ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПРИ КРИТЕРИАЛЬНОМ ОЦЕНИВАНИИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Фурина Ольга Викторовна , Путина Елена Геннадьевна , Климова Татьяна Сергеевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 371.321

О. В. Фурина, Т. С. Климова, Е. Г. Путина

O. V. Furina, T. S. Klimova, E. G. Putina

Фурина Ольга Викторовна, «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации», учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.
Климова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.
Путина Елена Геннадьевна, «Почётный работник общего образования РФ», учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.

Furina Olga Victorovna, «Honorary Worker of Education and Enlightenment of the Russian Federation», primary school teacher, MBOU «Lyceum № 34», Novokuznetsk, Russia.
Klimova Tatyana Sergeyevna, teacher of initial classes, MBOU «Lyceum № 34», Novokuznetsk, Russia.
Putina Elena Gennadievna, «Honorary Worker of the General Education of the Russian Federation», primary school teacher, MBOU «Lyceum № 34», Novokuznetsk, Russia.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПРИ КРИТЕРИАЛЬНОМ ОЦЕНИВАНИИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

THE USE OF FEEDBACK TECHNIQUES IN CRITICAL EVALUATION IN THE PRACTICE OF A MODERN TEACHER

 

Аннотация. Статья посвящена описанию практики использования техник обратной связи при критериальном оценивании, которые используются на различных этапах урока и позволяют учителю осуществлять непрерывное взаимодействие с учащимися, приводят к достижению цели, основываясь на ситуации успеха.

Annotation. The article is devoted to the description of the practice of using feedback techniques in criterion assessment, which are used at various stages of the lesson and allow the teacher to carry out continuous interaction with students, lead to the achievement of the goal, based on the situation of success.

Ключевые слова: система оценивания, обратная связь, техники оценивания.

Keywords: evaluation system, feedback, evaluation techniques.

 

Мы привыкли в образовательной практике оценивать результат учебной деятельности учащегося. Современному педагогу сегодня требуется знание и грамотное применение методов оценки образовательных достижений обучающихся, обеспечивающих непрерывное наблюдение за развитием последнего и своевременное корректирование образовательного процесса в случае обнаружения нежелательных тенденций развития.

Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций. Представляется, что основной путь для достижения этого – внедрение в сознание всех участников учебного процесса отношения к системе оценивания как к инструменту, необходимому для успешного получения образования, для осуществления обратной связи и не более того.

Обратная связь – это отклик, отзыв, ответная реакция на какое-либо действие или событие. Главной функцией обратной связи является роль воздействия на образовательный процесс с целью повышения его эффективности. Обратная связь двусторонний процесс, предполагающий получение и изучение мнений обучаемого и обучающего.

При организации учебного процесса необходимо учителю выбирать такие техники и формы оценивания, которые:

  • помогают учиться на ошибках;
  • понять, что важно;
  • понять, что получается;
  • обнаруживать, чего они не знают;
  • обнаруживать, чего они не умеют делать [2].

Обратная связь используется на различных этапах урока и позволяет учителю осуществлять непрерывное взаимодействие с учащимися, в результате которого происходит корректирование и дальнейшее планирование процесса обучения. По результатам выполненного задания учитель предоставляет обратную связь по следующим пунктам (при наличии ошибок): расположение ошибки – тип ошибки – необходимые действия для исправления ошибки.

Эффективная обратная связь отвечает на три вопроса ученика:

  1. На каком этапе обучения я нахожусь?
  2. Каким образом я достигну результата?
  3. Над чем необходимо работать, чтобы восполнить пробелы?

Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях:
     Ÿ  учитель – ученики,Ÿ
     Ÿ  ученик – ученики,
     Ÿ  учитель – ученик,
     Ÿ  ученик – ученик [1].

Осуществляется обратная связь, как в устной, так и в письменной форме.

Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.

Обратная связь должна побуждать к размышлениям и помогать измениться как ученику, так и учителю. Критерии (цели/результаты обучения) доводятся до учащихся.

Для повышения внутренней мотивации учащихся, очень важно организовать активные формы работы, чтобы учащиеся на каждом уроке могли испытывать удовлетворение от того, чему они научились.

Рассмотрим подробнее организацию обратной связи от ученика к учителю.

Обратная связь от ученика к учителю имеет своей целью – определить проблемы учащихся в освоении материала, а также оптимизировать методы и приемы обучения, способствовать педагогической рефлексии учителя. Обратная связь обязательно должна заканчиваться взаимодействием педагога с учащимися, в ходе которого происходит обмен информацией о трудностях ученика, возникающих в процессе обучения.

Приведем несколько примеров, иллюстрирующих выше сказанное.

Учитель может применять следующие техники оценивания [1]:

  • проверка ошибочности понимания: учащимся намеренно даются типичные ошибочные понятия или ошибочные предсказуемые суждения о каких-либо идеях, принципах или процессах. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения;
  • мини-тест (небольшое количество заданий): призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала. На выполнение мини-теста отводится не более 5 минут времени урока;
  • элективный (выборочный) тест: учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, Б, B, Г, Д», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом; ответы учащихся позволяют учителю определить уровень и качество понимания изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее;
  • речевые образцы (подсказки): учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ.

Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д.

  • индекс карточки для обобщения или для вопросов: учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:
    1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.
    2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы.
  • одноминутное эссе: учащиеся пишут о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:ƒ
    1. Что самое главное ты узнал сегодня?ƒ
    2. Какие вопросы остались для тебя непонятными?

В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:
     –  Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.
     –  В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

  • измерение температуры. Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.
  • формативный опрос. Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?...».
    – Как, чем ______ похожи или отличаются от ______?
    – Каковы характеристики (части) ____________?
    – Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать _?
    – Каким образом ______соотносится с ______?
    – Какие идеи, детали вы можете добавить к ________?
    – Приведите пример по (к)____________________?
    – Что неверно в _____________?
    – Какое заключение вы можете сделать _______?
    – На какой вопрос мы пытаемся ответить __________?
    – Какую проблему мы пытаемся решить ?
    – Что вы предполагаете сделать _______________?
    – Что могло произойти, если бы _____________?
    – Какие критерии вы использовали бы для оценки _______?
    – Какие доказательства или подтверждения вы можете привести в поддержку ____________?
    – Как можно подтвердить или опровергнуть _______?
    – Как это можно рассматривать с точки зрения ____?
  • трехминутная пауза: учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.
    Я изменил свое отношение к..........
    Я узнал больше о .............
    Я удивился тому, что......ƒ
    Я почувствовал ..........ƒ
    Я относился к ............
  • практическое задание (индивидуально). Вот сейчас попробуем применить этот прием на практике.
  • обобщение в одном предложении: учитель просит учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?».
  • обобщение в одном слове: учитель дает учащимся задание: «Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщит тему».

По итогам оценивания продуктов образовательной деятельности учащихся учителя получают информацию об уровне учебных достижений учащихся. Они должны зафиксировать полученные результаты. Для этого могут быть использованы оценочные листы, контрольные списки, карты успеха, таблицы достижений, технологические карты, тетради учебных достижений [3].

Работа по данной технологии с использованием критериального оценивания даёт чёткие цели, сопровождается понятным инструментарием и приводит к достижению цели, основываясь на ситуации успеха. При использовании разных методов оценивания у учащихся формируется самостоятельность в мышлении, действиях, поступках, повышается ответственность, появляется адекватная оценка своего и чужого труда, меняется отношение к процессу получения знания. Для них важным становится самостоятельный поиск знаний.

Список литературы

  1. Пинская, М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учебное пособие [Текст]. / М. А. Пинская. – М. : Логос, 2010. – 264 с. – С. 89-100.
  2. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство [Текст]. / Сост. Р. Х. Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина. – Б. : «Билим», 2012. – 80 с. – ISBN 978–9967–452–02–2. – С. 37-43.
  3. Система оценки индивидуальных достижений обучающихся [Электронный ресурс]. – URL : http://irost45.ru/files/9a5d44b831195c2787c7044b9b8edf44.pdf (дата обращения : 20.12.2021).

PDF