СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ ВАРИАТИВНОЙ ФОРМЫ

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Богурина Алла Викторовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 159.937

А. В. Богурина

A. V. Bagurina

Богурина Алла Викторовна, исследователь, магистр психологических наук, г. Пинск, Беларусь.

Bagurina Alla Viktorovna, researcher, Master of Psychological Sciences, Pinsk, Belarus.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ ВАРИАТИВНОЙ ФОРМЫ

MODERN RESEARCH IN THE FIELD OF PERCEPTION OF OBJECTS OF VARIABLE FORM

 

Аннотация. В статье перечислены ученые, которые занимались изучением проблемы восприятия предметов вариативной формы, описаны современные исследования данного направления, большое внимание уделено исследованиям белорусского ученого А. В. Северина.

Annotation. The article lists scientists who studied the problem of perception of objects of variable form, describes modern research in this area, much attention is paid to the research of the Belarusian scientist A. V. Severin.

Ключевые слова: восприятие, вариативность, перцепция, анализаторы.

Keywords: perception, variability, perception, analyzers.

 

Восприятие предметов вариативной формы является специфической и недостаточно изученной темой, одной из актуальных проблем современной когнитивной психологии. Психический процесс восприятия изучали известные ученые с разных аспектов, что свидетельствует об актуальности выбранного направления исследований в психологии. В этом направлении проведено большое количество теоретических и эмпирических исследований, особенно в дошкольном возрасте, но развитие восприятия в данном возрасте не прекращается. К сожалению, мало практических разработок по работе с детьми младшего школьного возраста, хотя зачастую имеется потребность в организации деятельности в данном направлении, особенно при недостаточном функционировании зрительного и тактильного анализатора.

Восприятие объектов с вариативной формой изучали зарубежные исследователи (М. Монтессори, Ж. Пиаже, и др.), отечественные (А. В. Запорожец, В. А. Ганзен, Дж. Гибсон, Л. А. Венгер и др.), также современные (А. Г. Рузская, Г. В. Лосик, А. В. Северин, И. А. Ермоленко, А. В. Вартанов, А. С. Кузнецов, Д. Н. Решенок, Е. Н. Соколов, Н. Л. Морина, С. Л. Белых, С. И. Мильчакова, М. Г. Сорокова и др.).

Остановимся более подробно на исследованиях современника А. В. Северина.

Алексей Викторович Северин – психолог, специалист в области общей психологии, психологии личности, истории психологии. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии психолого-педагогического факультета УО «Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина».

А. В. Севериным впервые разработана и обоснована теоретическая модель перцептивных действий; разработана и апробирована авторская методика «Фокус внимания». В результате исследования групп подростков, различающихся уровнем сформированности перцептивных действий, установлено, что в процессе перцептивного научения при помощи программы «Сенсомоторная гимнастика» и психофизиологической методики активизации зрительного и тактильного анализаторов происходит коррекция перцептивных действий подростков [1].

Полученные данные экспериментальных исследований А. В. Северина, доказывают высокую эффективность методов обучения для развития восприятия у учащихся.

Г. В. Лосик и А. В. Северин, считают, что в процессе проведения исследования, для обработки бальных оценок и оценки сформированности навыка перцептивных действий с предметами вариативной формы наиболее применим метод многомерного шкалирования. Методы многомерного шкалирования предназначены для анализа структуры субъективных данных. Они позволяют выявить факторы, лежащие в основе сходств и различий между стимулами, и построить модель принятия решения о сходствах. Следует заметить, что методы многомерного шкалирования работают только в том случае, когда сходства или различия между всеми стимулами исследуемого множества порождаются одной закономерностью [1-3].

В силу возрастных особенностей и степени развития психических процессов, детям младшего школьного возраста легче воспринимать и сравнивать степень упругости предмета не попарно, а имея возможность все предметы видеть перед собой. Поэтому мы не использовали метод попарного сравнения А. В. Северина, разработанного для детей подросткового возраста. Был использован метод ранжирования с наращиванием анализаторов для детей младшего школьного возраста. В нашем исследовании у детей не было нагрузки на память, так как детям не нужно было запоминать сравниваемые предметы, дети имели возможность манипулировать сразу с 8 объектами и сравнивать их друг с другом. Дети могли сравнивать свойства предметов: мягкость – твердость, объективную упругость, эластичность, податливость, гибкость, длину предмета, вес, цвет, шероховатость, аморфность, температуру поверхности. Приоритетным значением в изучении вариативных предметов является шкала упругости. Шкала оценки размера предмета и его формы, которые использовались в опытах А. В. Запорожца при иных видах перцептивных действий с предметами константной формы, не используются при оценке вариативных предметов. Восприятие объемных форм, нежели плоскостных происходит гораздо сложнее, здесь играет важное значение восприятие границ формы и ее изменчивости.

А. В. Севериным было проведено два пилотажных исследования по выявлению особенностей перцептивных действий с предметом вариативной формы. Первый эксперимент с предметами-стимулами ставил цель изучить соотношение шкалы вариативности предмета с иными возможными шкалами оценки его свойств. По результатам первого эксперимента выявлено, что оценка вариативности предмета не является эффектом смешения и не коррелирует с оценкой отдельных параметров предмета. По результатам второго эксперимента сопоставлены перцептивные действия подростков с жесткими и мягкими предметами, выявлено, что шкала упругости используется человеком при восприятии вариативных предметов и не используется при восприятии жестких предметов. При восприятии инвариантных предметов информативной является шкала размера и формы. Шкала упругости определена как репрезентативный индикатор сформированности навыка воспринимать вариативные объекты. Также отмечено, что метод многомерного шкалирования применим для обработки бальных оценок и количественной оценки сформированности навыка перцептивных действий с предметами вариативной формы [3-4].

Важно отметить, что для формирования образа вариативного предмета необходимо активное механическое воздействие исследователя на объект.

А. В. Севериным., Г. В. Лосиком и И. А. Ермоленко было подмечено, что изначально испытуемым предмет воспринимается в статике, а после формирования образа предмета начинается реализация механизма оценки вариативности его формы и пополнение информации ранее сформированного образа. Механизм оценки упругости и вариативности реализуется рукой совместно со зрением, с помощью активного воздействия на предмет рука изучает изначально в нем «зрительную» нестабильность формы. Скоординированная работа зрительного, тактильного и кинестетического анализатора образует отдельный автономный анализатор. При синхронных движениях глаз и руки, этот анализатор позволяет человеку обнаружить больше информации для сравнения предъявляемых объектов и оценки их различий [5].

В наших исследованиях мы также изучали изменение формы предметов вариативной формы, но с детьми другой возрастной категории, поэтому использовали не метод попарного сравнения, а метод ранжирования предметов, который был наиболее применим и эффективен для детей младшего школьного возраста.

Список литературы

  1. Северин, А. В. Перцептивные действия подростков при восприятии предметов с вариативной формой [Текст]. / А. В. Северин. // Психология, 2011. – № 1. – С. 7-13.
  2. Северин, А. В. Развитие у школьников навыков совершения перцептивных действий : учеб.-метод. пособ. [Текст]. / А. В. Северин, Д. Н. Решенок. – Брест : БрГУ, 2011. – 44 с.
  3. Северин, А. В. Сенсомоторная гимнастика: программа тренинга : учеб.-метод. пособие [Текст]. / А. В. Северин. – Минск : РИВШ, 2011. – 48 с.
  4. Северин, А. В. Перцептивные действия подростков: проблемы и перспективы изучения : монография [Текст]. / А. В. Северин ; Брест. Гос. Ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2018. – 198 с.
  5. Лосик, Г. В. Участие зрения в восприятии объектов с вариативной формой [Текст]. / Г. В. Лосик, И. А. Ермоленко, А. В. Северин. // Право. Экономика. Психология, 2018. – № 2(10). – С. 56-63.
PDF