ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Шевченко Ирина Николаевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 371.314.6

И. Н. Шевченко

I. N. Shevchenko

Шевченко Ирина Николаевна, учитель, МБОУ «СОШ № 10», г. Абакан, Россия.

Shevchenko Irina Nikolaevna, teacher, MBOU «School No. 10», Abakan, Russia.

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

PROJECT ACTIVITY AT THE LESSONS OF LITERARY READING IN ELEMENTARY SCHOOL

 

Аннотация. Статья посвящена проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе. Раскрывает исходные теоретические позиции проектного обучения. Приводятся достоинства метода проектов. Описывается ступенчатое применение метода в начальной школе.

Annotation. The article is devoted to project activities in the lessons of literary reading in elementary school. Reveals the initial theoretical work of the position of the formulation of the project involves learning. The advantages of the project method are given. The stepwise application of the method in elementary school is described.

Ключевые слова: проектная деятельность, начальная школа, литературное чтение.

Keywords: project activity, primary school, literary reading.

 

Школа – это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны. Одна из важнейших задач современной школы – научить детей учиться самостоятельно.

Современный образовательный процесс нельзя представить без поиска более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям полностью отвечает проектная деятельность.

Проектная деятельность приследует целью создать такие условия, при которых учащиеся: самостоятельно и с интересом приобретают недостающие знания из различных источников; учатся использовать полученные знания для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление.

Основы проектного обучения:

  1. в центре внимания – ребенок. Это способствует развитию его творческих способностей;
  2. образовательный процесс строится на основе деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его заинтересованность в учении;
  3. индивидуальный темп работы над проектом позволяет каждому ученику выйти на свой уровень развития;
  4. комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ребенка;
  5. глубокое и осознанное усвоение базовых знаний достигается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:

  • готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез и методов их решения);
  • готовность овладеть компьютерной грамотностью;
  • владение коммуникативными навыками;
  • умение использовать полученные знания по различным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Достоинства метода проектов:

  1. Учащиеся видят перед собой конечный результат – продукт, который они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться.
  2. Метод позволяет выявить и развить творческие возможности и способности всех учащихся, выявить лидерские качества детей.
  3. Метод помогает ребенку самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами. На что я способен? Где я могу применить знания? Что мне нужно ещё успеть сделать и чему научиться?
  4. Учитываются индивидуальные способности каждого ребенка: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
  5. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить начатое дело до конца.

Проектная деятельность младшего школьника представляет собой условное воспроизведение реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Работа над проектами в начальной школе имеет несколько ступеней и учитывает особенности развития младших школьников.

  1. В первом классе дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап. Он предполагает выполнение детьми творческих работ (рисунки), составление устных коротких рассказов. Учащиеся с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
    Во втором полугодии первого класса дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать простые вопросы и отвечать на них. От сюда следует, что можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
    Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Пример тем: «Моё имя» ,« Моя семья», «Мой домашний питомец» .
  2. Второй год обучения, первая четверть. На этом этапе дети могут: выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам); сделать выводы о значимости проекта; собрать информацию не только из устных источников, но и использовать дополнительную литературу; изготовить некоторые детали проекта самостоятельно. Работа строится под руководством учителя.
  3. В третьем классе работа над проектом расширяется еще больше. Дети : преобразовывать устную информацию в письменную; работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники); делать первоначальный анализ полученной информации. Роль учителя – координировать работу.
  4. В четвертом классе работа над проектами выходит на новую ступень, становится больше теоритической. Ребята уже могут: выбрать главную информацию из большого количества источников (помимо научной литературы это могут быть музеи, средства массовой информации, интернет и другие источники); сделать анализ полученной информации; оформить готовый проект и защитить его перед аудиторией [1].

Создание проектов в начальных классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы, у них мало опыта ( читательского, учебного, поискового). И все-таки это возможно.

Уроки литературного чтения дают богатый материал для использования проектных методов обучения. С помощью метода проектов можно творчески подойти к изучению любого произведения и жанра литературы, биографии писателя. Можно учиться создавать книги, журналы, инсценировать произведения и многое другое. Все зависит от фантазии и творческих способностей педагога и учеников.

Метод проектов на уроках литературного чтения позволяет подвести учащихся к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы. Помогает ребенку стать осознанным читателем.

Список литературы

  1. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников [Текст] : книга для учителя начальных классов. / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. – Москва : Вентана-Граф, 2013. – 106 с. : ил., табл.; 20 см. – (Библиотека учителя). – ISBN 978-5-360-03971-6.

PDF