём традиционного заучивания.

Курс математики в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: форма, величина, число и многие другие. Здесь на помощь ученику и учителю может прийти мультимедиа со всеми возможностями: цвет, форма, пропорции, направление движения, пространственные отношения, совокупности множеств и многие другие понятия можно увидеть своими глазами [2]. Таким образом, компьютерные технологии обеспечивают значительно более высокий уровень наглядности по сравнению с традиционными схемами, таблицами, моделями.

Особенно благодатной почвой для создания мультимедийных уроков математики служит геометрическое содержание курса. Роль практической деятельности учащихся на этих уроках особенно высока.

Презентационное сопровождение позволяет смоделировать те явления и действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности. В учебниках к задачам на движение приводятся рисунки, но не хватает в них одного, но самого главного – движения. Анимированный дидактический материал «Задачи на движение» не только поможет детям понять разницу между движением с отставанием и движением вдогонку, но и даст возможность учителю использовать его как конструктор, так как на основе готовых слайдов можно создавать собственные варианты задач, заменяя лишь числовые данные. Применение ИКТ на уроке математики также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро, если это предусмотрено в презентационном сопровождении. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий мышью, клавиатурой.

В начальных классах на уроках математики можно проводить тестирование по целому ряду тем:

  • «Табличное и внетабличное сложение и вычитание»;
  • «Вычислительные навыки»;
  • «Скорость счета»;
  • «Табличное и внетабличное умножение и деление»;
  • «Приемы устных вычислений»;
  • «Решение текстовых задач».

Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков математики в начальной школе. В свою очередь, познавательный интерес ребёнка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие. Практический опыт свидетельствует, что педагог может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием возможностей мультимедиа на своих уроках.

Особое внимание на уроке с применением ИКТ должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При организации урока необходимо учитывать соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку. Проведение физминутки, зарядки для глаз на таких уроках желательны. Следует чередовать формы деятельности обучающихся при работе с ИКТ-средствами. Например, 20 минут теоретического изложения, опроса, 15-20 минут работы с ПК или интерактивной доской.

Таким образом, с помощью мультимедийных уроков решаются не только задачи урока математики, но и общеучебная задача формирования ИКТ компетенций младшего школьника. При условии, что мультимедийные уроки проводятся в системе. И каждый ученик класса время от времени выполняет индивидуальные задания на компьютере, в курсе начальной школы можно помочь учащимся в овладении навыками работы с компьютером от манипуляций мышью в первом классе до создания буклетов и презентаций в четвёртом. Одновременно идёт формирование общеучебных умений и навыков: умений и навыков межличностной коммуникации; оценки, отбора, переработки информации; развитие способности планировать; развитие творческого мышления.

Список литературы

  1. Кузнецова А.Г. Личностно-ориентированный подход к современному уроку [Текст] : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, слушателей учреждений дополнительного педагогического образования. – Хабаровск : ХК ИППК ПК, 2001. – 94 с.
  2. Штамм, Н. В. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе [Электронный ресурс]. / Н. В. Штамм. – URL : https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-matematiki-11.html (дата доступа : 18.01.2022).
  3. Юдина, Е. В. Использование ИКТ в современной начальной школе [Электронный ресурс]. / Е. В. Юдина. – URL : https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-ikt-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole-439172.html (дата доступа : 18.01.2022).
PDF