ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕЙ МИССИИ УНИВЕРСИТЕТА

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Урбан Ольга Андреевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 316.772.4

О. А. Урбан

O. A. Urban

Урбан Ольга Андреевна, доктор соц. наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления, КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Urban Olga Andreevna, Doctor of Social Sciences, Professor of the Department of Economics and Management, Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕЙ МИССИИ УНИВЕРСИТЕТА

PROJECT APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF THE THIRD MISSION OF THE UNIVERSITY

 

Аннотация. Проанализирован стратегический проект Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета «Гуманитарный вектор Кузбасса», нацеленный на расширение участия института в развитии местного сообщества и создание активной научной и творческой среды для студентов через привлечение их к мероприятиям проекта.

Annotation. The strategic project of the Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University «Humanitarian Vector of Kuzbass» is analyzed, aimed at expanding the institute's participation in the development of the local community and creating an active scientific and creative environment for students through their involvement in the project activities.

Ключевые слова: третья миссия, региональный опорный университет, проектный подход, местное сообщество.

Keywords: third mission, regional reference university, project approach, local community.

 

Поле деятельности регионального опорного университета шире базовых процессов и включает активное участие в общественной жизни региона, а также широкий круг отношений с местным сообществом [1, 3, 5]. Социальная направленность деятельности университета, его содействие общественному благу реализуются в «третьей миссии», которая в научной литературе рассматривается как многомерный феномен, включающий в себя культурное, социальное и политическое измерение [2, с. 51]. Это означает доступность университетских сервисов для разнообразных потребностей местного сообщества, оказание экспертных услуг, работу на пользу региона в целом. Каждый университет выбирает свой набор направлений. Относительно Кузбасса, региона ресурсного типа, особое значение приобретает роль университета в решении социокультурных проблем, связанных с развитием человеческого капитала как главного ресурса модернизации экономики региона. Не случайно реализация «третьей миссии» является направлением стратегии развития Кузбасского гуманитарно-педагогического института КемГУ (далее – КГПИ КемГУ).

В качестве инструмента планирования и управления процессами «третьей миссии» был принят проектный подход, учитывающий специфику задач развития Южно-Кузбасской агломерации в создании новой модели экономики региона на основе развития человеческого капитала.

Проектный подход к управлению основан на разработке проектов как способов решения наиболее важных задач. Понятие проекта включает комплекс мероприятий, объединенных общей целью и задачами в создании нового продукта/услуги, достижение конкретных результатов в намеченном периоде времени. Управление процессами на основе проектного подхода способствует более четкому определению целей и критериев их достижения, оптимизации ресурсов, детальному контролю реализации проекта [4].

В рамках «третьей миссии» и подготовки к 300-летию Кузбасса в КГПИ КемГУ в 2019-2021 гг. был реализован проект «Гуманитарный вектор индустриального Кузбасса». В разработке проекта применен логико-структурный подход, разработанный Агентством Международного развития в США в конце 60-х годов. Данный подход принят многими организациями в качестве инструмента планирования, управления и в оценке содействующих развитию организации мероприятий. Содержание проекта отражается в логико-структурной схеме, которая включает, с одной стороны, общие и конкретные цели, результаты, действия, с другой – показатель достижения, измерение (источники и методы для подтверждения достижений), допущения и риск (допущения, влияющие на связь между конкретными и общими целями, допущения, влияющие на связь между действиями и результатами) [6, с. 11-12].

Проект «Гуманитарный вектор индустриального Кузбасса» включает четыре подпроекта в соответствии с приоритетными направлениями деятельности «третьей миссии» в условиях Южно-Кузбасской агломерации: развитие научного знания, ориентированного на неоиндустриальное развитие территории; формирование на базе университета организационных центров гражданского просвещения, воспитания и развития личности; развитие инклюзивного образования на юге Кузбасса; сохранение и возрождение культурных традиций и языка коренного народа Земли Кузнецкой – шорцев.

Подпроект «Гуманитарное пространство в индустриальном регионе» направлен на повышение роли университета в социокультурном развитии региона и формирование имиджа университета как культурно-образовательного центра юга Кузбасса. В качестве ожидаемых результатов планировалось развитие сотрудничества с отечественными и зарубежными научными центрами в области гуманитарных исследований; создание условий для научной деятельности педагогических кадров и обучающихся всех уровней образования; популяризация знаний о культурном наследии Кузбасса. Особое значение предавалось проекту «Профстарт: учитель будущего»: доуниверситетский этап педагогической подготовки», направленного на создание условий для закрепления педагогических кадров в Кузбассе (в рамках реализации национального проекта «Образование "Учитель будущего"»). За время реализации проекта проведены две очные Всероссийские с международным участием научные конференции, посвященные творчеству Ф. М. Достоевского (2019, 2021), на которых с докладами выступали ученые из Словакии, Болгарии, Санкт-Петербурга и Москвы; создан и работает Музей истории высшего педагогического образования в Кузбассе; организовано обучение в профильных педагогических классах. С 2019 года в них осуществляется осуществляется ежегодный набор с использованием профпроб. Выпускники педагогических классов продолжают обучение в КГПИ КемГУ.

Подпроект «Ресурсный центр развития инклюзивного образования на юге Кузбасса» направлен на повышение качества подготовки и квалификации специалистов в области инклюзивного образования за счет интеграции процессов подготовки, переподготовки, повышения квалификации и научной деятельности педагогов. В КГПИ КемГУ создан и функционирует ресурсный центр инклюзивного образования, на базе которого осуществляются взаимодействия с некоммерческими организациями, занимающимися проблемами лиц с инвалидностью и ОВЗ, медицинским сообществом г. Новокузнецке, специалистами неврологами, реализуются образовательные программы повышения квалификации и профессиональной подготовки в области инклюзии, научно-проводятся научные исследования с магистрантами, аспирантами, осуществляется диагностическая, коррекционно-развивающая, консультационная, психотерапевтическая помощь детям с ОВЗ и их родителям. При активном участии студентов организуются различные тематические конкурсы и праздники для детей с ОВЗ. Ресурсный центр стал базой для практической подготовки студентов направления 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование, а также слушателей дополнительных образовательных программ в области инклюзии.

Подпроект «Открытый университет» направлен на развитие сотрудничества с местным сообществом и позиционирование университета как открытого для всего городского сообщества места получения новых знаний, собственного развития и решения возникших общественных проблем. Проводятся мероприятия «УниверSTREET», то есть городские уличные лекции и викторины о неизвестном историческом, природном наследии Кузбасса, направленные на формирование исторической памяти и региональной идентичности. Следует отметить, что в условиях пандемии с 2020 года данное направление работы временно приостановлено, но активно стало развиваться добровольческое движение студентов. Работает Центр правовой помощи КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ» (юридическая клиника), где под руководством преподавателей оказывается бесплатная правовая помощь различным категориям населения. В партнерстве с администрацией г. Новокузнецка проведены в 2029-2020 гг. мероприятия, направленные на поддержку развития некоммерческих организаций (вебинары, круглый стол, «Медиашкола», тематические консультации, в том числе по грантовым заявкам и пр.).

Подпроект «Сохранение и возрождение культурных традиций и языка коренного народа Земли Кузнецкой – шорцев» направлен на реализацию содержания этнокультурного компонента в системе общего образования Кемеровской области – Кузбасса, повышение уровня владения языками среди шорского населения Кузбасса, расширение знаний населения Кузбасса о культуре литературе народов Сибири, а также формирование имиджа университета как центра сохранения и возрождения культурных традиций и языка коренного народа Земли Кузнецкой (шорцев). В КГПИ КемГУ функционирует «Научно-образовательный центр языков и культур народов Сибири». За период реализации проекта по программам повышения квалификации проведен цикл вэбинаров для учителей области «Теория и практика реализации этнорегионального компонента в предметном содержании образования», для учителей начальной школы проведен проблемный семинар по вопросам реализации этнорегионального компонента в образовании, изданы методические рекомендации по изучению шорской литературы в 5-7 классах общеобразовательной школы «Не тронь такую красоту...», осуществляется разработка обучающих материалов по изучению родного (шорского) языка с учетом новой языковой ситуации.

Таким образом, «третья» миссия КГПИ КемГУ, реализуемая в проектом подходе, включает компоненты, ориентированные на согласование потребностей местного сообщества и университета как социального института. Широкая система отношений КГПИ КемГУ с социальными партнерами является существенным фактором повышения имиджа университета и привлечения талантливой молодежи. Важным шагом в развитии третьей миссии становится развитие взаимодействий с другими университетами. Начало сотрудничества с 2021 года КГПИ КемГУ с Высшей школой экономики (г. Москва) и обмен опытом в реализации проектов по третьей миссии может стать дополнительным стимулом развития университета и нового позиционирования в ответах на современные вызовы.

Список литературы

  1. Барышникова, М. Ю. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации [Текст]. / М. Ю. Барышникова, Е. В. Вашурина, Э. А. Шарыкина, Ю. Н. Сергеев, И. И. Чиннова. // Вопросы образования, 2019. – № 1. – С. 8-43.
  2. Балмасова, Т. А. «Третья миссия» университета новый вектор развития? [Текст] / Т. А. Балмасова. // Высшее образование в России, 2016. – №8-9. – С. 48-54.
  3. Зиневич, О. В. На пути модернизации: миссия университета в региональном развитии [Текст]. / О. В Зиневич, Т. А. Балмасова. // Профессиональное образование в современном мире, 2018. – Т. 8. – № 3. – С. 2000-2010.
  4. Компанейцева, Г. А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности [Электронный ресурс]. / Г. А. Компанейцева. // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. – Т. 17. – С. 363–368. – URL : http://e-koncept.ru/2016/46249.htm (дата обращения : 03.02.2022).
  5. Коган, Е. Я. Модели взаимодействия вузов с экономикой и социальной сферой региона [Текст]. / Е. Я. Коган. // Высшее образование в России, 2019. – № 7. –С. 9-18.
  6. Целенаправленная разработка и менеджмент проектов: пособие ТЕМПУС. [Текст]. // Европейский фонд образования, 1997. – 79 с.

PDF