Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ЦЕЛОСТНОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКТА ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «ИНТОШКА»

Авторы: О. В. Беспрозванных, А. О. Романенко
Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

УДК 376.42

О. В. Беспрозванных, А. О. Романенко

O. V. Besprozvannykh, A. O. Romanenko

Беспрозванных Оксана Васильевна, учитель-олигофренопедагог, МКОУ «Специальная школа № 53», г. Новокузнецк, Россия.

Романенко Анастасия Олеговна, педагог-психолог, МКОУ «Специальная школа № 53», г. Новокузнецк, Россия.

Besprozvannykh Oksana Vasilevna, teacher of grade, MCOU «Special School No. 53», Novokuznetsk, Russia.

Romanenko Anastasia Olegovna, educational psychologist, MCOU «Special School No. 53», Novokuznetsk, Russia.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ЦЕЛОСТНОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКТА ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «ИНТОШКА»

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF INTEGRITY WHEN DEVELOPING CLASSES FOR STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISORDERS WITH THE HELP OF THE SET FOR COGNITIVE DEVELOPMENT «Instochka»

Аннотация. Использование в работе специальных школ современного оборудования и его применение при разработке занятий специалистов, принцип целостности в реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития, комплект для познавательного развития «ИНТОШКА».

Annotation. The use of modern equipment in the work of correctional schools and its application for the development of joint classes of specialists, according to the principle of integrity in the implementation of AOP for students with moderate mental retardation, severe and deep, severe and multiple developmental disabilities using the kit for cognitive development «INTOSHKA».

Ключевые слова: принцип целостности, ограниченные возможности здоровья, умственная отсталость, адаптированная общеобразовательная программа, комплект для развития ИНТОШКА.

Keywords: information technologies, limited health opportunities, mental retardation, adapted general education program, development kit INTOShKA.

 

Современное образование на сегодняшний день, невозможно представить без использования информационных технологий и интерактивного оборудования. Используя современные технологии при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями), необходимо учитывать особенности познавательной деятельности, ограниченные возможности обучающихся данной категории в восприятии, запоминании, осмыслении и воспроизведении учебного материала. Данные особенности ставят перед специалистами специальной школы задачу поиска таких средств, методов и форм преподавания, которые помогали бы преодолевать эти проблемы и на учебных предметах, и при освоении коррекционных курсов. Таким образом, встает вопрос о реализации принципа целостности содержания образования, который обеспечивает наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в состав адаптированной основной общеобразовательной программы, применяя современное оборудование.

Анализ литературы показал, что вопрос изучения сенсорного развития и формирования математических представлений у детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью недостаточно изучен. Сенсорное развитие у детей с нарушениями интеллекта рассматривались в исследованиях Л. С Выготского [2, 3], С. Я. Рубенштейна [8], Е. А. Стребелевой [4, 9], Л. В. Кузнецовой [6]. Особенности формирования математических представлений у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями в развитии рассмотрены в работах Л. Б. Баряевой [1], А. Р. Маллера [7], Е. А. Екжановой [4].

С 2021 года наше образовательное учреждение включено в реестр отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, участников мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», который направлен на достижение целей посредством обновления содержания образования, создания необходимой современной инфраструктуры. Новое оснащение получил и кабинет педагога-психолога. Применение этого оборудование отразилось на изменении содержания рабочих программ коррекционных курсов, часть занятий из которых проходит с его использованием.

В их числе и комплект для познавательного развития «ИНТОШКА». Данное пособие разработано специалистами для насыщения развивающей среды образовательного учреждения. В процессе работы с данными комплектами развиваются когнитивные процессы ребенка: зрительные, тактильные, кинестетическое восприятие и память, непроизвольное и произвольное внимание, мыслительные процессы, речь. В нашем образовательном учреждении комплект для познавательного развития «ИНТОШКА» применяется в работе разных специалистов не только педагога-психолога, но и учителя-олигофренопедагога.

Для нас стало актуальным показать, как данный комплект может применяться при разработке занятий учителем-олигофренопедагогом и педагогом-психологом.

Комплект «ИНТОШКА» состоит из пяти тематических наборов с игровыми средствами (в ящиках) – «Ориентация на плоскости и зрительно-моторная координация», «Основные геометрические фигуры и их преобразование», «Классификация по цвету, размеру и форме», «Сходство и различия пространственных объектов», «Элементарные математические представления», «Графомоторное развитие» [5].

Пособие «ИНТОШКА» способствует развитию таких видов деятельности, как игровая, познавательная, исследовательская, конструктивная и продуктивная. Благодаря разнообразию деталей комплект «ИНТОШКА» отвечает потребностям и настроению ребенка. Действия с множеством необычных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность. Но оно не предназначено конкретно для работы с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.

В работе педагога-психолога данное пособие – игровой набор используется в рамках коррекционного курса «Сенсорное развитие», для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Занятия с использованием данного набора включают в себя решение таких задач, как: развитие пространственной ориентации; развитие зрительно-моторной координации.

Для разработки занятий и их проведения, необходимо было адаптировать предлагаемые в методических рекомендациях варианты заданий для данной категории обучающихся. А именно: инструкции (вариативны); сложность заданий (вариативны); упрощение предлагаемых автором карточек – схем.

Например. Задание 1. Пройти по дорожке. На доске-основе педагог выкладывает из пластина маршрут движения машинки (желоб). Задание 2. Предлагается детям повторить путь указательным пальцем. Педагог показывает прохождение пути указательным пальцем руки. Задание 3. Предлагается детям повторить путь машинкой. Педагог показывает прохождение пути машинкой.

Мониторинг оценки достижения предметных результатов коррекционного курса «Сенсорное развитие», проведенный в начале и конце первого полугодия 2021-2022 учебного года показал положительные изменения у 56 % обучающихся в самостоятельности применения усвоенных результатов.

По учебному предмету «Математические представления» в разделе «Пространственные представления» нами были разработаны уроки с использованием комплекта для познавательного развития «ИНТОШКА», направленные на формирование математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни; подготовка к жизни в современном обществе у детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Основным средством реализации обучения является процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся.

Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Цель проведения данных занятий: социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; повышение мотивации к обучению; развитие навыков перемещения в пространстве; развитие навыков переноса предмета с одного места в другое; развитие навыков перемещения фигур в пространстве; развитие навыков изменения положения частей тела.

Мониторинг оценки достижения предметных результатов по учебному предмету «Математические представления», проведенный в начале и конце первого полугодия 2021-2022 учебного года показал положительные изменения у 63 % обучающихся в уровне сформированности пространственных представлений.

Также данное пособие позволяет применять представленный комплект при подготовке уроков для таких учебных дисциплин, как «Изобразительная деятельность», «Речевая практика» «Предметно-практическая деятельность», и в игровой форме формировать базовые учебные действия: умение работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкции.

Список литературы

  1. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие [Текст]. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 479 с. – (Коррекционная педагогика).
  2. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст]. / Л. С. Выготский. – СПб. : Издательство «Лань», 2003. – 656 с.
  3. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст]. / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо, 2005. – 507 с.
  4. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст]. / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М., 2003. – С. 17.
  5. «ИНТОШКА». Методические рекомендации по использованию комплекта для познавательного развития «ИНТОШКА» в образовательной деятельности дошкольного и начального общего образования [Текст]. – Санкт-Петербург : Образовательные технологии, 2020. – 80 с., ил.
  6. Кузнецова, Л. В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Л. В. Кузнецова. – М., 1986. – 22 с.
  7. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей [Текст]. // под редакцией А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – Научно-исследовательский институт Дефектологии АПН СССР – М., 1983.
  8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]. / С. Л. Рубинштейн. В 2-х т. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 1. – С. 488; Т. 2 – С. 140-253. – Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. – М.,1973. – С. 373, 423.
  9. Стребелева, Е. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с отклонениями в развитии [Текст]. / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. // Пособие для педагога-дефектолога и родителей. – Москва, 2014. – 72 с.

Теги: принцип целостности, ограниченные возможности здоровья, умственная отсталость, адаптированная общеобразовательная программа, комплект для развития ИНТОШКА, information technologies, limited health opportunities, mental retardation

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация