ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Колпакова Наталья Павловна , Иванова Елена Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378.141:373.57:332.1

Н. П. Колпакова, Е. В. Иванова

N. P. Kolpakova, E. V. Ivanova

Колпакова Наталья Павловна, к. э. н., доцент, ФГБОУ ВО «СибГУ», г. Новокузнецк, Россия.
Иванова Елена Владимировна, к. э. н., доцент, ФГБОУ ВО «СибГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Kolpakova Natalia Pavlovna, candidate of economic Sciences, associate Professor, Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Russia.
Ivanova Elena Vladimirovna, candidate of economic Sciences, associate Professor, Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Russia.

 

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

OLYMPIAD FOR SCHOOLCHILDREN AS A TOOL FOR PROFESSIONAL GUIDANCE AND REGULATION OF MIGRATION PROCESSES IN THE REGIONAL ECONOMY

 

Аннотация. В статье раскрывается роль организации и проведения вузом профильных олимпиад для учащихся старших классов образовательных организаций общего среднего образования. Приводится характеристика заданий, направленных на продвижение научных знаний в области менеджмента, повышение заинтересованности обучающихся в получении экономико-управленческих знаний в своем регионе.

 Annotation. The article reveals the role of organization and conduct of specialized Olympiads by the university for students of high classes of educational organizations of general secondary education. Description of tasks aimed at promoting scientific knowledge in the field of management, increasing the interest of students in obtaining economic and managerial knowledge in their region are given.

Ключевые слова: олимпиада, профессиональная ориентация, экономико-управленческое образование, население региона.

Keywords: olympiad, professional orientation, economic and managerial education, population of the region.

 

Одной из причин существенного оттока молодежи из регионов сегодня называют низкое качество образования в региональных вузах. Так, если в вузах Кемеровской области в 2005-2006 учебном году по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры обучались 107,6 тыс. человек, то в 2019-2020 учебном году – лишь 46,8 тыс. человек. Прием на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры в кузбасских вузах сократился с 26,4 тыс. человек в 2005 году до 12,3 тыс. человек в 2019 году, а выпуск бакалавров, специалистов и магистров – с 18,4 до 9,4 тыс. чел. соответственно [3, с. 374-388].

Можно было бы предположить, что падение интереса к высшему образованию в Кемеровской области обусловлено ростом популярности среднего профессионального образования, однако и здесь наблюдаются тенденции, аналогичные ситуации в высшем образовании региона: прием обучающихся на программы СПО сократился с 18,4 тыс. человек в 2005-2006 учебном году до 18,2 тыс. человек в 2019-2020 учебном году, а выпуск – с 14,3 тыс. человек до 10,4 тыс. человек соответственно [3, с. 358-368].

Снижение численности лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование, и общей численности населения Кузбасса обусловлено как естественной убылью жителей, так, в последнее десятилетие, и миграционной (табл. 1).

Миграционная убыль населения Кемеровской области – это, в первую очередь, отток жителей в другие регионы страны и незначительно – в зарубежные страны. И ключевыми факторами, негативно влияющими на качество жизни населения и на развивающиеся на фоне этого демографические процессы, здесь являются состояние среды обитания человека (для Кузбасса эта проблема связана с расширением угледобычи открытым способом) и сырьевой направленностью экономики, ее высокой зависимостью от конъюнктуры мировых рынков.

Безусловно, и региональные вузы, и региональные власти сталкиваются с колоссальной проблемой – оттоком молодежи из региона. Торможение оттока будет способствовать обеспечению потребностей предприятий в человеческом капитале, а сохранение численности трудоспособного населения с высшим образованием в регионе – это залог инновационного развития региональной экономики. И здесь значимая роль отводится профессиональной ориентации учащихся в школе [1, 2].

Одним из способов формирования интереса школьников к получению высшего образования (и в частности образования экономико-управленческого профиля) в Кемеровской области является проведение олимпиады по менеджменту среди обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций г. Новокузнецка.

Данная олимпиада поводится на базе кафедры менеджмента и отраслевой экономики (МиОЭ) в Сибирском государственном индустриальном университете (СибГИУ) с 2016 года (уже 6 лет подряд), и можно смело сказать, что она приобретает статус традиционной. Следует отметить, что интерес к ней со стороны образовательных учреждений не угасает. Это, возможно, обусловлено тем, что олимпиада представляет собой массовое соревнование обучающихся в творческом применении знаний по учебным дисциплинам экономико-управленческого профиля. Порядок организации и проведения олимпиады регламентирован Положением об олимпиаде, которое разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ, уставом СибГИУ, иными нормативными правовыми актами и ежегодно актуализируется.

Целью олимпиады является выявление одаренной молодежи и повышение заинтересованности обучающихся в получении экономико-управленческих знаний, укрепление связей с общеобразовательными организациями, осуществляющими подготовку обучающихся по социально-экономическому профилю.

Среди задач олимпиады следующие:

  • просветительская деятельность, пропаганда научных знаний по менеджменту;
  • профессиональная ориентация, получение обучающимися представления о содержании организационно-управленческой деятельности.
  • выявление творческих способностей обучающихся, их интереса к познавательной деятельности в сфере менеджмента;
  • развитие управленческого мышления у обучающихся;
  • формирование и развитие у обучающихся чувства уважения к малой Родине, сопричастности к проблемам города, региона;
  • повышение толерантности и развитие умений работать в командах.

Задания олимпиады ежегодно обновляются и охватывают следующую тематику: предпосылки возникновения науки об управлении; деловая этика; функции менеджмента; предпринимательство; самоменеджмент (персональный менеджмент); социально-психологический климат в коллективе; тайм-менеджмент.

Олимпиада проводится в несколько этапов. Примерный перечень и содержание этапов приведены ниже.

I этап – конкурс «Визитная карточка команды «Давайте знакомиться!». Цель конкурса – выявить умения обучающихся кратко, содержательно и наглядно представить команду, а также личные качества и достижения каждого участника команды (в форме мультимедийной презентации – одного видеоролика либо слайдов). Выполнялся как домашнее задание.

II этап – «Я – менеджер» (решение практико-ориентированной задачи – домашнее задание – с защитой в аудитории либо, при проведении олимпиады в дистанционном формате, на платформе видеоконференции). Данный этап – это конкурс, предполагающий командное и индивидуальное состязание. Целью этапа является выявление теоретических знаний, творческих способностей по формированию идей и гипотез выхода из предложенной ситуации, по оформлению документа, умений защитить принятые управленческие решения; закрепление навыков командной работы. Задания конкурса составлены в рамках заявленной тематики и индивидуальны для каждой команды. Ребятам нужно представить краткое устное сообщение по результатам решения задачи, отвечать на вопросы жюри, а также проявить навыки командной работы.

III этап – разгадывание кроссворда. Данный этап – это компьютерная игра на проверку эрудиции. Цели этапа – активизировать у участника умственную деятельность, развить логическое мышление, память, внимание, узнать больше о сфере менеджмента, выявить орфографическую зоркость; умение добиваться результата, создать положительный эмоциональный настрой, развить навык самоконтроля, необходимый в будущей управленческой деятельности.

Критерии оценки выполнения заданий доводятся до сведения участников заблаговременно. По результатам всех этапов формируются командный и индивидуальный рейтинги.

Непосредственным состязаниям предшествует серьёзная подготовка: учащиеся выполняют домашние задания, создают «Визитную карточку команды», формируют письменный ответ на практико-ориентированную задачу и всё это высылают для оценивания жюри, в самостоятельном режиме изучают теорию по обозначенным в Положении об олимпиаде темам, в том числе и для подготовки к тестированию (разгадыванию кроссворда). Подготовительный этап длится не менее месяца.

В день вручения наград оргкомитет олимпиады проводит опрос участников о качестве организации и проведения олимпиады, в том числе и о желании стать студентами кафедры МиОЭ, других кафедр СибГИУ или вузов Кемеровской области – Кузбасса. Школьники делятся своими впечатлениями об олимпиаде в соцсетях (Вконтакте, Instagram и др.). Обобщение имеющейся информации, в данном случае по олимпиаде 2021 года, даёт кафедре основания считать, что выпускники образовательных организаций, принявшие участие в олимпиаде по менеджменту, проявят желание закрепиться на родной территории, поступить в вуз Кузбасского региона и в будущем пополнить ряды эффективных управленческих кадров в нем. Получение более точных сведений о поступивших в вузы Кузбасса выпускниках образовательных организаций – участниках олимпиады по менеджменту – требует проведения специальных статистических исследований, фиксации цифрового следа школьника и дальнейшей работы с этой информацией.

Список литературы

  1. Амбарова, П. А. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий [Электронный ресурс]. / П. А. Амбарова, М. В. Немировский. // Образование: вызовы нового времени, 2020. – № 1. – С. 188-199. – URL : https://elar.urfu.ru/handle/10995/80855 (дата обращения : 25.01.2022).
  2. Пилюгина, Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова. // Молодой ученый, 2017. – № 15 (149). – С. 619-623. – URL : https://moluch.ru/archive/149/42233/ (дата обращения : 25.01.2022).
  3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020 [Текст] : Стат. сб. / Росстат. - М., 2020. - 1242 с.
PDF