ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ РАЗРАБОТКЕ ЧАТ-БОТОВ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ

Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплины «Основы ИИ»

Журнал: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Искусственный интеллект в образовании. Современные достижения и перспективы применения»

20 сентября 2022 г.

Авторы: Дробахина Анастасия Николаевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378.14

А. Н. Дробахина

А. N. Drobakhina

Дробахина Анастасия Николаевна, к. п. н., доцент, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Drobakhina Anastasia Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ РАЗРАБОТКЕ ЧАТ-БОТОВ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ

EXPERIENCE OF TEACHING STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES IN THE DEVELOPMENT OF CHAT-BOTS WITH THE HELP OF VISUAL DESIGNERS

 

Аннотация. В статье описывается опыт обучения студентов разработке чат-ботов с помощью конструкторов (визуальных редакторов) чат-ботов.

Annotation. The article describes the experience of teaching students to develop chat-bots using constructors (visual editors) of chat-bots.

Ключевые слова: чат-бот, разработка, визуальный конструктор, обучение, студенты.

Keywords: chat-bot, development, visual constructor, training, students.

 

Чат-боты – одно из молодых, но перспективных направлений развития искусственного интеллекта. Под чат-ботом, как правило, понимают виртуального собеседника, который может имитировать общение с пользователем на естественном языке. Общаться с чат-ботом можно с помощью текстовых или аудио сообщений.

В последние годы наблюдается всплеск интереса к этой технологии: расширяются области их применения, автоматизируется все больше видов деятельности человека.

Об интересе к данной технологии свидетельствует большое количество отечественных и зарубежных публикаций. Авторов интересуют не только вопросы, связанные с технической стороной разработки и внедрения чат-ботов, выбором подходящего программного средства их разработки, но и анализом преимуществ и перспектив, которые открываются при внедрении чат-ботов.

Сферы применения чат-ботов  разнообразны: их с успехом применяют  в государственном и муниципальном управлении, в финансовой и банковской сфере, сотовой связи, торговле, медицине, образовании, библиотечном деле, такие программы становятся отличными ассистентами в повседневной жизни.

Чат-боты позволяют давать быстрые и четкие ответы на простые вопросы, информацией по которым он владеет.

Чат-боты применяются для привлечения покупателей, отвечают на вопросы о финансовых продуктах,  консультируют о банковском обслуживании, выполняют функции личного секретаря. Перспективно применение чат-ботов в образовании: они помогают мотивировать обучающихся и вовлекать их в образовательный процесс, способствуют получению, закреплению и проверке усвоения знаний [1, 2, 3].

Сейчас разрабатывать и внедрять чат-боты стало намного проще – разработчиками предлагается большое количество сред и технологий, позволяющих создать чат-бот без навыков разработки.

Поэтому для знакомства студентов педагогических специальностей с технологией чат-ботов, приобретения ими навыков разработки и реализации чат-ботов в курсе «Основы искусственного интеллекта» предусмотрено освоение темы «Создание чат-бота» в объеме 4 часов практических занятий и 2 часов самостоятельной работы.

В общем случае создание чат-бота состоит из нескольких этапов: разработка сценария (логики работы бота), реализация сценария в конструкторе, тестирование чат-бота внутри конструктора, публикация в нужном канале, оценивание эффективности работы (слабых мест) и обновление сценария. Отметим, что при освоении темы «Создание чат-бота» дисциплины «Основы искусственного интеллекта» публикация чат-бота не предусмотрена.

Для разработки чат-бота студентам предлагается на выбор несколько конструкторов: Aimylogic (https://app.aimylogic.com/), LEADTEX (https://leadteh.ru/), BotHelp (https://bothelp.io/ru).

Выбор данных платформ обусловлен наличием справочной информации о функциональных возможностях платформ в удобном формате, наличием бесплатного периода для ознакомления с функционалом, поддержкой русского языка. Важным фактором в рассмотрении данных платформ является то, что они позволяют создавать чат-бот с помощью визуального конструктора.

Такие вопросы, как разработка общей концепции, сценария для чат-бота, визуальной схемы вопросов и ответов чат-бота, подготовка контента были вынесены на самостоятельную работу студентов.

На первом практическом занятии студенты рассматривают типологию чат-ботов, их классификацию, анализируют типовую структуру чат-ботов,  способы создания чат-ботов,  выбирают сервис для создания чат-бота, изучают его интерфейс.

На втором практическом занятии студенты выполняют создание и тестирование собственного бота, а так же оценивание ботов одногруппников.

Фрагмент сценария одного созданного студентами чат-бота, предназначенного для консультаций абитуриентов, представлен на рисунке 1.

Тестовое окно чат-бота представлено на рисунке 2.

Чат-боты, как и другие интеллектуальные технологии, все шире внедряются в нашу жизнь, поэтому знакомство с принципами их разработки полезно для более глубокого понимания их функционирования, и, как следствие, – более эффективного их применения.

В заключении отметим, что освоение технологии разработки чат-ботов не вызвало у студентов серьезных затруднений, а в случае обнаружения слабых мест при тестировании (в том числе – одногруппниками) они были оперативно устранены.

Список литературы

  1. Волков, С. В. Использование чат-ботов в современном образовании [Текст]. / С. В. Волков, А. С. Волков // Большие данные в образовании. Сборник статей по итогам международной конференции. – Москва, 2020. – С. 22-27.
  2. Дробахина, А. Н. Образовательные чат боты: назначение, применение, перспективы [Текст]. / А. Н. Дробахина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2021. – № 5 (74). – С. 17-20.
  3. Кадеева, О. Е. Чат-боты и особенности их использования в образовании [Текст]. / О. Е. Кадеева, В. Н. Сырицына // Информатика в школе. 2020. – № 10 (163). – С. 45-53.
PDF