ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ВЫНУЖДЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ?

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Кретинина Наталья Владимировна , Гольченко Елена Николаевна , Шлюпкина Валентина Николаевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 373. 31

Н. В. Кретинина, Е. Н. Гольченко, В. Н. Шлюпкина

N. V. Kretinina, E. N. Golchenko, V. N. Shlupkina

Кретинина Наталья Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.
Гольченко Елена Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.
Шлюпкина Валентина Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.

Kretinina Natalia Vladimirovna, primary school teacher, school № 26, Novokuznetsk, Russia.
Golchenko Elena Nikolaevna, primary school teacher, school № 26, Novokuznetsk, Russia.
Shlupkina Valentina Nikolaevna, primary school teacher, school № 26, Novokuznetsk, Russia.

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ВЫНУЖДЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ?

DISTANCE LEARNING FOR YOUNGER PUPILS: A FORCED NEED OR A NEW REALITY?

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме дистанционного обучения младших школьников. Анализируются позитивные и негативные последствия применения данного вида обучения в начальной школе.

Annotation. The article is devoted to the problem of distance learning for primary school students. The article also analyzes the positive and negative consequences of this type of education in primary school.

Ключевые слова: дистанционное обучение, личностно ориентированный подход, качество образования.

Keywords: distance learning, student-centered approach, quality of education.

 

В практику современного образования всё настойчивее внедряется дистанционное обучение. Участники образовательного процесса по-разному воспринимают новую реальность. Часть педагогического и родительского сообщества категорически против дистанционного обучения. Но есть и те, кто позитивно воспринимает новую форму обучения, видя в ней возможность повышения качества образования, а также рассматривая как одно из условий реализации личностно ориентированного обучения.

Как организовать дистанционное обучение младших школьников? Можно ли дистанционные формы работы применять в режиме очного обучения или это «запасной» вид обучения в критических ситуациях? Сегодня этими вопросами озадачены учителя-практики и руководители образовательных учреждений.

В историческом контексте дистанционное обучение не является чем-то новым. «В Европе в конце XVIII века с появлением регулярной и доступной почтовой связи возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века… Начало XX века характеризуется развитием новых технологий… Появление телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие ещё помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения был существенный недостаток – не было возможности получить обратную связь» [1].

Современные достижения науки и техники, появление Интернета позволяют организовать дистанционное обучение по-другому – проще и более эффективно. Учащиеся имеют возможность онлайн-общения с учителем по видеосвязи или в чате. Учитель может подготовить онлайн-урок или записать видеообъяснение нового материала и выложить в Электронной школе или в группе в соцсетях. Преимущество такого объяснения по сравнению с онлайн-уроком – отсутствие «шума», сосредоточенность на новой теме. Ученик имеет возможность просмотреть видео и выполнить рекомендации учителя столько раз, пока тема не будет освоена. Именно в таком формате авторы данной статьи в 2020-21 годах, когда из-за пандемии COVID-19 школы вынужденно (не будучи к этому готовы) перешли на дистанционное обучение, изучили темы «Письменные приёмы умножения и деления» (темы, не простые в усвоении даже при обучении за партой). Нам же удалось не просто формально объяснить тему, но и отработать вычислительные навыки умножения и деления в столбик.

Огромным потенциалом обладают интерактивные образовательные онлайн-платформы. Одной из них является образовательная платформа Учи.ру. Ресурсы данной платформы позволяют учителю организовать онлайн-урок или создавать свои задания из интерактивных карточек, имеющихся в базе интернет-ресурса, и предлагать их учащимся вместо традиционного домашнего задания либо для индивидуальной работы с учащимися по проблемным темам. А также создавать задания для учащихся с высокой учебной мотивацией, осуществляя, таким образом, индивидуальный подход и выстраивая оптимальную траекторию обучения для каждого ученика.

Дистанционное обучение расширяет возможности семейного образования, которое становится всё более востребованным, в том числе и из-за увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья, которые хотят и могут обучаться по общеобразовательным программам, но не имеют возможности ежедневно присутствовать на уроке за партой.

К недостаткам дистанционного обучения авторы статьи относят следующие факторы:

  1. При проведении онлайн-уроков, как правило, используется объяснительно-иллюстративное обучение (традиционное). Учитель передаёт информацию в готовом виде. Обучающиеся воспринимают и воспроизводят её. Организовать проблемное, эвристическое обучение затруднительно, так как при данных видах обучения необходимы такие формы взаимодействия, как работа в парах, группах (т.е. непосредственное активное взаимодействие друг с другом и с учителем).
  2. Значительное увеличение объёма работы учителя (в том числе из-за недостаточного уровня владения современными информационно-коммуникационными технологиями).
  3. Снижение объективности оценки знаний ученика (педагогу невозможно установить степень самостоятельности выполнения задания) и увеличение конфликтных ситуаций с родителями.
  4. Возраст учащихся (без помощи и контроля родителей/законных представителей учащиеся начальной школы обучаться дистанционно не могут).

Таким образом, дистанционное обучение в начальной школе как самостоятельный вид обучения – не целесообразен, но как форма работы имеет хорошие перспективы развития, так как соответствует интересам и психологическим особенностям современного ученика. Вопрос в соотношении обучения «за партой» и дистанционного обучения. Главное, чтобы не было «перекосов», как это часто бывает при введении чего-либо нового. Нельзя отказываться от эффективных методов и приёмов, которые проверены многолетней практикой.

Список литературы

  1. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. – URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение (дата обращения : 02.01.2022).
PDF