СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАБИНЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Чигрина Алла Ивановна , Алдашов Андрей Николаевич

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 371.3

А. И. Чигрина, А. Н. Алдашов

A. I. Chigrina, F. N. Aldashov

Чигрина Алла Ивановна, канд. ист. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа, Россия.
Алдашов Андрей Николаевич, канд. ист. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа, Россия.

Chigrina Alla Ivanovna, candidate of historical Sciences, associate Professor, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia.
Aldashov Andrey Nikolaevich, candidate of historical Sciences, associate Professor, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia.

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАБИНЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

SPECIALIZED ROOM AS A MEANS FOR FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES

 

Аннотация. Статья посвящена описанию проекта специализированного кабинета для формирования профессиональных компетенций студентов. Авторы проекта анализируют дидактические инструменты и образовательные технологии, используемые в работе данного кабинета, его оснащенность материальными ресурсами и методическими материалами.

Annotation. The article is devoted to the description of the project of a specialized room for the formation of professional competencies of students. The authors analyze the didactic tools and educational technologies used in the work of this room, its equipment with material resources and methodological materials.

Ключевые слова: специализированный кабинет, профессиональные компетенции, профессиональное обучение по отраслям.

Keywords: specialized room, professional competencies, vocational training by industry.

 

В свете актуальных тенденций в развитии российской экономики в последнее время в высших образовательных заведениях становится все более востребованным профессиональное обучение. Возрастает потребность в подготовке специалистов, способных эффективно работать и гибко адаптироваться к новым требованиям рынка. Это отражено в содержании ФГОС 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 124 от 22.02.2018 [2] и в содержании профессиональных стандартов.

В данном исследовании мы рассмотрим опыт Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы по планированию и организации учебного процесса в рамках недавно открывшегося направления профессионального обучения по отраслям с наименованием профиля «Правовое и документационное обеспечение управления». Профиль выбран и назван так неслучайно. Правовой и документационный аспект, безусловно, составляют единое целое в управленческом процессе, соответственно, это сочетание весьма правомерно.

Правильные управленческие решения в современной России невозможны без знания документационного и правового обеспечения управления, поэтому требуются квалифицированные специалисты соответствующего профиля, объединяющие в себе разумную комбинацию профессиональных правовых и документационных знаний и умений.

В ходе реализации данного направления педагогический коллектив готовит специалистов, способных осуществлять деятельность, как в педагогической сфере, так и в области правового и документационного обеспечения управления и архивного дела. Предполагается, что сфера деятельности будущих бакалавров достаточно широка и включает работу в колледжах, в иных учреждениях среднего профессионального, дополнительного профессионального образования, работу в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации, в службах документационного обеспечения управления учреждений разных организационно-правовых форм, а также в других областях.

В качестве ключевой профессиональной компетенции выбрана способность осуществлять преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования по правовому и документационному обеспечению управления. Это продиктовано тем, что направление открыто в педагогическом вузе и в качестве типа задач профессиональной деятельности выбран, соответственно, педагогический.

Для формирования вышеназванной профессиональной компетенции, а также общепрофессиональных компетенций разработан проект специализированного кабинета и начата его реализация.

Целевой функцией такого кабинета является удовлетворение потребностей работодателей в квалифицированных кадрах, формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих специалистов и комплексных навыков их применения в решении практических задач в последующей деятельности.

Остановимся подробнее на содержании основных частей проекта.

Специализированный кабинет должен быть объединить в себе функции образовательного, обучающего, информационно-аналитического и консультационного центра развития компетенций. Предполагается, в частности, что студенты-бакалавры в ходе практических занятий расширят свои знания видов и форм документов, содержания нормативных актов Российской Федерации.

В качестве основной формы работы планируется развитие навыков оформления педагогической, правовой и делопроизводственной документации.

С учетом педагогической направленности профиля в качестве дополнительных заданий предлагается разработка планов-схем отдельных тем занятий, наглядных материалов, электронных презентаций и т. п.

Другими важными формами работы станут разнообразная аналитическая деятельность, разбор и планирование управленческих ситуаций, составление проектов законодательных актов, организационно-правовых документов учреждений.

В организации учебного процесса в рамках данного проекта преимущественное развитие получат наиболее эффективные формы обучения, в частности:

  • проблемные и обзорные лекции с использованием интерактивных методов, лекции-дискуссии, лекции-консультации, лекции с участием экспертов и т.д.;
  • практические занятия, практикумы и тренинги на специальном оборудовании кабинета;
  • деловые игры, диспуты, круглые столы, пресс-конференции, интервью и тому подобные формы с участием экспертов и консультантов, приглашенных из числа работодателей и многие другие современные формы организации учебного процесса.

Остановимся подробнее на оснащенности специализированного кабинета, так как реализация его деятельности требует соответствующей материально-технической базы.

В нем будет представлены образцы управленческих документов, в том числе, унифицированных форм документов, схемы документооборота в организации. Для более глубокого и эффективного изучения и усвоения материала студенты смогут пользоваться комплектами нормативных документов; наглядными материалами с образцами, словарями терминов и определений, различными схемами.

Разумеется, рабочее место преподавателя и все рабочие места студентов предполагается оснастить персональными компьютерами.

Для проведения занятий в кабинете планируется использовать разнообразные дидактические инструменты (тестовые тренажеры; кейсы; практико-ориентированные задания и т. п.).

На наш взгляд, важнейшей чертой данного проекта является тесное взаимодействие с будущими работодателями, так как вуз готовит специалистов для нужд образовательных и иных учреждений и заинтересован в сотрудничестве с ними. Как было сказано выше, главной функцией кабинета как учебного комплекса будет удовлетворение потребностей работодателей в кадрах. Также в перспективных планах предполагается использование возможностей специализированного кабинета в целях повышения квалификации специалистов по специальным программам соответствующей тематики.

В рамках данного проекта преимущественное развитие получат современные эффективные образовательные технологии, в частности, проектные, игровые, технологии проблемного обучения, развития критического мышления и др. [1].

В организации учебного процесса приоритетными планируется сделать занятия с малыми группами и индивидуальные занятия на оборудовании специализированного кабинета.

Важная составляющая деятельности данного кабинета – проведение мониторинга, отслеживание динамики развития компетенций бакалавров, обучающихся по направлению профессионального обучения с профилем «Правовое и документационное обеспечение управления».

При разработке данного проекта мы исходили из того, что изменившиеся экономические условия, а также условия реализации ФГОС и профессиональных стандартов требуют разработки новых перспективных программ обучения. Практическим результатом реализации проекта специализированного кабинета должно стать повышение качества обучения в системе образования БГПУ им. М. Акмуллы, увеличение количества студентов, заинтересованных в повышении своих профессиональных знаний.

Использование возможностей этого кабинета позволит перейти на качественно иной уровень восприятия студентами учебного материала. Создание кабинета направлено на рациональное использование потенциала профессорско-преподавательского состава и развитие профессионализма выпускников направления профессионального обучения по отраслям профиля «Правовое и документационное обеспечение управления».

Список литературы

  1. Современные образовательные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры технологии [Текст]. / Е. Н. Ашанина [и др.]: под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. – 2-е изд., перераб. и доп. –Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 165 с. – ISBN 978-5-534-06194-9.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 124 от 22.02.2018. [Электронный ресурс]. // Официальный интернет-портал правовой информации – URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803160006?index=0&rangeSize=1 (дата обращения : 20.01.2022).

PDF