ДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АЛГЕБРЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ»

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Осипова Людмила Александровна , Явлова Анастасия Михайловна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 373.5.016:514

А. М. Явлова, Л. А. Осипова

A. M. Yavlova, L. A. Osipova

Явлова Анастасия Михайловна, студентка 3 курса магистратуры, КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.
Осипова Людмила Александровна, к. п. н., доцент, КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Yavlova Anastasya Mikhailovna, 3rd year graduate student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.
Osipova Liudmila Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АЛГЕБРЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ»

DIDACTIC SUPPORT OF THE USE OF EDUCATIONAL RESEARCH IN ALGEBRA WHEN STUDYING THE TOPIC «EXPONENTIVE EQUATIONS»

 

Аннотация. Подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования. В данной статье рассматривается дидактическое сопровождение организации исследовательской деятельности учащихся старшей школы при изучении темы «Показательные уравнения».

Annotation. Preparing students for research activities, teaching them the skills and abilities of research search becomes the most important task of education. This article discusses the didactic support of the organization of research activities of high school students in the study of the topic «Exponential equations».

Ключевые слова: исследовательская деятельность учащихся, учебные исследования, компоненты исследовательской деятельности, уровни самостоятельной деятельности.

Keywords: students' research activity, educational research, components of research activity, levels of independent activity.

 

Согласно ФГОС СОО приоритетными результатами личностного развития учащихся являются их готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности [2]. Важную роль в интеллектуальном развитии учащихся играет их учебно-исследовательская деятельность, непосредственно связанная с усвоением математических знаний.

Учебное исследование как метод обучения математике не только формирует, развивает мышление учащихся, но и способствует формированию высшего типа мышления – творческого [1].

Принимая участие в учебном исследовании, учащиеся обучаются не только математической деятельности, но и овладевают компонентами исследовательской деятельности.

Предлагаемые нами учебные исследования при изучении темы «Показательные уравнения» представляют собой задания исследовательского характера, содержащие компоненты исследовательской деятельности, в выполнении которых заняты все учащиеся класса. Эти задания разбиты по уровням самостоятельной деятельности учащихся: репродуктивная, продуктивная и творческая. А также в них выделены компоненты исследовательской деятельности (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, обоснование гипотезы и вывод).

В задачах репродуктивного уровня учащимся даются указания для организации исследовательской деятельности на каждом этапе. В задачах продуктивного уровня дан алгоритм, используя который учащиеся самостоятельно находят решение уравнений. Задания творческого уровня предполагают решение уравнений с параметрами, в которых нужно самостоятельно организовать свою работу на каждом этапе.

Приведем примеры исследовательских заданий по теме «Показательные уравнения» (табл. 1, 2, 3).

Как показывает практика, использование учебных исследований на уроках алгебры в старшей школе позволяет учащимся овладевать компонентами исследовательской деятельности, а также способствует качественному усвоению материала и повышает мотивацию к изучению математики.

Список литературы

  1. Далингер, В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся при изучении математики [Текст]. / В. А. Далингер. // Альманах современной науки и образования. – Тамбов : Грамота, 2010. – № 11 (42): в 2-х ч. – Ч. I. – C. 36-39.
  2. ФГОС Среднее общее образование (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020)) [Электронный ресурс]. – URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения : 12.01.2022).
PDF