ВИДЫ И ФОРМЫ СОВРЕМЕННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Паскарь Наталья Константиновна , Балабанова Татьяна Борисовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 028

Н. К. Паскарь, Т. Б. Балабанова

N. K. Pascar, T. B. Balabanova

Паскарь Наталья Константиновна, учитель биологии, Рыбницкая МОУ «РМСОШ № 9», г. Рыбница, Приднестровье.
Балабанова Татьяна Борисовна, библиотекарь, Рыбницкая МОУ «РМСОШ № 9», г. Рыбница, Приднестровье.

Pascar Natalia Konstantinovna, biology teacher, Rybnitskaya MEI «RMSS No 9», Rybnitsa, Transnistria.
Balabanova Tatiana Borisovna, librarian, Rybnitskaya MEI «RMSS No 9», Rybnitsa, Transnistria.

 

ВИДЫ И ФОРМЫ СОВРЕМЕННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

TYPES AND FORMS OF MODERN LIBRARY ACTIVITIES IN THE STUDY OF BIOLOGY

 

Аннотация. Статья посвящена видам и формам современных библиотечных мероприятий. Приводятся примеры форм библиотечных мероприятий, направленных на развитие познавательных интересов в изучении биологии.

Annotation. The article is devoted to the types and forms of modern library events. The examples of library events are given; they are aimed at the development of cognitive interests in the study of biology.

Ключевые слова: формы библиотечной работы, книги, литературная гостиная, учебный процесс.

Keywords: forms of library work, books, literary lounge, educational process.

 

Одна из главных задач школьной библиотеки – обеспечить учебный процесс. Важно, чтобы в наше цифровое время школьник, познавая электронный мир и погружаясь в него, понимал, что библиотека, книга, чтение могут быть полезными. Поэтому школьная библиотека должна работать в режиме поиска не только информации для читателей, но и новых форматов мероприятий, способствующих привлечению в неё пользователей, организации их досуга, раскрытию их творческого потенциала. Американскому предпринимателю Генри Форду принадлежит справедливая мысль: «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех» [2]. Одна из новых форм библиотечной работы – Библио-кафе. Это мероприятие, построенное по типу кафе, где в меню вместо блюд подаются книги, авторы, мини-мероприятия [1]. В нашей школьной библиотеке совместно с классными руководителями проводится Библио-кафе в-пятых классах, цель которого – продолжение знакомства с библиотекой, книжным фондом, расширение знаний о книге и библиотеке, привлечение учащихся в библиотеку. Столы накрываются салфетками, но на них не столовые приборы, а подставки с ручками, бумажными листочками и меню, напечатанное на нарисованных книгах. В меню входил салат из древностей: каждый стол получает карточку, на которой написан ряд иностранных букв, но между ними есть русские буквы, соединив которые по порядку, можно прочесть слово, обозначающее то, на чём писали в древности. Отведав суп «Народный», учащиеся вспоминают пословицы, в которых народ прославляет книгу как источник мудрости и ума, силы и знаний. Есть жаркое «Библиотечный кроссворд», рагу из сказок (предлагается юмористическая сказочная викторина), десерт «Учебный» (дети отвечают на вопросы из разных областей знаний), коктейль из ребусов (они взяты из детских журналов). К каждому «блюду» оформляется книжная выставка.

Наша школьная библиотека становилась литературной гостиной. Литературная гостиная – это способ реализации творческого потенциала детей, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения [1]. Совместно с учителями были проведены гостиные на темы «Литературное Приднестровье», «Красною кистью рябина зажглась…», посвящённая юбилею Марины Цветаевой, литературно-музыкальная гостиная на тему «В народной памяти всегда», в которой учащиеся и гости исполняли песни времён Гражданской войны, Великой Отечественной войны, современные песни патриотической тематики, узнали об истории написания некоторых из них.

Была библиотека чайной гостиной (тема «Чай пьёшь – до 100 лет доживешь»), при проведении которой учащиеся должны были приобрести знания об истории чая, о его биологических особенностях, о целебных свойствах, о значении употребления чая для сбережения здоровья человека, вспомнить детских писателей, их произведения, отрывки из них, где говорится о чаепитии. Это мероприятие прошло успешно благодаря сотрудничеству с учителем биологии.

Одной из современных форм работы является интерактивная приключенческая игра – квест. Участники её перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые необходимо решить или преодолеть. Кто доберется до финиша – сможет узнать главную тайну и получить за это приз [1]. Совместно с учителем биологии, учителями начальных классов были проведены квест-игры на темы: «Кладоискатели», «Город профессий».

Учебно-воспитательный процесс нельзя представить без технических средств, без компьютера, презентаций. Поэтому все мероприятия проводятся в виде мультимедийных презентаций, которые разработаны самостоятельно в течение нескольких лет. Вследствие этого школьная библиотека должна осваивать новые для себя, но востребованные в наше время формы работы.

Список литературы

  1. Кошкина, И. Г. Современные формы публичной работы [Электронный ресурс]. / И. Г. Кошкина. – URL : http://sernurlib/ru (дата обращения : 3.02.2022).
  2. Мелихова, Н. Н. Значение и особенности массовой работы в школьной библиотеке [Текст]. / Н. Н. Мелихова. // Школьная библиотека, 2020. – № 4. – С. 31.
PDF