ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО ЧЕМПИОНАТА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Наплёкова Татьяна Константиновна , Лунева Юлия Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 374.32

Ю. В. Лунева, Т. К. Наплёкова

Y. V. Luneva, T. K. Napliokova

Лунева Юлия Владимировна, к. э. н., доцент, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.
Наплёкова Татьяна Константиновна, старший преподаватель, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Luneva Yuliya Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, docent, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.
Napliokova Tatiana Konstantinovna, senior lecturer, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО ЧЕМПИОНАТА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

FORMATION OF FINANCIAL LITERACY COMPETENCIES OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ALL-RUSSIAN FINANCIAL LITERACY CHAMPIONSHIP

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования компетенций финансовой грамотности школьников и студентов в ходе подготовки и участия в мероприятиях Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности. Приводятся примеры коммуникативных заданий и задач (кейсов) финансовых боев, сформированных в соответствии с методическими пояснениями Министерства финансов РФ к рамке финансовой компетентности. Раскрываются средства оценки сформированности финансовых компетенций в ходе коммуникативных и финансовых боев.

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of the formation of financial literacy competencies of schoolchildren and students during preparation and participation in the events of the All-Russian Financial Literacy Championship. Examples of communicative tasks and tasks (cases) of financial battles formed in accordance with the methodological explanations of the Ministry of Finance of the Russian Federation to the framework of financial competence are presented. The means of assessing the formation of financial competencies in the course of communicative and financial battles are revealed.

Ключевые слова: Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности, коммуникативный бой, финансовый бой, финансовые компетенции.

Keywords: All-Russian Financial Literacy Championship, communicative fight, financial fight, financial competencies.

 

Широкое распространение розничных финансовых услуг и рост персональной финансовой самостоятельности повышает значимость финансовой грамотности и финансового образования населения [1]. Одним из национально значимых мероприятий в этой области является Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности (ВЧФГ), который проводится при поддержке Ассоциации развития финансовой грамотности, выполняющей задачи по масштабированию успешных инициатив в сфере финансовой грамотности, занимающейся поддержкой, координацией и обучением волонтеров финансового просвещения. Масштабные мероприятия ВЧФГ проводятся с 2019 года, объединяют более 20 000 школьников и студентов и более 5 000 специально обученных педагогов из 72 регионов РФ.

Ребята имеют возможность развивать свои финансовые компетенции, бесплатно участвуя в коммуникативных и финансовых боях, обучающих марафонах, открытых вебинарах, обучаясь в школе игротехников.

Команды участников ВЧФГ соревнуются в двух лигах – Школьной и Студенческой, каждая из которых состоит из двух дивизионов. Дивизион А Школьной лиги предназначен для учеников 9-11 классов, дивизион Б – для учеников 6-8 классов. В Студенческой лиге дивизион А представляют студенты вузов, а дивизион Б – студенты СПО [2].

Федеральные мероприятия ВЧФГ представлены организуемыми в режиме видеоконференции Zoom Коммуникативными и Финансовыми кубками (отборочные бои, четверть финала, полуфинал, финал). Также под эгидой ВЧФГ проводятся субфедеральные и местные чемпионаты в форматах оффлайн и онлайн, команды-участницы которых набирают дополнительные баллы, учитываемые при определении их места в Национальном рейтинге знатоков финансовой грамотности и повышающие шансы на победу в финале ВЧФГ. В основном это турниры для команд Школьной лиги.

Развитие финансовых компетенций участников начинается в ходе подготовки к участию в чемпионате, которая представлена работой с экспертами ВЧФГ в рамках открытых вебинаров и консультационных семинаров, а также самоподготовкой – работой со сборниками коммуникативных заданий и задач финансовых боев (заблаговременный доступ предоставляют организаторы чемпионата) при поддержке тренеров (часто это учителя и преподаватели, для команд студентов вузов могут отсутствовать).

Эксперты ВЧФГ на видеоконференциях Zoom вместе с командами разбирают коммуникативные задания и финансовые кейсы, комментируют реальные бои прошедших Кубков, отвечают на вопросы команд. Самоподготовка предполагает подбор аргументов и контраргументов к финансовым тезисам и поиск решений финансовых кейсов на основе ввода дополнительных данных, отражающих актуальную финансовую ситуацию в стране, регионе, городе базирования команды.

Коммуникативное задание представляет собой финансовый тезис, отражающий конкретный неоднозначный вопрос по финансовой грамотности, например: «При трудоустройстве на работу лучше заключать гражданско-правовой договор, чем трудовой». Позиция, которую придется защищать команде в коммуникативном бою, заранее неизвестна («да» или «нет»), поэтому на этапе подготовки необходимо подготовить максимально возможное количество аргументов и контраргументов для защиты обеих позиций на базе анализа теории и практики вопроса, грамотно сформулировать свои мысли. Исследование и понимание разных мотивов финансового поведения позволяет ребятам выстроить обоснованную позицию.

Финансовый кейс представляет собой актуальную для индивида или домохозяйства финансовую задачу, которую необходимо решить, вводя дополнительные данные (например, актуальные условия банковского вклада, стоимость конкретного автомобиля и топлива для него в городе базирования команды и т.д.). Например, в рамках Второго ВЧФГ разыгрывался кейс, по условиям которого многодетная семья из Санкт-Петербурга планировала провести двухнедельный отпуск (май 2021 г.) у родственников в г. Гродно, Белоруссия. Требовалось определить, удастся ли семье накопить денежные средства на отпуск (с января 2021 г.), какие дополнительные затраты она понесет при пересечении границы, какие банковские продукты целесообразно использовать. Были даны сведения о заработной плате до вычета налогов, расходах семьи, о марке автомобиля, затратах семьи в отпуске. При этом сведения о социальных пособиях, курсе белорусского рубля, протяженности автомобильного маршрута и стоимости топлива, билетов на самолет, поезд, автобус; о процентных ставках по накопительным счетам, об условиях кредитных карт, Зеленой Карты и т.д. ребята должны были найти и конкретизировать самостоятельно. В ходе решения кейсов ребята осваивают типовые алгоритмы решения жизненных финансовых задач, углубляют и развивают финансовые умения и навыки, ставя себя на место героев кейсов.

Коммуникативные задания и финансовые кейсы формулируются по шести базовым темам финансовой грамотности «Личные/семейные финансы. Финансовое планирование и бюджет», «Сбережения семьи. Услуги банковских организаций», «Кредитование. Услуги кредитных организаций», «Страхование. Услуги страховых организаций», «Инвестирование. Услуги инвестиционных организаций», «Социальное предпринимательство». Содержание сборников заданий ВЧФГ соответствует требованиям к системе (рамке) финансовой компетентности Министерства финансов РФ [3] и рамке базовых компетенций ОЭСР по финансовой грамотности для молодых людей (15-18 лет).

Участвуя в чемпионате, ребята публично защищают свои результаты в ходе коммуникативных и финансовых боев.

Коммуникативный бой – это публичная дискуссия, участники которой демонстрируют своё умение грамотно формулировать мысль, отстаивать точку зрения и выступать на публику [2]. Бой состоит из двух поединков, в которых участвуют две команды, последовательно выступающие в ролях «Команда-задание» и «Команда-позиция» в зависимости от параметра, который команда может выбрать самостоятельно. Представителю каждой команды дается две минуты для защиты доставшейся позиции. Игроки выступают по одному, по очереди, каждый озвученный аргумент оспариваются оппонентом, после чего он выдвигает свой аргумент.

Оценка поединка членами жюри осуществляется по трем критериям –«Содержание», «Форма», «Диалог». В рамках критерия «Содержание» оцениваются соответствие выступления заданной теме и позиции, достоверность и информативность высказываний, ясность, логичность и завершенность мыслей, свобода владения материалом. Критерий «Форма» обращает внимание на яркость, доходчивость, убедительность, уместную эмоциональность высказываний, речевой артистизм. Критерий «Диалог» предполагает оценку способности вести дискуссию, в т.ч. оценку наличия, количества и качества контраргументов, связей между контраргументами и аргументами; умения направлять дискуссию, стимулировать оппонента к определению его позиции; толерантности и навыков активного слушания [4].

Финансовый бой – это презентация решения финансового кейса с последующими ответами на вопросы команды-оппонента. Бой состоит из двух поединков, в которых участвуют две команды, последовательно выступающие в ролях «Решатель» и «Оппонент». Решателям предоставляется пять минут для демонстрации и комментирования презентации с решением кейса. Затем проводится оппонирование, в ходе которого оппонент задает решателю три вопроса, которые связаны с теоретическими аспектами кейса, его условиями и решением. Решатель может потерять все баллы, полученные за решение кейса в случае молчания, подсказок, неверных, неполных ответов при условии, что оппонент привел полный, корректный ответ, качество которого существенно выше качества ответа решателя.

Решение кейса оценивается членами жюри индивидуально по ряду критериев в зависимости от его сложности и лиги участников – так, для студентов вузов максимальное количество критериев составляет 13 (наличие ответа, правильность общего принципа решения, полнота представления решения, опора на нормативные акты, использование дополнительного условия, достоверность и обоснованность дополнительного условия, озвучивание допущение, комментирование решения, наличие ошибок, четкость и понятность выступления, средства визуализации, наличие альтернатив, обоснованность выбора альтернативы) [2]. Итоги оппонирования оцениваются коллегиально – члены жюри определяют цену вопроса (от 0 до 4), успешность выступления оппонента и решателей по каждому заданному вопросу и ответам на него.

Марафоны ВЧФГ – это дистанционные мероприятия, проводимые два раза в год, в которых кроме тренеров, организаторов и экспертов также принимают участие и ребята – они рассказывают об опыте участия в Чемпионате, делятся секретами успеха, анализируют причины неудач и дают свои рекомендации новичкам. Рефлексия помогает участникам преобразовать полученные умения в инструменты развития, определять и корректировать собственные финансовые шаблоны.

Таким образом, для формирования компетенций финансовой грамотности школьников и студентов в рамках Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности используется деятельностный подход, где участники являются активным творческим началом, знания и умения становятся личностно значимыми, а проблемно развивающее финансовое самообучение способствуют развитию личности.

Список литературы

  1. Слепов, В. А. Персональные финансы : учебник [Электронный ресурс]. / под ред. проф. В. А. Слепова. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2019. – 240 с. – ISBN 978-5-9776-0498-7. – URL : https://znanium.com/catalog/product/1012867 (дата обращения : 28.01.2022). – Режим доступа : по подписке.
  2. Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности [Электронный ресурс]. – Москва, 2022. – URL : https://fincup.ru/novosti/ (дата обращения : 28.01.2022).
  3. Система (рамка) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста от 05.06.2015 [Электронный ресурс]. // МИНФИН РОССИИ Официальный сайт. – URL : https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=69544sistуma_ramka_finansovoi_kompetentnosti_dlya_uchashchikhsya_shkolnogo_vozrasta (дата обращения : 28.01.2022).
  4. Лунева, Ю. В. Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности – современная форма повышения финансовой культуры молодежи [Текст]. / Ю. В. Лунева, Т. К. Наплёкова. // Компетентностный подход как основа подготовки конкурентоспособных выпускников / Министерство образования и науки Кузбасса; ГБПОУ НГТК им. В. Ф. Кузнецова. – Новокузнецк, 2021. – С. 968-975.

PDF