ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ КОЛЛЕДЖА

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Гопта Виктория Викторовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 373.5.016:514

В. В. Гопта

V. V. Gopta

Гопта Виктория Викторовна, преподаватель, ГБПОУ «Шахтёрский педагогический колледж», г. Шахтёрск, Донецкая Народная Республика.

Gopta Victoria Viktorovna, teacher, State Budgetary Professional Educational Institution «Shakhter Pedagogical College», Shakhtersk, Donetsk People's Republic.

 

ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ КОЛЛЕДЖА

THE IMPORTANCE OF PROJECT ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL WORK OF THE COLLEGE

 

Аннотация. В статье рассматривается значение проектной деятельности в воспитательной работе колледжа. Использование проектной деятельности позволяет студентам критически мыслить и максимально развивать свои творческие способности и возможности на каждом этапе выполнения проекта.

Annotation. The article discusses the importance of project activities in the educational work of the college. The use of project activities allows students to think critically and maximize their creativity and capabilities at each stage of the project.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, проект, проектная деятельность, проектная технология, метод проектов, личность.

Keywords: educational activity, project, project activity, project technology, project method, personality.

 

Современный этап развития национальной системы образования и воспитания характеризуется распространением инновационных процессов. Учебно-воспитательная практика нуждается в технологиях, способствующих созданию условий для саморазвития и самореализации личности, обеспечению счастья и радости юношества, формированию личностной конкурентоспособности, создание воспитательного пространства, направленного на воспитание конкурентоспособной личности, которая сможет разрабатывать свои жизненные планы, самостоятельно использовать знания для решения проблем. Идеально соответствует этой потребности проектная деятельность, потому что она способствует активному привлечению и реализации жизненных планов студентов.

Проектная технология – одна из инновационных технологий обучения и воспитания, которая обеспечивает формирование основных компетенций студента.

Метод проектов возник в 20-е годы ХХ в. в США. Сначала его называли «Методом проблем» и развивался он в рамках гуманистического направления философии и образовании, в педагогических взглядах и экспериментальной работе Джона Дьюи. В нем содержались идеи построения обучения на активной основе через целесообразную деятельность студента в соотношении с его личным интересом именно в этих знаниях. Очень важно показать ребёнку его личную заинтересованность в получении этих знаний, где и каким образом они могут ему понабиться в жизни. Проблема должна быть из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка [2].

У. Х. Килпатрик – один из последователей Дж. Дьюи, которому удалось усовершенствовать систему работы над проектами. Под проектом в то время имелся в виду целевой акт деятельности, в основе которого лежит интерес ребёнка.

Работа над проектом включает осознание цели, оформление замысла разработку организационного плана, работу по плану, подведение итогов в виде письменного отчета.

Метод проектов привлек внимание и российских педагогов в начале ХХ в. В 1905 году под руководством русского педагога С. Т. Шацкого была организована небольшая группа работников, которые пытались активно внедрять проектные методы в практику преподавания.

Позже, уже при Советской власти, идеи проектирования начали широко использовать и включать в учебно-воспитательный процесс школы. Но, к сожалению, недостаточно продуманно, из-за чего постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден и запрещен [3, с. 175].

Слово «проект» в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед». В современном понимании проект – это намерение, которое будет осуществлено в будущем.

Проектную деятельность можно считать проблемной и развивающей, поскольку она формирует мотивацию к созданию и преобразованию самого себя.

Дж. Джонсон считал, что проектная деятельность приобретает личностную значимость, поскольку в процессе владение ею проявляется умение учитывать и преодолевать препятствие достижения целей проекта, формируется устойчивая подчиненность мотива, при этом активная самодеятельность в учебном процессе способствует творческому и социальному становлению личности. Степень удовлетворения, полученного при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в подобных ситуациях в будущем.

Проект как альтернативный способ организации воспитательной работы исключает традиционные принципы планирования и организации воспитательного процесса. Достижению цели проекта подчиняются все действия воспитателей и воспитанников: изучение проблемы, поиск источников информации и материалов, отбор нужных сведений, оформление и представления результатов. В зависимости от поставленной цели результаты выполненной работы могут наглядно быть представлены в виде стенда, брошюры, альбома, радиопрограммы, видеофильмах, театрального представлениях [4, с.145].

По словам Г. Ващенко, этот метод проектов – идеальное сочетание: теории с практикой, в основе которого лежат творческие поиски студента; обучения и воспитания жизни и окружающей средой.

Проектная деятельность для личности студента необходимо обществу будущего и настоящему, производится в процессе выполнения внеаудиторных проектов.

Задача проектов не только в том, чтобы выполнить какую-то полезную работу, но и в том, чтобы на этой работе расширить свой кругозор, приобрести теоретические знания. В основе проектной технологии лежит развитие познавательной и исследовательской деятельности студентов колледжа, умение конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческие способности.

Очевидно, что реализовать принципы личностно-ориентированного воспитания при традиционных подходах практически невозможно. Для включения каждого студента в активный познавательный и поисковый процесс, который применяется на практике полученных знаний, должна быть создана адекватная учебно-воспитательная среда в колледже, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, общение со сверстниками, совместный труд при решении различных жизненных и важных проблем. Наиболее перспективным в этом отношении является метод проектов [1].

Сегодня метод проектов считается одним из перспективных видов как обучение, так воспитание, так как он создает условия для творческой самореализации студентов, повышает мотивацию, способствует развитию их интеллектуальных способностей. В колледже, где применяется метод проектов, студенты приобретают опыт решения реальных проблем.

Время личностно-ориентированных технологий, в частности проектных, пришел, и умение использовать этот метод – это показатель высокой квалификации и прогрессивной деятельности педагога, направленности на творческое развитие студентов и студенческого самоуправления, подготовку их к взрослой жизни в обществе.

Немецкий педагог А. Флитнер характеризует проектную деятельность как учебный процесс, в котором обязательно участвуют ум, сердце и руки, то есть осмысление самостоятельно полученной информации осуществляется через призму личного отношения к ней и оценку результатов в конечном продукте.

Список литературы

  1. Артамонова, О. А. Проектные технологии в образовательном процессе [Электронный ресурс]. / О. А. Артамонова. – URL : https://nsportal.ru/shkola/
    rabota-sroditelyami/librery/2016/06/13/proektnaya-deyatelnost-kak-odno-iz-usloviy (дата обращения : 18.01.2022).
  2. Архипова, Н. В. Проектная деятельность как одна из форм вовлечения учащихся в процессе исследования [Электронный ресурс]. / Н. В. Архипова. – URL : www.den-za-dnem.ru/files-00003/038.doc (дата обращения : 18.01.2022).
  3. Байбародова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] : пособие для учителей общеобр. организ. / Л. В. Байбародова, Л. Н. Серебренников. – М. : Просвещение, 2013. – 175 с.
  4. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст]. / Н. В. Матяш. – М. : Академия, 2016. – 145 с.
PDF