ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

Раздел: Практика и проекты в области устной истории на базе российских университетов, музеев, школ, краеведческих организаций, центров устной истории

Журнал: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «УСТНАЯ ИСТОРИЯ В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

28 ноября 2022 г.

Авторы: Мальковец Наталья Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378.11

Н. В. Мальковец

N. V. Malkovets

Мальковец Наталья Владимировна, к. п. н., доцент, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Malkovets Natalia Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

THE THIRD MISSION OF THE UNIVERSITY AS AN EDUCATIONAL RESOURCE

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации третьей миссии университета как образовательного ресурса. Выделены направления реализации третьей миссии, факторы, влияющие на выбор направлений, приведен практический опыт. Сделаны выводы о необходимости и перспективах развития такого образовательного ресурса как третья миссия.

Annotation. The article is devoted to the problem of implementing the third mission of the university as an educational resource. The directions of implementation of the third mission are highlighted, factors affecting the choice of directions, practical experience is given. Conclusions were made about the need and prospects for the development of such an educational resource as the third mission.

Ключевые слова: третья миссия, проектное обучение, партнерство, образовательный ресурс.

Keywords: third mission, project training, partnership, educational resource.

 

Сегодня трудно переоценить роль третьей миссии (или третьей функции) университета, когда, кроме образовательной и исследовательской функций, университет принимает для себя еще и социальную функцию – связь с внешними партнерами, с обществом. Такими внешними партнерами могут быть институты гражданского общества, органы власти всех уровней, бизнес.

Такая позиция позволяет вузу актуализировать образовательную и исследовательскую деятельность: власть, бизнес и общество ставят задачи сегодняшнего дня, формулируют эти задачи, а студенты и преподаватели, исследователи получают возможность принять участие в поиске путей решения современных проблем. Это, несомненно, повышает престиж вуза в регионе, его рейтинг на общегосударственном уровне.

Связь науки и практики в ходе вузовской подготовки позволяет студентам более глубоко осмыслить свою будущую профессиональную и общественную деятельность; сформировать потребность в этой общественной гражданской деятельности не только у студентов, но и у преподавателей; потребность в самообразовании; формировании навыков аналитического подхода, стимулирующего дальнейшее развитие [2].

Все это позволяет говорить о том, что третья миссия университета становится его новым образовательным ресурсом, открывающим новые возможности для вуза, для студентов, для общества.

Мы можем выделить следующие направления реализации третьей миссии вузами:

  • создание партнерской сети, включающей органы власти, предприятия и учреждения, некоммерческие организации и местные сообщества. В состав такой сети могут также быть включены другие образовательные организации, принимающие участие в реализации различных вузовских проектов, программ, исследований и т.д.;
  • активное взаимодействие с бизнесом, предпринимателями для формирования соответствующих компетенций у студентов. Результатом такой деятельности в ряде вузов является, например, создание бизнес-инкубаторов и акселераторов, собственного бизнеса и т. д. Получает распространение стартап-движение в вузе: «стартап как диплом», когда наиболее ценной является такая структура, которая в своем составе имеет сотрудников, может обеспечить им постоянный заработок. Разумеется, это серьезный вклад в российскую экономику и общество;
  • аналитическая деятельность, в результате которой вузы принимают участие, либо полностью организуют работу по формированию стратегий, программ социально-экономического развития территорий, отдельных направлений таких стратегий;
  • внедрение технологии «Service Learning» или «обучение действием», предполагающей совмещение обучения и общественно полезной деятельности, позволяющей получать знания через практику, формировать у студентов гражданские компетенции, приобретать партнеров и полезный жизненный опыт [1];
  • участие в различных программах и проектах институтов гражданского общества в качестве партнеров. Такое участие позволяет вузу принимать участие в конкурсах грантов, например, таких, в которых гранты получают социально-ориентированные некоммерческие организации, а вуз выступает в качестве партнера.

Существуют и другие направления.

Вуз всегда добровольно и самостоятельно выбирает формы и способы взаимодействия с внешней средой, осознав ее образовательный потенциал. Такой выбор всегда обусловлен рядом субъективных факторов:

  • наличие в вузе преподавателей, обладающих собственной гражданской позицией и соответствующим опытом, готовых в ходе преподавания традиционных дисциплин выйти за рамки аудитории, привлечь внешнего партнера как новый образовательный ресурс;
  • готовность вуза к внедрению современных курсов, связанных с социальным проектированием, с обучением действием, практической ориентацией и т. д.;
  • позиция непосредственного руководителя образовательной организации, его «политическая воля» и поддержка создания межфакультетских и междисциплинарных, синергетических структур (лабораторий, центров, в том числе, центров компетенций, творческих коллективов и пр.) для реализации третьей миссии и превращения ее в образовательный ресурс;
  • желание и готовность органов власти всех уровней, институтов гражданского общества привлечь ученых и студентов к аналитической, проектной, креативной, волонтерской деятельности; их видение вуза как точки роста города, округа, агломерации и т.д.

Многие российские вузы сегодня активно используют возможности внешней среды для актуализации учебного процесса. Имеется свой опыт и у Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского госуниверситета (НФИ КемГУ), который недавно стал Кузбасским гуманитарно-педагогическим институтом (КГПИ КемГУ). Наш вуз создавался в конце 90-х, в крупном городе, не являющимся административным центром. Поэтому взаимодействие с активно развивающимися, в те годы, бизнесом, местным самоуправлением и гражданским обществом, учет их потребностей и подготовка кадров для этого развития стали главным образовательным приоритетом. В первые десятилетия активно создавалась партнерская сеть, в составе которой были органы власти, местные сообщества, коммерческие и некоммерческие организации, школы, учреждения среднего профессионального образования, работодатели и т. д. Интеграция студентов в институты гражданского общества, организация их взаимодействия с местным сообществом и властными структурами рассматривалось как содержание гражданского образования. А третья миссия стала потребностью для всей партнерской сети в тот период [6].

Новым вызовом для института стало объединение с педагогическим вузом и последовавшие за этим оптимизационные процессы. Потребовалось время для того, чтобы решить внутренние организационные вопросы, изучить, осознать и принять появившиеся ресурсы, возможности интеграции с этими ресурсами.

Несколько примеров сегодняшнего дня показывают, что такая интеграция может успешно развиваться.

Многолетний партнер института АНО «Информационно-аналитический центр» в 2022 году совместно с музеем Истории высшего педагогического образования Кузбасса КГПИ КемГУ разработали проект «Центр устной истории «Диалоги о прошлом», который был поддержан Фондом президентских грантов [5]. В рамках проекта работают студенты и преподаватели, волонтеры самого разного возраста. Их совместная деятельность – это сбор воспоминаний, поездки, работа с первоисточниками, использование современных информационных ресурсов для сохранения памяти. И многое другое, что в этом проекте стало ресурсом образования и воспитания молодого поколения и взрослых.

С 2021 года КГПИ КемГУ был включен в состав участников проекта «Формирование и масштабирование практики реализации «третьей миссии» университета», реализуемого Институтом социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина [4]. Проект осуществляется по следующим направлениям:

  • прикладное проектное обучение;
  • think tank-вузы как «мозговые центры» городов и регионов;
  • социальные инновации, включая партнерские проекты с социально-ориентированными НКО, организациями социального предпринимательства.

В июне-июле 2022 года в дистанционном режиме состоялась серия экспертных обсуждений «Развитие функций экспертно-аналитического центра (университет как think tank»).

Круглые столы и встречи, которые мы проводили, обсуждая мероприятия и перспективы развития «третьей миссии» нашего вуза, показали, что мы должны двигаться в направлении, объединяющем эту функцию с развитием педагогического образования и образования в целом на территории Новокузнецкой агломерации, в муниципалитетах юга Кузбасса. Поэтому в группу участников экспертных обсуждений были включены ученые, много лет занимающиеся анализом организации образовательных процессов.

Работа в рамках обсуждений показала, что методология формирования think tank, в целом, применима в выбранном нами направлении. Однако, для того, чтобы реализовать эти планы, необходима большая и серьезная организационная работа, административная поддержка. И мы находимся только в начале этого пути.

Новым опытом, открывающим перспективы для развития проектного обучения, стало участие нашего института в проекте «Поведай миру!», который реализуют НИУ ВШЭ и АНО Агентство социальных инвестиций и инноваций и который поддержан Фондом президентских грантов [3]. Проект направлен на развитие интеллектуального волонтерства социальной направленности и социального предпринимательства в вузах. В рамках этого проекта студенты не только реализуют собственные проекты во внешней среде с использованием знаний, полученных в аудитории, но и выполняют задания некоммерческих организаций и социальных предпринимателей. В частности, они совместно с городскими лидерами в ходе учебного процесса проводят исследование в местных сообществах, осуществляют картирование культурных объектов, изучают образовательные потребности руководителей некоммерческого сектора, помогают организациям вести социальные сети и создавать сайты, разрабатывают рекомендации для активных жителей и для сферы туризма, проектируют летнюю школу для будущих учителей и т. д. К этой работе нам удалось привлечь студентов – будущих педагогов. Не в той мере, в которой хотелось бы, но мы выявили большую заинтересованность к проектной деятельности в социальной сфере у этой категории. И это открывает определенные перспективы.

Этот краткий обзор современного состояния открытости вуза к принятию новых образовательных возможностей, современных ресурсов показывает, что мы имеем перспективы для актуальных научных исследований и практической работы. Постоянная, целенаправленная деятельность в выделенных нами направлениях, усиление положительных и преодоление негативных факторов способны придать новый смысл образованию в целом, полезно разнообразить студенческую жизнь, сформировать видение будущего и, в конечном итоге, позволить третьей миссии стать потребностью вуза и общества.

Список литературы

  1. Воспитание через Service Learning [Электронный ресурс]. // Познайка.Орг – Сайт знаний. – URL : https://poznayka.org/s1070t1.html (дата обращения : 04.11.2022).
  2. Князькова, А. С. Взаимодействие с местным сообществом как образовательная инновация [Текст]. / А. С. Князькова, Н. В. Мальковец. // Актуальные проблемы экономики и управления в ХХI веке: сб.науч.статей. – Ч. 1. – Сиб. гос. индустр. ун-т. – Новокузнецк, 2016. – С. 348-350.
  3. Развитие интеллектуального волонтерства социальной направленности и социального предпринимательства в вузах [Электронный ресурс]. – URL : http://int-vol.tilda.ws/intvol (дата обращения : 15.11.2022).
  4. Третья миссия НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. // Сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». – URL : https://3mission.hse.ru/ (дата обращения : 09.11.2022).
  5. Центр устной истории «Диалоги с прошлым» [Электронный ресурс]. // Сайт Фонда президентских грантов. – URL : https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=94d4e7cb-4129-48c4-bf6f-b7c6a52e141e (дата обращения : 09.11.2022).
  6. Malkovets, N. V. The third function of the University: the need or the duty. [Электронный ресурс]. // Society and Security Insights, 2019. – 2(3), 177-184.– URL : http://journal.asu.ru/ssi/article/view/6282 (дата обращения : 09.11.2022).
PDF