ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЛОГАРИФМЫ» В 10 КЛАССЕ

Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

27 февраля 2022 г.

Авторы: Дедова Ксения Андреевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 373.5.016:514

К. А. Дедова

K. A. Dedova

Дедова Ксения Андреевна, студентка 3 курса магистратуры, КГПИ ФГБОУ ВО «Кем ГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Dedova Ksenia Andreevna, 3-year student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЛОГАРИФМЫ» В 10 КЛАССЕ

FEATURES OF THE USE OF FORMATIVE ASSESSMENT IN THE PROCESS OF STUDYING THE TOPIC «LOGARITHMS» IN GRADE 10

 

Аннотация. В данной статье описывается эффективность использования технологии формирующего оценивания в процессе изучения темы «Логарифмы». Выделяются основные этапы применения формирующего оценивания в учебном процессе, а также приводятся результаты экспериментальной работы. Статья будет интересна практикующим учителям математики.

Annotation. This article describes the effectiveness of using formative assessment technology in the process of studying the topic «Logarithms». The main stages of the application of formative assessment in the educational process are highlighted, and the results of experimental work are also presented. The article will be of interest to practicing mathematics teachers.

Ключевые слова: формирующее оценивание, этапы формирующего оценивания.

Keywords: formative assessment, stages of formative assessment.

 

Необходимость пересмотра и изменения методов оценивания учебных достижений обучающихся, прежде всего, связывают со стандартизацией образования, основные положения которой отражены в действующих федеральных стандартах (ФГОС СОО). Согласно действующему стандарту происходит изменения в организации процесса обучения и, как следствие, меняются подходы к оцениванию результатов освоения основной образовательной программы. Перед педагогами теперь стоит необходимость не только поставить оценку в журнал, которая бы соответствовала полученным знаниям, но и оценить индивидуальный рост каждого обучающегося [1].

Существующая система оценивания слабо способствует росту мотивации и самооценки обучающихся. В связи с этим существует потребность в совершенно новой форме оценивания учебных достижений, которая поспособствует развитию у учащихся умения оценивать самого себя и улучшению личных образовательных результатов. В этом случае, школьники становятся активной частью образовательного процесса, а не наблюдателями.

Формирующее оценивание ориентирует участников образовательного процесса на реальные образовательные результаты и помогает построить в соответствии с этим свою работу. Использование формирующего оценивания на уроках математики позволяет ученику осознать и принять объективность полученной оценки, за счет осведомленности о критериях ее выставления, Кроме того, такой подход к оцениванию позволяет выстраивать ученику индивидуальную траекторию его развития в ходе изучения учебного предмета.

Вопросам формирующего оценивания посвящено в настоящее время достаточно много исследований, авторы которых изучают проблемы сформированности учебных достижений школьников, но в образовательной практике выполненные разработки не находят широкого использования.

Проанализировав сущность и функции формирующего оценивания и опыт его использования в образовательных учреждениях, были выделены несколько этапов:

  • составление четких критериев достижения успеха по каждой теме;
  • выявление «важных аспектов» по каждой теме;
  • сопоставление тем, планируемых к изучению и техник формирующего оценивания;
  • презентация обучающимся критериев достижения успеха;
  • использование техник формирующего оценивания для оценки образовательных результатов и развития умения самооценивания в процессе обучения математике: использование самопроверки, проверки в группах, проверка по эталону, самопроверка с учетом замечаний от педагога;
  • оценивание учебных достижений после изучения темы, выставление оценок.

Для развития процесса обучения математике, были специально разработаны методические рекомендации по использованию формирующего оценивания на уроках.

Данные методические рекомендации содержат теоретико-методический материал необходимый для того, чтобы научиться использовать формирующее оценивание в процессе обучения, примеры использования техник оценивания при изучении темы «Логарифмы».

Для подтверждения эффективности применения формирующего оценивания в процессе обучения учащихся 10 класса был проведен педагогический эксперимент.

Ниже представлены этапы педагогического эксперимента с указанием его продолжительности, цели каждого этапа и его задачи.

  1. Констатирующий этап. Его целью является – выявить уровень мотивации к обучению у обучающихся старшей школы, определить качество имеющихся знаний и умений.
    Задачи констатирующего этапа:
    1. определение состава экспериментальной и контрольной групп;
    2. определение уровня знаний, умений и навыков по математике у учащихся старшей школы;
    3. определение уровня мотивации к обучению у учеников старшей школы на начальном этапе.
  2. Формирующий этап. Целью является – организация формирующего оценивания в процессе обучения математике в старшей школе для повышения мотивации к обучению и качества знаний, разработать методические рекомендации для реализации технологии.
    Задачами формирующего этапа являются:
    1. повышения качества знаний учащихся по математике;
    2. формирование навыков работы с Логарифмами;
    3. повышение уровня мотивации и стремления к изучению математики.
  3. Контрольный этап. Его цель – проверить гипотезу исследования – действительно ли разработанные нами методические материалы по использованию формирующего оценивания в процессе обучения математике способствуют повышению качества знаний и мотивации к обучению.
    Задачами контрольного этапа являются:
    1. проведение оценивания уровня знаний учащихся по математике по теме «Логарифмы» в двух группах: контрольной и экспериментальной;
    2. сопоставление результатов с первоначальными данными.

Итоги статистической обработки результатов педагогического эксперимента, с применением критерия согласия Пирсона, показали эффективность использования разработанных методических рекомендаций по использованию формирующего оценивания при обучении теме «Логарифмы».

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Об образовании: федеральный закон. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс]. // КонсультантПлюс : надежная правовая система. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения : 01.02.2022).

PDF