ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И СЕТЕВЫЕ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Иванцевич Александр Леонидович

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 373.61

А. Л. Иванцевич

A. L. Ivantsevich

Иванцевич Александр Леонидович, директор, государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс Кемелишковский ясли-сад-средняя школа», аг. Кемелишки, Островецкий район, Беларусь.

Ivantsevich Alexander Leonidovich, director of the State Educational Institution «Educational and pedagogical complex Kemelishki nursery-kindergarten-secondary school», agro-town Kemelishki, Ostrovets zone, Belarus.

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И СЕТЕВЫЕ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

ENTREPRENEURSHIP OF RURAL SCHOOLCHILDREN AND NETWORK BUSINESS COMMUNITIES

 

Аннотация. Статья посвящена формированию предпринимательской культуры школьников и их социально-трудовой адаптации в современных условиях.

Annotation. The article is devoted to the formation of the entrepreneurial culture of schoolchildren and their social and labor adaptation in modern conditions.

Ключевые слова: предпринимательство, сельские школьники, сетевые бизнес-сообщества.

Keywords: entrepreneurship, rural schoolchildren, network business communities.

 

В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается необходимость обучения всех учащихся школ основам предпринимательства.

Предпринимательская культура является разновидностью инновационной культуры. Специфику ей придаст лишь сфера, объект и основные орудия творчества; соответственно – организация новых предприятий и развитие уже существующих; принятие решений; особый класс умений и личных качеств. Предпринимательская культура – это знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию [2].

Формирование предпринимательской культуры школьников и их социально-трудовая адаптация в современных условиях осуществляется в нашем учреждении образования через проекты.

Учащиеся в работе над проектом находят рациональный, экономичный способ изготовления изделий, проводят маркетинговые исследования потребностей на рынке соответствующей продукции, находят способы изготовления изделий из отходов производства, изготавливают сувениры. Проявляют заботу о воспитанниках детского сада, дарят им подарки, сделанные своими руками. Все это проявление инициативы и предприимчивости – приоритетных качеств предпринимателя.

Возрастная динамика участия детей в бизнесе свидетельствует, что в школьном возрасте можно выделить два периода всплеска активности детей в бизнесе. Первый – в возрасте 9-10, второй – в 14-17 лет.

Именно в процессе проектной деятельности у школьников формируется опыт сотрудничества, гуманных взаимоотношений. И очень важно обращать их внимание на то, как зависит успех совместной деятельности от соблюдения этических норм делового взаимодействия.

Определенное значение для комфортности и продуктивности коллективной деятельности имеет совместимость ее участников. Различают четыре уровня последней.

Физическая – это совместимость в силе, выносливости, что имеет значение для определенных видов трудовой деятельности, связанной с трудовыми нагрузками.

Психофизиологическая – в быту, неформальном общении успешнее контактируют люди разного темперамента, различного типа нервной деятельности. Интроверты и экстраверты как бы дополняют друг друга. А в трудовой деятельности все зависит от ее характера. Если, например, выполнение задания на уроке технологии требует единого ритма и темпа работы, разные по темпераменту учащиеся могут оказаться несовместимыми.

Социально-психологическая – это мощность цели, направленности личности, сходные мотивы совместной деятельности. Здесь не имеется в виду сходство характеров, способностей, а их гармония, взаимодополнение. Когда при работе над коллективными проектами осознается значимость общей цели, члены команды доброжелательны друг к другу. Решающее значение при этом имеет распределение функций, конкретных заданий каждому ученику с учетом его реальных и потенциальных возможностей, что обеспечит слаженность в работе и чувство удовлетворенности каждого своим вкладом в общее дело.

Социально-идеологическая – общность идейных взглядов, убеждений, ценностных ориентаций. Например, это может проявиться в едином восприятии сути предпринимательства и образа предпринимателя. Если, например, поручить двум учащимся, по-разному относящимся к предпринимательству, провести интервью с главой фирмы, собрать материал о местных предпринимателях, они окажутся социально-идеологически несовместимыми, и результаты их совместной деятельности только в том случае будут продуктивными, если учитель заранее предусмотрел необходимость противоположных взглядов для организации дискуссии [3].

Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с «непослушными инструментами» и «неподатливыми материалами», «умными конструкциями», «технологическими системами» и др. У учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений, выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).

В ходе реализации инновационной деятельности, с целью получения учащимися практических навыков по основам предпринимательства и управления, направленным на развитие экономического образования и молодёжного предпринимательства, способствованию профессионального самоопределения учащихся, и улучшению материально-технической базы государственного учреждения образования была создана и функционирует учебная бизнес-компания «Кемелишки – наше богатство». Разработаны проекты «Дары природы и огорода», «Школьный огород», «Петунья – малый школьный бизнес», «Театральное мастерство», «ВА-БАНК», «Организация краеведческих экскурсий по местности».

Трудолюбие как качество личности развивается с детства. Плацдармом для его развития является школа. Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учатся хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое здесь зависит от инициативы, активности и заботы педагогического коллектива, от его желания сделать труд действенным средством обучения и воспитания учащихся.

В настоящее время в развитом капиталистическом мире, как известно, происходит переход от индустриального к инновационному типу экономического роста и в качестве доминирующего вида трудовой деятельности утверждается сложный, творческий труд. Одним из действенных методов продвижения продукции на рынок и её последующей реализации должна выступить организация работы сетевых бизнес сообществ.

Шаг 1. Выбрать платформу

Определите, в какой социальной сети вы будете работать. Выбор зависит не от личных предпочтений, а от того, на какой площадке больше целевой аудитории.

Шаг 2. Создать контент

В сетевом маркетинге важно доверие. Поэтому ваша цель – создать в сети образ, который будет не только интересен людям, но и заставит их следовать вашим советам. Составьте контент-план, чтобы ваша страница была интересной и разнообразной, а вам не приходилось каждый раз с трудом выдумывать тему для поста. Составьте список рубрик: о продукте, о вас, о вашей работе, отзывы и т. д. Подумайте, какие рубрики важнее и сколько у вас есть информации по разным темам, как часто вы сможете делать посты. Следуйте правилу 30/30/20: треть постов должна быть развлекательной, треть – полезной, и лишь 20 – продающими.

Шаг 3. Работа с подписчиками

Кроме создания контента, важная часть ведения страниц в социальных сетях – работа с аудиторией. Важная часть – вовлечение. Люди будут читать ваши материалы и уходить со страницы, если вы не начнете взаимодействовать с ними. Способы очевидные, но рабочие: вопросы к аудитории, опросы, конкурсы.

Шаг 4. Продвижение сетевого бизнеса

Шаг 5. Аналитика

На каждом этапе анализируйте результат, чтобы точно знать, какие действия оказываются полезны, а какие – нет [1].

Потребность в утверждении предпринимательского, творчески поискового стиля жизни вносит изменения в процесс социализации современного человека. Сегодня основным критерием деятельности институтов социализации объективно становится не то, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, а то, насколько эффективно готовят они подрастающее поколение к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению задач, которых не было в опыте прошлых поколений.

Список литературы

  1. Как продвигать сетевой бизнес в социальных сетях [Электронный ресурс]. – URL : https://popsters.ru/blog/post/112 (дата обращения : 18.01.2022).
  2. Педагогика. Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии [Электронный ресурс]. – URL : https://studbooks.net/2032241/pedagogika/vvedenie (дата обращения : 18.01.2022).
  3. Педагогика и воспитание. Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии [Электронный ресурс]. – URL : http://www.firsteducation.ru/neopols-1026-4.html (дата обращения : 18.01.2022).
PDF