ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Баранова Алёна Павловна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378.1/352.075

А. П. Баранова

A. P. Baranova

Баранова Алёна Павловна, старший преподаватель кафедры экономики и управления, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Baranova Alyona Pavlovna, Senior Lecturer, Department of Economics and Management, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF TARGETED TRAINING IN EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION

 

Аннотация. В данной статье представлены особенности целевого обучения по образовательным программам высшего образования, которые сводятся к соблюдению существенных условий целевого договора, регламентированных современным законодательством в сфере образования. Выделены организационно-экономические аспекты реализации механизма целевого обучения, на основании которых предложен ряд рекомендаций, предполагающих тесное взаимодействие органов местного самоуправления и образовательных учреждений высшего образования.

Annotation. This article indicates the features of targeted training in the educational program of higher education, which adhere to the observance of the essential conditions of the target agreement, regulated outside the field of education. The organizational and economic aspects of the implementation of the mechanism of targeted education are identified, on the basis of which a number of tasks are set, involving close interaction between local governments and higher education institutions.

Ключевые слова: высшее образование, целевое обучение, меры поддержки.

Keywords: higher education, targeted training, support measures.

 

Сегодня существует серьезная проблема оттока студентов и молодых специалистов из провинциальных городов в центральные регионы России. Подобная тенденция обусловливает серьезный кадровый голод и «утечку умов» с развивающихся территорий. Однако в современных условиях функционирования системы высшего образования существует механизм, который способен благотворно повлиять на решение данной проблемы – это механизм реализации целевого обучения.

В основе данного обучения лежит заключение целевого договора между гражданиноми заказчиком, в качестве которого может выступать федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в зависимости от вида целевого обучения), для удовлетворения своих кадровых среднесрочных потребностей [1].

В нормативно-правовых актах РФ, регламентирующих целевое обучение, установлена возможность заключения двух видов целевых договоров: первый - с абитуриентами для участия в отдельном конкурсе в рамках квоты целевого приема, второй - с ныне обучающимися студентами (на бюджетных местах или на местах с оплатой стоимости обучения). На практике находит свое отражение заключение договоров первого типа, так как второй является относительно новым и недостаточно апробированным. Например, в Кузбасском гуманитарно-педагогическом институте ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (далее КГПИ КемГУ) за последние три года наблюдается стремительный рост количества поступивших в рамках квоты целевого приема. Так, в 2021 году по сравнению с 2020 годом прирост составил 40 %, по сравнению с 2019 годом – 67 %. Более того почти вдвое увеличился конкурс на отдельные образовательные программы, что подчеркивает востребованность такого способа поступления в вуз как прием по квоте целевого обучения. Тем не менее, только 3/4 квоты было закрыто в 2021 году, оставшиеся места перераспределились в общий конкурс, что свидетельствует о наличии резервов для увеличения объема поступающих «целевиков».

Законодатель определил существенные условия договора, без соблюдения которых тот не имеет юридической силы [2]. Каждое из условий договора определяет организационно-экономический аспект целевого обучения:

  1. Обязательное наличие реальных мер материальной поддержки со стороны заказчика или будущего работодателя. Именно об это условие «спотыкаются» стороны процесса, так как для заключения договора на места в рамках квоты целевого приема заказчиком должна выступать бюджетная организация, которая не располагает соответствующими статьями расходов, заложенными бюджетом. По сложившейся практике в КГПИ КемГУ в числе заказчиков выступают органы местного самоуправления (в основном для формирования педагогического кадрового резерва) либо муниципальные бюджетные образовательные учреждения, что связано с особенностями профилизации вуза. Несмотря на то, что опыт КГПИ КемГУ в части целевого приема на места в рамках квоты является передовым в Кузбассе, в вузе имеются технические направления подготовки, спрос на которые по квоте незначителен либо отсутствует.
    Среди распространенных мер материальной поддержки, оказываемых органами местного самоуправления, выступают: стипендии главы муниципального образования; муниципальные стипендии, которые зависят от уровня успеваемости обучающегося; компенсации проезда от места проживания до места учебы и обратно; единовременные вознаграждения по итогам завершения сессии. Представленные меры поддержки чаще всего в среднем достигают размеров академической стипендии, что способствует дополнительному стимулированию и формирует у студента чувство долга. Меры поддержки, оказываемые муниципальными бюджетными образовательными учреждениями, значительно уступают выше представленным мерам и не выступают для студента мотиватором соблюдения всех условий договора.
  2. Наличие штрафных санкций в виде компенсации затрат на обучение предусмотрено для обучающихся (в случаях отчисления или академической неуспеваемости студента, отказа трудоустраиваться по целевому договору) и для заказчиков (в случаях отказа трудоустроить выпускника по целевому договору, прекращения выплат, предусмотренных договором). Подобная мера, прежде всего, пугает стороны брать на себя подобные обязательства, так как размеры компенсаций могут достигать сумм установленной нормативной стоимости обучения. Для того чтобы избежать исковых заявлений от образовательного учреждения на компенсацию стоимости обучения, на этапе заключения договора должен быть проработан механизм профессиональной ориентации поступающего. Занимать места в рамках целевой квоты должны те, кто идет к выбранной профессии целенаправленно.
  3. Трудоустройство по целевому договору после завершения обучения гражданином на срок не менее трех лет. Эта мера является основополагающей для формирования своего будущего кадрового потенциала муниципального образования. Для выполнения условий трудоустройства важно вести учет и мониторинг студентов, обучающихся по таким договорам.

Все вышеизложенные факты обосновывают необходимость реализации на территориях муниципальных образований органами местного самоуправления совместно с образовательными учреждениями высшего образования ряда мероприятий, которые будут направлены на совершенствование организации процесса заключения договоров целевого обучения и обеспечения его существенных условий:

  1. Централизация процесса заключения целевых договоров через органы местного самоуправления.
  2. Формирование базы заказчиков не только на социально-гуманитарные, но и на технические направления подготовки.
  3. Создание муниципального целевого фонда поддержки студентов для формирования дополнительных источников финансирования.
  4. Развитие муниципально-частного партнерства с целью приобщения к сохранению кадровой обеспеченности территории местного бизнес-сообщества.

Таким образом, при качественно организованном процессе заключения целевых договоров и обеспечении выполнения всех существенных условий договора все стороны-участники получают выгоды: обучающийся – материальные выгоды и гарантированное место работы по профилю, образовательное учреждение – выполнение показателей трудоустройства и повышение привлекательности реализуемых направлений, заказчик – кадровый резерв на среднесрочную перспективу, а если заказчик в лице органов местного самоуправления – гарантированное повышение численности молодых специалистов в различных сферах.

Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной думой 29 декабря 2012 года]: с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы Консультант Плюс. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_
    140174/996280ab805aa876a422585d066764f23a792ccf/ (дата обращения : 29.01.2022).
  2. О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования: Постановление Правительства РФ № 1681: [принят Правительством РФ 13 октября 2020 года] [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы Гарант. – URL : https://base.garant.ru/74765624/ (дата обращения : 29.01.2022).

PDF