ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Спиридонов Олег Валерьевич

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 377

О. В. Спиридонов

O. V. Spiridonov

Спиридонов Олег Валерьевич, к. т. н., доцент, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Н. Э. Баумана», г. Москва, Россия.

Spiridonov Oleg Valerievich, candidate of technical sciences, associate Professor, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia.

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ASSESSMENT OF THE QUALITY OF STUDENT TRAINING IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

 

Аннотация. Проведен сравнительный анализ возможностей профессионального экзамена и демонстрационного экзамена при оценке качества подготовки выпускников в системе среднего профессионального образования. Показана связь профессионального экзамена с профессиональными стандартами, и связанные с этим преимущества для выпускников и образовательных организаций. Предложено дальнейшее развитие процедуры совмещения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций.

Annotation. A comparative analysis of the possibilities of a professional exam and a demonstration exam in assessing the quality of graduate training in the system of secondary vocational education has been carried out. The relationship between the professional exam and professional standards is shown, and the associated benefits for graduates and educational organizations. Further development of the procedure for combining the state final certification and independent assessment of qualifications is proposed.

Ключевые слова: профессиональный экзамен, независимая оценка квалификации, профессиональный стандарт, среднее профессиональное образование.

Keywords: professional examination, independent assessment of qualifications, professional standard, secondary vocational education.

 

Основная задача системы среднего профессионального образования – подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для отечественного народного хозяйства. Соответственно, нужны средства для оценки качества подготовки выпускников. Впрочем, нужны средства и для контроля промежуточных результатов обучения.

В настоящее время активно продавливается внедрение демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс как формы государственной итоговой аттестации выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.

Это глубоко ошибочная идея.

Стандарты Ворлдскиллс направлены на формирование соревновательных навыков и умений, которые никогда не потребуются подавляющему большинству работников в их реальной профессиональной деятельности.

Демонстрационный экзамен не включает в себя проверку теоретических знаний. Более того, в материалах Ворлдскиллс сама проверка таких знаний уничижительно именуется как «сварить теоретический суп» [1]. Но вполне очевидно, что не бывает устойчивых навыков без знания и понимания правил, закономерностей, теоретических основ практических действий. Например, никому же в голову не приходит отменить теоретическую часть при прохождении экзамена на получение водительских прав. И продолжая эту аналогию, никому в голову не приходит практическую часть экзамена проводить в соответствии с правилами автогонок.

Таким образом, нужны средства оценки квалификации, отвечающие запросам потребителей выпускников – предприятий и организаций реального сектора экономики.

Требования к необходимой квалификации работников всех отраслей народного хозяйства устанавливаются профессиональными стандартами. Профессиональные стандарты разрабатываются объединениями работодателей, в результате чего они в полной мере отражают запросы реального сектора экономики к уровню подготовки работников. Профессиональные стандарты проходят профессионально-общественное обсуждение, одобряются профильными Советами по профессиональным квалификациям (СПК), Национальным агентством развития квалификаций (НАРК), Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, после чего утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ, что придает им общегосударственное значение. К настоящему времени разработано более 1300 профессиональных стандартов, значительная часть которых относится к рабочим и техникам.

Профессиональный стандарт описывает основные трудовые действия, выполняемые работником в своей профессиональной деятельности, а также требования к необходимым для этого умениям [2] и знаниям [3]. Большим достоинством профессиональных стандартов является наличие требований к работникам разного уровня квалификации. Например, в большинстве профессиональных стандартов рабочих установлены различные требования к работникам всех квалификационных разрядов, представленные в отдельных обобщенных трудовых функциях [4].

В 2016 году Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», который устанавливает порядок проведения независимой оценки квалификации (НОК) работников, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. НОК проводится в форме профессионального экзамена.

СПК на основе профессиональных стандартов разрабатывают наименования квалификаций и требования к квалификациям, на соответствие которым проводится НОК. Как правило, отдельная квалификация разрабатывается для каждой обобщенной трудовой функции профессионального стандарта. В настоящее время разработано большое количество квалификаций. Например, только в СПК в машиностроении разработано около 500 квалификаций.

Для каждой квалификации разрабатываются оценочные средства для проведения НОК. Оценочные средства представляют собой комплекс теоретических и практических заданий, критериев оценки, используемых при проведении профессионального экзамена. Разрабатывают оценочные средства авторские коллективы из представителей промышленности и образовательного сообщества, что обеспечивает их высокую валидность. Оценочных средств разработано тоже много. В том же СПК в машиностроении разработано 150 комплектов. Разработка оценочных средств активно продолжается.

Профессиональный экзамен состоит из двух частей: теоретической и практической.

Теоретическая часть содержит, как правило, от 40 до 100 тестовых заданий. Обязательным требованием к оценочным средствам является наличие тестовых заданий разного типа. Используются задания закрытого типа на выбор одного или нескольких правильных ответов, на установление соответствия, на установление правильной последовательности и задания открытого типа. Задания представляются в формате, удобном как для использования в бумажном виде, так и в автоматизированных системах тестирования. Продолжительность теоретической части экзамена обычно находится в пределах от одного до полутора часов.

При проведении реального профессионального экзамена успешное прохождение теоретической части является обязательным условием допуска к практической части.

Практическая часть содержит задания, требующие от учащегося применения практических навыков и умений и выполнения трудовых действий, относящихся к обобщенной трудовой функции профессионального стандарта, на основе которой разработаны требования квалификации. С этой точки зрения, практическая часть экзамена мало отличается от демонстрационного экзамена Ворлдскиллс. Минимальное количество практических заданий – два, но встречаются оценочные средства, содержащие четыре, шесть и даже десять заданий. Количество и содержание заданий формируются так, чтобы продолжительность практической части экзамена не превышала 4-5 часов. Для рабочих профессий практические задания обычно связаны с подготовкой к работе средств технологического оснащения, изготовлением реальных изделий по реальной конструкторской и технологической документации, выполнением измерений и т.п. Но могут быть и задания, требующие работы за столом или за компьютером, например, выполнение расчетов, обработка результатов контроля, оформление технической документации. Для специалистов среднего звена используются практические задания, как направленные на разработку и оформление технической документации, так и такие, в которых соискатель должен выполнять реальные действия по наладке и настройке технологического оборудования, измерениям, изготовлению изделий.

Оценочные средства доступны на ресурсах НАРК и профильных СПК и могут быть использованы в учебном процессе в образовательных организациях среднего профессионального образования. Это особенно удобно, поскольку образовательные стандарты и программы разрабатываются на основе профессиональных стандартов [5], на основе которых разработаны и оценочные средства.

Но гораздо интереснее и полезнее для учащихся прохождения официальной процедуры оценки квалификации. Правом проведения профессиональных экзаменов наделены Центры оценки квалификаций (ЦОК). Отбор организаций для выполнения ими функций ЦОК проводят СПК. Для обеспечения более тесной привязки к предприятиям реального сектора экономики установлено, что полномочиями ЦОК не может быть наделено юридическое лицо, являющееся образовательной организацией и (или) в состав учредителей которого входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения). В настоящее время в России создано несколько сотен ЦОК.

Местом проведения профессионального экзамена может быть не только ЦОК, но и территориально обособленный экзаменационный центр. При одном ЦОК может быть создано несколько экзаменационных центров. Например, только при ЦОК в машиностроении создан 21 экзаменационный центр в разных городах России. Создание новых экзаменационных центров продолжается.

При успешном прохождении профессионального экзамена учащийся получает свидетельство о квалификации государственного образца в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 декабря 2016 г. № 725н, в котором указано наименование квалификации и квалификационный уровень, а для рабочих еще и квалификационный разряд. Сведения об успешном прохождении экзамена фиксируются в государственном Реестре сведений о проведении НОК. В случае неудовлетворительного прохождения профессионального экзамена выдается заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации соискателю.

Поскольку имеются оценочные средства для профессиональных экзаменов на разные уровни квалификации, учащийся сам может выбрать тот уровень, который ему по силам. Например, сильные учащиеся по программам подготовки квалифицированных рабочих могут сдавать профессиональный экзамен сразу на
4-й квалификационный разряд, в то время, как большинство учащихся будут сдавать экзамен на 3-й разряд, а самые слабые – на 2-й разряд.

Сопряжение процедур НОК и государственной итоговой аттестации (ГИА) дает ряд преимуществ:

  • для профессиональных образовательных организаций: возможность «обратной связи» от работодателей, независимая оценка качества подготовки по реализуемым образовательным программам и далее – прохождение профессионально-общественной аккредитации, рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, возможность получения внебюджетных доходов за счет деятельности экзаменационной площадки;
  • для предприятий: возможность отбора наиболее подготовленных выпускников, экономия на затратах, связанных с оценкой квалификации кандидатов, сокращение временных и финансовых ресурсов, направляемых на доучивание и первичную адаптацию персонала;
  • для студентов: возможность выхода на рынок труда с признаваемыми работодателями свидетельствами о профессиональной квалификации, улучшение условий для трудоустройства, снижение порога успешной профессиональной адаптации.

К настоящему времени уже накоплен некоторый опыт использования профессиональных экзаменов в системе среднего профессионального образования. С 2017 года НАРК осуществляет реализацию проекта по применению инструментов НОК в процессе ГИА и промежуточной аттестации студентов, завершающих освоение образовательных программ среднего профессионального образования.

НАРК заключило несколько договоров с региональными министерствами образования о совместной деятельности по разработке и апробации механизмов использования НОК для промежуточной и государственной итоговой аттестации студентов, завершающих освоение образовательных программ среднего профессионального образования. В нескольких десятках техникумов и колледжей выпускники сдавали выпускные экзамены по процедуре ГИА-НОК. Но этого категорически мало.

Советам по профессиональным квалификациям и центрам оценки квалификаций следует активизировать работу по организации экзаменационные центры по проведению профессиональных экзаменов. Такие центры должны быть созданы в каждом населенном пункте, в котором есть техникум или колледж.

Образовательным организациям среднего профессионального образования необходимо активнее использовать возможности системы независимой оценки квалификации не только для итоговой и промежуточной аттестации учащихся, но и для контроля текущей успеваемости.

Выполнение этих условий позволит повысить качество подготовки кадров в системе среднего профессионального образования, обеспечить народное хозяйство высококвалифицированными рабочими и специалистами среднего звена.

Список литературы

  1. WorldSkills Russia [Электронный ресурс]. – URL : https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html/ (дата обращения : 12.01.2022).
  2. Зайцева, О. М. Формирование требований к необходимым умениям в профессиональных стандартах рабочих механосборочного производства [Текст]. / О. М. Зайцева, О. В. Спиридонов, О. Д. Прянишникова, А. В. Зайцев. // Актуальные вопросы современной экономики, 2021. – № 5. – С. 230-259. – DOI 10.34755/IROK.2021.45.72.045.
  3. Гончарова, А. А. Формирование требований к необходимым знаниям в профессиональных стандартах рабочих механосборочного производства [Текст]. / А. А. Гончарова, О. М. Зайцева, А. В. Зайцев [и др.] // Актуальные вопросы современной экономики, 2021. – № 9. – С. 135-158. – DOI 10.34755/IROK.2021.58.30.053.
  4. Спиридонов, О. В. Подготовка высококвалифицированных рабочих в машиностроении в соответствии с требованиями профессиональных стандартов [Текст]. / О. В. Спиридонов // Инновации в технологиях и образовании : Сборник статей участников XIII Международной научно-практической конференции, Белово, 26 марта 2020 года. – Белово : Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, 2020. – С. 149-154.
  5. Спиридонов, О. В. Разработка образовательных стандартов и программ среднего профессионального образования в соответствии с требованиями профессиональных стандартов [Текст]. / О. В. Спиридонов. // Современные проблемы технического образования : Материалы XX Всероссийской научно-методической конференции, Йошкар-Ола, 20-21 марта 2020 года. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2020. – С. 175-178.
PDF