ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧ С УЧАСТНИКАМИ ВОЕННЫХ СОБЫТИЙ 1941-1945 ГГ. В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Раздел: Материалы устных архивов о Великой Отечественной войне: опыт и проблемы создания, технологии хранения банков устной истории

Журнал: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «УСТНАЯ ИСТОРИЯ В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

28 ноября 2022 г.

Авторы: Полякова Людмила Александровна , Мельникова Алла Михайловна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 930.1

А. М. Мельникова, Л. А. Полякова

A. M. Melnikova, L. A. Polyakova

Мельникова Алла Михайловна, отличник народного образования, председатель гражданско-патриотической комиссии Совета ветеранов, г. Новокузнецк, Россия.
Полякова Людмила Александровна, канд. истор. наук, зав. музеем истории высшего педагогического образования Кузбасса, КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Melnikova Alla Mikhailovna, Chairman of the Civil-Patriotic Commission of the Novokuznetsk Council of Veterans, Novokuznetsk, Russia.
Polyakova Lyudmila Alexandrovna, Cand. Sc. (History), Head of the Museum of History of Higher Pedagogical Education of Kuzbass, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧ С УЧАСТНИКАМИ ВОЕННЫХ СОБЫТИЙ 1941-1945 ГГ. В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

EXPERIENCE OF ORGANIZING AND HOLDING MEETINGS WITH PARTICIPANTS OF THE MILITARY EVENTS OF 1941-1945 IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

 

Аннотация. В статье представлен интересный и разнообразный опыт проведения встреч ветеранов г. Новокузнецка со школьниками и студентами. Организаторы – Совет ветеранов города и районов, Комитет ветеранов войны и военной службы совместно с Центром устной истории «Диалоги с прошлым» КГПИ КемГУ. В статье указаны представители старшего поколения – участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, блокадники Ленинграда, Дети войны, участники локальных войн, участвующие во встречах в учебных заведениях города. Авторы назвали тематику бесед, среди которых особое место занимает краеведческое направление.

Annotation. The article presents an interesting and varied experience of holding meetings of Novokuznetsk veterans with schoolchildren and students. The organizers are the Council of Veterans of the City and Regions, the Committee of War Veterans and Military Service together with the Center of Oral History «Dialogues with the Past» of the KSPI, KemSU. The article indicates the representatives of the older generation – participants in the Great Patriotic War, homefront workers, survivor of the siege of Leningrad, war children, participants in local wars who participate in meetings in educational institutions of the city. The authors named the topics of conversations, among which a special place is occupied by local history.

Ключевые слова: личная историческая память, коллективная историческая память, участники военных событий, очевидцы военных событий, Кузбасс, краеведение.

Keywords: personal historical memory, collective historical memory, participants of military events, eyewitnesses of military events, Kuzbass, local history.

 

Важнейшей проблемой современного российского общества является проблема патриотического воспитания нынешнего молодого поколения. В современных условиях повышенного внимания к гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию молодого поколения важно сохранить воспоминания и устные рассказы уходящего поколения. Эффективная форма работы с юным поколением – встречи в учебных учреждениях с интересными людьми, с представителями старшего поколения, в общении с которыми возникает чувство сопричастности к судьбе страны и уважение к старшему поколению.

Целевая аудитория таких встреч – обучающиеся общеобразовательных учреждений (школы, детские дома-интернаты), студенты средних профессиональных учреждений (колледжи, техникумы), студены вузов, пост № 1 у Вечного огня Славы, Новокузнецкое отделение Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия».

К сожалению, ветеранов и очевидцев событий 1941-1945 гг. становится все меньше. Приглашенные на встречи со школьниками и студентами ветераны – это пожилые люди, но не потерявшие энергии, бодрости и желания разговаривать с молодежью.

Классные часы, уроки Мужества, уроки патриотического воспитания, краеведческие уроки – такие проверенные временем формы работы, которые используют наши ветераны, хороший способ напомнить детям и юношеству о значимых событиях нашей истории, рассказать им о подвигах защитников Родины. С сентября 2022 г. в школах и колледжах страны появился новый дополнительный урок «Разговоры о важном», направленный на «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и воспитание патриотизма» [1].

Успех воспитательной работы с молодежью во многом зависит от сотрудничества организаций и учреждений, так или иначе причастных к гражданскому и нравственному формированию личности. Часто организатором встреч выступает Совет ветеранов г. Новокузнецка (предс. А. В. Селезнев), Комитет ветеранов войны и военной службы (предс. Ю. П. Алябьев). Центр устной истории «Диалоги с прошлым» при музее истории высшего педагогического образования Кузбасса КГПИ КемГУ, получивший поддержку Фонда президентских Грантов, тесно сотрудничает с этими ветеранскими организациями. Многие встречи с юными горожанами организует и проводит А. М. Мельникова, председатель гражданско-патриотической комиссии Совета ветеранов и член КВВиВС, член команды Центра устной истории «Диалоги с прошлым».

Особые встречи посвящены фронтовикам. Их в нашем городе осталось чуть более двух десятков. Не все они могут участвовать в таких встречах. Возраст и здоровье ограничивают возможности общения ветеранов с ребятами. Если есть такая возможность, то встречи с небольшими группами ребят проходят на квартире ветерана. До недавнего времени частым гостем в школах, колледжах и вузах был И. И. Рогинцев, Почетный гражданин г. Новокузнецка. Иван Иванович Рогинцев прошел войну от Ленинграда до Берлина, о чем написал книгу [2]. Уроженец г. Сталинска (ныне Новокузнецк), артиллерист, командир ракетной установки «Катюша», Иван Рогинцев участвовал во многих сражениях, имеет множество боевых и трудовых наград. Не менее интересной была жизнь И. И. Рогинцева после войны, о чем он тоже написал три книги [3, 4, 5]. Иван Иванович не ограничивался только рассказами о своем боевом прошлом, а много беседовал о послевоенной жизни страны и своего родного города, родных предприятий – КМК и ЗСМЗ, о заграничных командировках в Индию и Алжир, где он участвовал в строительстве металлургических заводов. Интересные рассказы Ивана Ивановича о войне и послевоенной жизни всегда вызывали у молодых людей большой интерес и желание пообщаться с ветераном после официальной встречи. К сожалению, И. И. Рогинцева не стало в январе 2022 г.

Помимо непосредственных ветеранов войны во встречах участвуют родственники погибших на полях сражений. Особый интерес вызывает рассказ о подвиге трех наших земляков, совершенном ими в январе 1942 г. под Новгородом. И. С. Герасименко, А. С. Красилов и Л. И. Черемнов совершили выдающийся подвиг, равному которому не было в истории войн. Они одновременно, не сговариваясь, бросились на амбразуры вражеских дзотов, чтобы закрыть их своими телами [6]. Так ценой своей жизни они спасли своих товарищей, и разведывательная группа выполнила задание. Звание Героев Советского Союза посмертно трем воинам было присвоено в феврале 1944 г. Часто на встречах с молодежью выступают внучка А. С. Красилова и ветеран труда Т. А. Чекоданова [7]. Тамара Алексеевна подробно и эмоционально рассказывает школьникам и студентам о подвиге наших земляков, показывает слушателям сохранившиеся в семейном архиве фотографии, документы, газетные вырезки.

Р. В. Шитушкина, дочь участника Ржевско-Вяземской операции, рассказывает слушателям об этой операции, проведенной в январе-апреле 1942 г., как продолжение контрнаступления под Москвой, и цене людских потерь в этом кровопролитном сражении.

Во встречах в учебных заведениях активно участвуют офицеры запаса, служившие в свое время в разных родах войск. В Совете ветеранов города (НГСВ, председатель А. П. Селезнёв) и в Комитете ветеранов войны и военной службы (КВВиВС, предс. Ю. П. Алябьев) сложилась группа офицеров, выступающих в школах, в техникумах, колледжах и вузах. Координирует эти выступления гражданско-патриотическая комиссия Совета во главе с А. М. Мельниковой, организуя встречи с обучающимися в школах и студентами. Гражданско-патриотическая комиссия работает в непосредственной связи с районными Советами ветеранов и с Центром устной истории «Диалоги с прошлым». Темы, предлагаемые на встречах, приурочены либо к конкретным государственным и юбилейным датам отечественной истории, в т.ч. по военной истории, либо в целом посвящены патриотической тематике. Особое место в беседах занимает тема Великой Отечественной войны. Среди этих тем назовём некоторые:

  • Ю. П. Алябьев (предс. КВВиВС, полковник, участник войны в Афганистане, автор и ведущий передачи на местном ТВ «Диалоги о войне»):
    • Честь, долг и стойкость русского солдата;
    • Герой нашего времени – кто он?;
    • Так, как воевали мы, не воевал никто;
    • Кто за что воевал во Второй мировой войне;
    • А. И. Покрышкин – трижды Герой Советского Союза;
  • А. Н. Силаков (подполковник, участник локальных военных действий, организатор и руководитель поискового отряда «Сибиряк» г. Новокузнецка, автор четырех книг, посвященных результатам работы поискового отряда, основатель трех школьных музеев, в т.ч. историко-краеведческого музея «Вехи истории» в СОШ № 107) [8]:
    • Символы Победы: георгиевская лента и знамя Победы над рейхстагом;
    • Поисковый отряд «Сибиряк»: организация и результаты поисков;
  • П. Ю. Дороганов (капитан 2 ранга, ветеран пограничной службы):
    • Жить – Родине служить;
  • В. Э. Каспер (капитан 1 ранга):
    • Жить – Родине служить.

Воспоминания тружеников тыла, которых осталось не так много и это тоже очень пожилые люди, доносят до теперешних молодых людей переживания, лишения, тяготы детей военного лихолетья. Труженики тыла – это категория людей, трудившихся во время войны не менее полугода на предприятиях и в колхозах и имеющих правительственные награды. К этой категории мы можем отнести и Детей войны, если они трудились во время войны в возрасте 12-15 лет.

Вспоминая годы своего военного детства, рассказчики подчеркивают, что их обычная жизнь прекратилась с началом войны.

Труженики тыла, участвующие во встречах в учебных заведениях г. Новокузнецка, трудились на промышленных предприятиях, главным образом, на Кузнецком металлургическом заводе и на эвакуированных предприятиях. И тогда они были подростками. Многие из них приехали в наш город после войны с семьями или без, осели здесь и много лет работали на предприятиях нашего города или в регионе. Многие из них получили звание «Ветеран труда».

Кто-то из них во время войны, будучи ребенком, жил на оккупированной территории и даже оказался в роли малолетних узников фашистских концлагерей. К малолетникам узникам фашистских концентрационных лагерей относятся А. Т. Дормайер и А. И. Стафеева. Во время войны их семьи оказались на оккупированной территории и вместе с угнанными в Германию матерями дети оказались на чужбине. Встречи с ними обычно приурочивают к Международному дню освобождения узников фашистских лагерей и памяти погибших в концлагерях.

Антонина Ивановна Стафеева передает детские впечатления жизни семьи на оккупированной немцами территории, а затем о нечеловеческих условиях в лагере Бухенвальд, куда она вместе с семьей попала в семилетнем возрасте.

Альберт Теофильевич Дормайер в четырехлетнем возрасте вместе с матерью и тремя сестрами в 1944 г. оказался на территории западной Германии. Свои детские ощущения он вспоминает как постоянное чувство голода и то, как старшие дети не выпускали его руку из своих, и как мать связывала детей друг с другом веревочкой, чтобы они не потерялись. После освобождения вернулись к своим разоренным жилищам, учились в школе и приехали в наш город спустя несколько лет после войны. Они проработали на предприятиях нашего города многие годы, заслуженно получили звание «Ветеран труда». Детские воспоминания о прожитом не забылись. Они делятся своими воспоминаниями на многочисленных встречах со школьниками и студентами, чтобы молодые люди помнили и не забывали, через какие трудности прошли советские люди во время войны.

В нашем городе блокадников Ленинграда осталось буквально единицы. И тех, кто может участвовать во встречах с юными горожанами, совсем мало. Г. В. Заброда, вспоминая блокадное детство, рассказывает о страшных днях холода и голода, постоянных бомбежках. Память о блокаде Ленинграда важна для нынешних молодых людей, независимо от их местожительства, как пример мужества жителей осадного города.

Краеведческая работа – одна из составляющих в проведении встреч в школах, техникумах, колледжах и вузах. Главная задача при организации встреч, посвященных краеведческой тематике, показать взаимосвязь истории родного города и края с историей страны, способствовать развитию интереса и любви к прошлому и настоящему малой Родины. Темы по краеведению часто перекликаются с историей жизни города и земляков во время Великой Отечественной войны. 2 июля 2020 г. Указом президента России Новокузнецку присвоено звание «Город трудовой доблести» [9]. Признание за городом значительного вклада в достижение Победы отразилось на встречах ветеранов с юными горожанами. А. М. Мельникова посвятила целый ряд бесед на уроках краеведения и на уроках «Разговоры о важном», посвященных землякам – труженикам тыла и героям войны и тем, кто внес значительный вклад в развитие города. Такие темы, как «г. Новокузнецк – город трудовой доблести», «Заветы отцов не забудьте», «Патриотические и трудовые традиции предков – молодежи», «Пионеры и школьники нашего города – фронту», «Н. С. Ермаков: к 95-летию со дня рождения», направлены на знакомство с прошлым своего города и через это знание побудить ребят проникнуться чувством гордости за свою малую Родину. Особое место в беседах занимает тема «Вершины воинской славы». Этот проект стартовал в Кемеровской области в 2015 году, в год 70-летия Великой Победы. Согласно этому проекту безымянным вершинам Кузнецкого Алатау присваиваются имена земляков – Героев Советского Союза. В активе бесед наших ветеранов есть темы, посвященные А. П. Шилину, единственному в Кузбассе дважды удостоенному звания Героя, М. М. Куюкову, И. С. Назарову и другим нашим землякам.

Одна из последних востребованных тем в образовательных учреждениях города стала беседа о Н. И. Масалове, Герое страны и Кузбасса, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Николай Масалов участвовал в Сталинградской битве, форсировал Днепр, освобождал Польшу, трижды ранен, дважды контужен, дошел до Берлина. 30 апреля 1945 г. в 400 м от рейхстага 22-летний Николай Масалов под градом пуль и снарядов спас маленькую немецкую девочку. Подвиг Н. И. Масалова и всех советских солдат обобщен скульптором Е. В. Вучетичем в образе воина-освободителя, который был воздвигнут в Берлине в мае 1949 г. Точная копия памятника была торжественно открыта 3 ноября 2022 г. в Кемерово.

Следует учесть, содержание рассказов должно быть интересным и, что немаловажно, соответствовать возрастным особенностям слушателей, уровню их подготовки. Потому наши организаторы встреч, сохраняя единую тематику, строят содержание своих выступлений сообразно возрасту ребят начального, среднего или старшего звена и возрасту студентов.

Воспоминания и рассказы обязательно дополняют презентации по рассматриваемой теме, видеоролики, подлинники или копии документов, фотографии, награды. Это всегда вызывает неподдельный интерес и эмоции у юных участников мероприятий.

Встреча разных поколений на таких мероприятиях часто превращается в коллективный разговор школьников, студентов и ветеранов.

Выступления ветеранов и очевидцев Великой Отечественной войны, представителей Вооруженных сил и правоохранительных органов, ушедших в запас, тружеников тыла и ветеранов труда, блокадников Ленинграда, детей войны, малолетних узников фашистских концлагерей на встречах в учебных заведениях помогают молодежи глубже узнать прошлое своей страны, понять и осмыслить истоки героизма, мужества, выносливости людей на фронте и в тылу. Это способствует формированию у подрастающего поколения таких гражданско-патриотических и нравственных качеств как уважение к старшему поколению, любовь к Родине, к истории своей малой Родины. Такие встречи нужны и самим пожилым людям. Общение с молодежью дает им уверенность в значимости пройденного ими вместе со страной жизненного пути, заряжает их энергией и позитивными эмоциями. Живое общение старшего и младшего поколений нужно обязательно сохранять, используя для этого разные формы, в том числе непосредственные встречи с людьми, творившими историю нашей страны.

Помимо встреч в учебных заведениях нашего города Совет ветеранов, Комитет ветеранов войны и военной службы организует сам и участвует во множестве акций, организуемых администрацией города и районов и Советом народных депутатов. Команда проекта «Центр устной истории «Диалоги с прошлым» активно поддерживает и участвует в митингах, приуроченных ко дню Победы, на научно-практических конференциях, в лекториях в школах, колледжах и вузах в качестве докладчиков, лекторов или членов жюри.

Лекторы – офицеры запаса А. П. Селезнев, Ю. П. Алябьев, П. Ю. Дороганов, В. Э. Каспер, В. Н. Кайгородов, Г. М. Пинжин, члены команды Центра устной истории Л. А. Полякова и А. М. Мельникова и другие участники тематических мероприятий всегда обращают внимание на важность формирования и сохранения исторической памяти о нашем прошлом, в том числе о прошедшей войне, о необходимости избегать деформации исторической памяти как основы сознания общества и не забывать кто спас мир от фашизма.

Опыт организации и проведения встреч, посвященных военной тематике, представителей старшего поколения с юными горожанами в учебных заведениях г. Новокузнецка – города трудовой доблести может быть полезен и использован в практике тех, кто занимается гражданско-патриотической работой.

Результаты деятельности Центра устной истории «Диалоги с прошлым» в сотрудничестве с Советом ветеранов города и районов и КВВиВС можно суммировать следующими данными. За февраль – ноябрь 2022 г. проведено в учебных заведениях города встреч – 115, количество слушателей составило – 3390.

Список литературы

  1. Разговоры о важном. Цикл внеурочных занятий [Электронный ресурс]. // Портал «Единое содержание общего образования». – URL : https://razgovor.edsoo.ru/ (дата обращения : 10.11.2022).
  2. Рогинцев, И. И. Ленинград-Берлин. Записки гвардейского минометчика [Текст]. / И. И. Рогинцев. – Новокузнецк, 2010. – 516 с.
  3. Рогинцев, Иван. Возвращение домой [Текст]. / И. И. Рогинцев. – Новокузнецк, 2015 – 150 с.
  4. Рогинцев, И. И. Дружба, скрепленная сталью: книга первая [Текст]. / И. И. Рогинцев. – Кемерово : ОАО ИПП «Кузбасс», «Союз писателей Кузбасса», 2021. – 464 с.
  5. Рогинцев, И. И. Многоликий Алжир. Книга первая: Помощь из России. Удивительная страна [Текст]. / И. И. Рогинцев. – Кемерово : Кузбасский центр искусств, 2022. – 319 с.
  6. Петров, И. Последний бой трех героев-коммунистов [Электронный ресурс]. / Иван Петров. // «Красная Звезда». Сентябрь 1942 г. – URL : https://yatakviju.mirtesen.ru (дата обращения : 10.11.2022).
  7. «Шаг в бессмертие»: встреча с внучкой Героя Советского Союза А. С. Красилова [Электронный ресурс]. // Сайт: 400 знаменитых новокузнечан. – URL : https://новокузнецк400.рф/ (дата обращения : 17.11.2022).
  8. Силаков Анатолий Никитович [Электронный ресурс]. // Сайт: 400 знаменитых новокузнечан. – URL : https://новокузнецк400.рф/ (дата обращения : 15.11.2022).
  9. Указ президента Российской Федерации от 2.07.2020 № 444 «О присвоении Почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» г. Новокузнецку [Текст]. / Москва, Кремль, 2 июля 2020 № 444.
PDF