ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Раздел: ИТ в образовании

Журнал: Использование информационных технологий в процессе преподавания школьных дисциплин

14 декабря 2012 г.

Авторы: Глушкова Елена Левонтьевна

Е. Л. Глушкова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам, которое стало необходимостью в активной развивающей среде лицейского урока, в значительной мере изменило подходы к разработке моделей урока и учебных материалов по английскому языку. В отличие от традиционного, интерактивное обучение на основе использования электронных материалов позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических и психологических принципов, делают процесс познания интересным и увлекательным.

Ещё несколько лет тому назад мультимедийные программы были завидной реальностью, а теперь мы имеем их огромное множество. Использование таких программ позволяет:

  • использовать одновременно несколько информационных средств: графику, текст, видео, фотографию, звуковые эффекты, что позволяет создавать обучающую среду с наглядными представлением информации, использовать цвет и звук, воздействующие на эмоциональную и понятийную сферы и способствует более глубокому усвоению языкового материала;
  • поэтапно изучать лексику, расширяя словарный запас и обеспечивать постепенное использование новых лексических единиц в грамматических структурах;
  • осуществить гибкий подход от музыкальной композиции к практическому использованию иностранного языка в речи.

Одна из задач современного учителя – отслеживать, изучать, оценивать  формирование предметных и ключевых компетенций и как деятельностный процесс, и как результат. При этом важно не только рассматривать, но и анализировать с обучающимися и их родителями динамику формирования компетенций. Универсальным инструментом решения данной задачи может стать электронный языковой портфель (портфолио) обучающегося. Идея портфолио как папки школьных достижений появилась в 80-ые годы прошлого столетия в США, она стала популярной во многих европейских образовательных системах, однако единые подходы к пониманию данного средства оценивания образовательных результатов не сложились [1]. В зарубежной педагогической практике чаще всего используются портфолио: оценочный, показательный, документации и процесса.

В своей работе использую собственную модель электронного языкового портфеля [2], отличную от существующих вариантов. Выбор электронного (в отличие от бумажного) способа представления портфеля обусловлен возможностью мобильного заполнения и представления, анимационных эффектов, экономичностью. Введение в практику электронных языковых портфелей предполагает доступные технические и программные ресурсы: необходимы компьютер, электронные носители (предпочтительнее flash card), средства Microsoft Office;  желательны, но необязательны цифровой фотоаппарат, сканер, доступ к Internet. Уместна помощь родителей в разработке удобной навигационной системы с гиперссылками.

В современном мире умение представлять собственные достижения ценно, поэтому обучение составлять портфель актуально. Предлагаемый вариант электронного языкового портфеля выполняет следующие функции: обучающую, контролирующую, мотивирующую, консолидирующую, накопительную, рефлективную, презентационную. Языковой портфель фиксирует достижения (но не пробелы!) обучающегося в разных сферах коммуникации и языкознания, демонстрирует рост умений и навыков, констатирует индивидуальные особенности языкового развития. Вне зависимости от способностей обучающегося его портфель заполняется информацией, учитель играет роль советника, помогающего определить вектор успешности обучающегося: творческий, знаниевый, оформительский и т.д. Работа над комплектованием портфеля консолидирует усилия всех участников образовательного процесса: ученика, его родителя, учителя. Составление портфеля даёт информацию для размышления о маршруте саморазвития. Преимущество портфеля перед традиционными ученическим дневником и классным журналом заключается в отсутствии неудовлетворительных результатов и жёстких временных рамок оценивания. Создание индивидуального дизайна Электронный портфель даёт широкие возможности обучающемуся проявить личный вкус, стиль, оригинальность при создании дизайна.

Электронный языковой портфель комплектуется на основе принципов:  добровольности участия, совокупности достижений в области русской и английской филологии, сотрудничества учеников, их родителей и учителей, системности пополнения, наглядности.

В настоящее время разработана и внедрена в образовательный процесс структура электронного языкового портфеля. Он состоит из разделов (электронных папок): «Я хочу», «Я умею и могу», «Я достиг», «Я сочиняю и исследую», «Гостевая книга», «Интересные факты языка». В папку «Я хочу» включены:

  • цель изучения языков и создания портфолио,
  • информация о роли языка в будущем обучающегося, в том числе эссе, посвященное выбору направления дальнейшего обучения.

В раздел «Я умею и могу» обучающиеся помещают динамика навыка беглого осознанного чтения на русском и английском языках, интерпретации русско- и англоязычных текстов разных стилей; указание количества и качества монологических и диалогических высказываний на заданную тему и в свободном режиме; результаты декламации на родном и иностранном языках; результаты школьных тестов, диктантов, контрольных работ и т.д.

Раздел «Я достиг» заполнен сведениями об участии в конкурсах, олимпиадах, конференциях; данными посещения лингвистических кружков, курсов по выбору, факультативов.

В раздел «Я сочиняю и исследую» вошли читательский дневник; лучшие письменные творческие работы, в том числе художественные переводы с иностранного языка; научно-исследовательские работы и проекты.

Раздел «Гостевая книга» обобщил сведения об опыте международного общения; отзывы о выступлениях на научно-практических конференциях, круглых столах и т. д.

Использование в преподавании английского языка электронных языковых портфелей приводит к формированию предметных и ключевых компетенций. О повышении учебной мотивации возможно судить по количеству обучающихся со сформированной внутренней мотивацией к изучению языка, по количеству обучающихся, у которых гуманитарные предметы занимают приоритетное место среди познавательных интересов, по количеству и активности обучающихся  и их родителей, участвующих во внеурочной работе. Таким образом, можно сделать вывод – современные информационно-коммуникативные технологии делают образовательный процесс более интересным и эффективным.

Литература

  1. Полилова, Т.А. Концепция электронного портфолио [Текст] / Т.А. Полилова. – http://schools.keldysh.ru/courses/e-port-folio.htm.
  2. Считаею, что в российской педагогической практике уместнее использовать слово «портфель».
PDF