УСТНАЯ ИСТОРИЯ В ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Раздел: Практика и проекты в области устной истории на базе российских университетов, музеев, школ, краеведческих организаций, центров устной истории

Журнал: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «УСТНАЯ ИСТОРИЯ В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

28 ноября 2022 г.

Авторы: Скворцова Мария Александровна , Юмашева Татьяна Александровна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 930.2

М. А. Скворцова, Т. А. Юмашева

M. A. Skvortsova, T. A. Yumasheva

Скворцова Мария Александровна, студентка 5 курса, Балашовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», г. Балашов, Россия.
Юмашева Татьяна Александровна, к. п. н., доцент, Балашовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», г. Балашов, Россия.

Skvortsova Maria Alexandrovna, 5th year student, Balashov Institute (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky», Balashov, Russia.
Yumasheva Tatiana Aleksandrovna, PhD, Associate Professor, Balashov Institute (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky», Balashov, Russia.

 

УСТНАЯ ИСТОРИЯ В ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

ORAL HISTORY IN THEORETICAL AND APPLIED RESEARCH

 

Аннотация. В статье рассмотрена устная история в теоретико-прикладных исследованиях. Проанализировано определение термина «устная история» и дано обобщающие определение понятия. Рассмотрен один из методов устной истории используемый в прикладных исследованиях – интервью.

Annotation. The article considers oral history in theoretical and applied research. The definition of the term «oral history» is analyzed and a generalizing definition of the concept is given. One of the methods of oral history used in applied research – interviews is considered.

Ключевые слова: устная история, прикладные исследования, метод, интервью, история.

Keywords: oral history, applied research, method, interview, history.

 

Устная история – популярное направление в современной гуманитаристики. Возрождение устной истории в науке произошло относительно недавно, в ХХ веке, однако её становление приходится на глубокую древность. Можно сказать, что устная история одновременно появляется с историей как таковой, а также является её разновидностью. Ведь до появления письменности, а значит и письменных источников, люди передавали информацию из поколения в поколение в виде мифов, легенд, преданий – их можно рассматривать как примеры источников устной истории; они служили источником знаний, которые передавались последующим поколениям.

Ученые в древности использовали устные источники при написании своих трудов. Примером этого может послужить «История», написанная Геродотом. Исследователи в своих работах подтверждают, что «…основным источником Геродота во всех частях его труда являются устные рассказы его собеседников» [1, с. 617].

Несмотря на то, что к устным рассказам очевидцев относились скептически, их использование продолжалось, в том числе и в средневековье. Например, историк Беда Достопочтенный во вступлении к своей «Церковной истории народа англов» помимо архивных документов использовал устные предания, которые узнавал во время общения с монахами, жителями своей родной Нортумбрии. Такое отношение к устным источникам продолжалось до эпохи Возрождения, после чего в трудах ученых стала чаще звучать идея о критическом осмыслении всех источников данного вида.

Началом постепенного возрождения устной истории можно считать XIX век. Французский историк Жюль Мишле использовал устные сведения в своих работах по истории Французской революции. Он придерживался мнения, что встречи и общение позволяют много узнать об исторических событиях, так как информация о прошлом передается из поколения в поколение.

Окончательное возрождение устной истории происходит в ХХ веке в США. Алан Невинсон, призывал своих коллег создать организацию для систематического сбора и записи устных рассказов американцев. В 1948 году был создан Кабинет устной истории по инициативе Невинса.

Устная история, понятие которой впервые ввёл Невинс – «понимал под ней сбор и использование воспоминаний участников исторических событий» [3, с. 335], сейчас рассматривается как направление в науке и как научная дисциплина.

С. О. Шмидт в своем определении рассматривает устную историю как научную дисциплину, поэтому можно сказать, что устная история – это научная дисциплина, в рамках которой с помощью интервью производится фиксация субъективного знания отдельной личности о прошлом [2, с. 8].

Т. К. Щеглова определяет устную историю как историческую дисциплину, отличающуюся собственным концептуальным подходом к изучению исторической действительности через «человека в истории», «историю изнутри» в интерпретации ее массовыми участниками («история снизу», демократический подход) и представителями «высших этажей» общества (элитарный подход), изучающую «человеческое измерение истории» и имеющую собственные методы исследования, основанные на опросе, прежде всего путем организации исследовательских интервью с участниками и очевидцами исторических событий, явлений и процессов, для создания нового типа источника – устных исторических источников, содержащих массовые или индивидуальные исторические представления о недавнем прошлом [4, с. 36-37].

Нет единого определения понятия «устная история», так как многие ученые, работающие с данным направлением, трактовали его по-своему. По мере развития устной истории в отечественной науке её толкование изменялось или дополнялось, именно поэтому нет универсального определения данного понятия.

Проанализировав большое количество теоретико-прикладных исследований, можно дать обобщённое понятие устной истории – это направление в исторической науке, которое по средствам метода интервью собирает информацию о событиях прошлого непосредственно от очевидцев или участников исторического события.

Опираясь на данный контекст, применяться устная история может частным способом, например методом интервью. Интервью – это способ получения информации по средствам устного опроса, во время общения между информантом и исследователем. Проведение устно-исторического интервью трудоемкий процесс, который требует от исследователя освоения определённых знаний, умений и навыков, ведь ему нужно четко сформулировать цели и задачи проводимого исследования, после чего определить круг лиц, от которых можно получить необходимую информацию. Важным моментом является способность и возможность договориться о проведении интервью, так как можно столкнуться с отказом или непониманием интервьюируемого цели исследования или требуемых от него действий. Ещё одним из сложных моментов является составление вопросов, которые будут помогать во время проведения интервью, так как от неправильно сформулированных вопросов можно не получить нужной информации от интервьюируемого. Стоит отметить, что интервью может проходить, как по запланированным вопросам, так и в произвольной форме, то есть вопросы будут задаваться по ходу беседы. При проведении интервью по устной истории используют технику записи устных материалов на аудио- или видеоустройства, но для этого нужно взять разрешение у интервьюируемого, а в случае отказа отнестись с пониманием и не принуждать к этому.

При правильно организованном и проведённом историческом интервью исследователь может получить ценные данные.

У метода интервью есть преимущества в исторической науке. Интервью в истории направлено на извлечение из памяти людей устных свидетельств об историческом прошлом. Ведь информация, которая содержится в памяти людей, сильно отличается от официальных письменных источников. Данные, представленные в письменных источниках, часто носят сугубо официальную государственную информацию, подвержены строгому регламенту. Поэтому память очевидцев исторических событий ценнее, нежели данные архивов, ведь благодаря их устным свидетельствам можно воссоздать многообразие точек зрения.

Также во время исторического интервью можно отследить невербальные особенности, например, исследование, проводимое с целью изучить культурные особенности, важным будет считать не только ответы информанта, но и его мимику, манеры, поведение.

Благодаря историческому интервью можно узнать о повседневной жизни рабочих или крестьян в деревнях, городе. Например, в ходе беседы с обычным крестьянином можно узнать о семенных традициях, бытовых условиях жизни, отношении к церкви в деревне в период советской идеологии, познакомиться с культурными особенностями деревни.

Таким образом, устная история в теоретико-прикладных исследованиях играет важную роль. Благодаря устной истории можно рассматривать исторические события с разных точек зрения, как представителей власти или элиты, так и простого рабочего. Теперь во внимании исследователей жизненный опыт обычных людей. Мы можем зафиксировать ценные источники информации об уходящих культурных традициях, самобытности, особенности разговорной речи. Сама устная история может инициировать новые направления в исследованиях в рамках исторической и других науках. Исследования в области устной истории интересны, так как отражают настоящий личный опыт человека, который помогает лучше воспринимать опыт поколения. Устные источники позволяют выделить и сопоставить два пласта исторического знания – обыденного и научного.

Список литературы

  1. Лурье, С. Я. История Греции [Текст]. / Сост., авт. вступ. статьи Э. Д. Фролов. – СПб. : Издательство С.-Петербургского ун-та, 1993. – 680 с.
  2. Новиков, С. В. Материалы «Устной истории» как источник к изучению политической жизни Сибири 1985-2000 гг [Электронный ресурс]. // ОНВ, 2015. – № 5 (142). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/materialy-ustnoy-istorii-kak-istochnik-k-izucheniyu-politicheskoy-zhizni-sibiri-1985-2000-gg (дата обращения : 20.09.2022).
  3. Теория и методология истории: учебник для вузов [Текст]. / Отв. ред. В. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гринин. – Волгоград : Учитель, 2014. – 504 с.
  4. Щеглова, Т. К. Устная история: учеб. пособие [Текст]. – Барнаул : АлтГПА, 2011. – 364 с.
PDF