МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

Журнал: Материалы XVII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

30 января 2023 г.

Авторы: Кропотова Мария Юрьевна , Безродная Екатерина Александровна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378.14.014.13

Е. А. Безродная, М. Ю. Кропотова

E. A. Bezrodnaya, M. Yu. Kropotova

Безродная Екатерина Александровна, студентка, ИПО, ФГБОУ ВО СибГИУ, г. Новокузнецк, Россия.
Кропотова Мария Юрьевна, старший преподаватель, КДиНО, ФГБОУ ВО СибГИУ, г. Новокузнецк, Россия.

Bezrodnaya Ekaterina Aleksandrovna, student, IPO, FGBOU VO SibGIU, Novokuznetsk, Russia.
Kropotova Maria Yurievna, Senior Lecturer, KDiNO, FGBOU VO SibGIU, Novokuznetsk, Russia.

 

МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

MOTIVES OF LEARNING ACTIVITY OF A MODERN STUDENT

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о важности правильной мотивации студентов в процессе обучения, рассмотрены виды мотивации, а также проведен опрос среди студентов с целью выяснения мотивации к обучению и занятия студенческой деятельностью.

Annotation. The article discusses the importance of the correct motivation of students in the learning process, the types of motivation are considered, and a survey was conducted among students in order to determine the motivation for learning and engaging in student activities.

Ключевые слова: мотивы, мотивация, мотивационно-потребностная сфера, мотивационное ядро.

Keywords: motives, motivation, motivational-need sphere, motivational core.

 

К наиболее острым проблемам современного мира можно отнести правильную мотивацию студентов к учебной деятельности.

Мотивация студентов исходит из собственных мотивов, которые представлены в качестве эмоций и желания, интересов, потребностей и идеалов, определенных установок – это также относится к студенческим видам деятельности, например, занятие спортом, наукой, волонтерским движением или посвящением себя полностью учебе.

Увлеченность и заинтересованность студентов учебным процессом, а также развитие себя как личность в студенческие годы рассматривали в своих исследованиях А. Г. Здравомыслов, Е. П. Ильин, В. А. Ядов и другие. Авторы рассматривали также цели и побуждения к труду, как движущую силу, которая может мотивировать на труд: учебный или профессиональный [2, 3, 5].

Мы полностью согласны с авторами и поэтому считаем, что мотивация студентов – это внутренне или внешнее положительное побуждение, стимул к учебной, научной деятельности, активному усвоению материала по дисциплинам не только на репродуктивном, но и творческом уровне. Именно такая мотивация помогает учиться с интересом к выбранной профессии.

Обучение в высших учебных заведениях отличается от всех других ступенях образования. Получение высшего образования требует мобильности, волевых усилий, повышенной работоспособности, сосредоточенности, высокой сознательности и самостоятельности, а также умение рационально распределять время на учебу и личную деятельность. Также здесь появляется возможность участвовать в научной деятельности. Именно на данном уровне образования студент знакомится с методологией психолого-педагогического исследования.

Говоря о возможности управлять мотивационно-потребностной сферой студентами, рассмотрим понятие «цель», «потребность», «мотивационное ядро».

Мотивы учебной деятельности студентов тесно связаны с понятиями «цель» – это осознанный образ предвосхищаемого результата, и «потребность» - это нужна в чем-либо, получение удовлетворения. Эти понятия взаимодействуют и неразрывно связаны и получили названия «Мотивационное ядро». Мотивационное ядро является более развитым, если у человека много разнообразных мотивов, потребностей и целей [4].

Для всех людей мотивы имеют разную побудительную силу. Одни мотивы являются ведущими, другие - второстепенными. Например, ведущий мотив может быть связан с самим содержанием учебной деятельности, то есть к ним относятся познавательный интерес, потребность в интеллектуальной активности, овладение новыми знаниями, умениями и навыками; другой мотив может быть связан с широкими взаимоотношениями человека с окружающей средой, с потребностью в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении.

По мнению, А. Г. Бугрименко, аспиранта кафедры психологии образования и педагогики, старшего специалиста в компании «Экопси Консалтинг», мотивы студентов можно разделить на внешние и внутренние [1].

Внутренне мотивированные студенты более погружены и включены в учебный процесс. Для них характерна мотивация самоопределяемой деятельности, то есть они более активны, сознательны, произвольны в планировании своего обучения, уделяют равное внимание как общеобразовательным, так и узкопрофессиональным предметам.

Студенты, которые обладают внешней мотивированностью к обучению, в меньше степени произвольны в организации учебного процесса, меньше погружены в учебную деятельность. Ими движут мотивы не познавательные и профессиональные, а внешние факторы по отношению к процессу и результату учебной деятельности [1].

Для того, чтобы узнать, что мотивирует студентов в учебной и научной деятельности, мы провели анкетирование среди студентов ФГБОУ ВО СибГИУ. Анкетирование проводилось среди студентов СибГИУ, в количестве 31 человек: 1 курс – 8 человек, 2 курс – 1 человек, 3 курс – 12 человек, 4 курс – 3 человека, магистранта – 3 человека, аспирантов – 4 человека.

Проанализировав результаты анкетирования, мы получили следующие результаты:

На вопрос о выборе обучения в СибГИУ 67,7 % студентов ответили, что их выбор был основан из местоположения ВУЗа, 19,4 % студентов ответили, что на них повлияла разнообразная студенческая жизнь ВУЗа при выборе, 12,9 % студентов ответили – престиж ВУЗа.

Далее на вопрос о том, на какие оценки обучаются студенты, мы получили следующие данные: 83,9 % студентов ответили, что они обучаются на 4-5, и только 16,1 % студентов – 4-3.

На вопрос «Нравится ли Вам получать новые знаний в области вашей профессии», были получены следующие данные: 83,9 % студентов ответили, что им нравится получать новые знания, 6,5 % студентов ответили, что нет, 3,2 % студентов ответили, что им скорее нравится получать новые знания в сфере их профессии, чем нет, 3,2 % студентов считают, что некоторые знания и предметы вовсе не пригодятся им в их профессии, 3,2 % студентов ответили, что они самостоятельно получают знания, которые хотят.

Следующий вопрос состоял в том, чтобы выяснить, какая форма обучения нравится студентам больше, мы получили следующие ответы: 48,4 % студентов ответили, что им нравятся практические занятия, 38,7 % студентов выбрали лекции, 12,9 % студентов – самостоятельную работу в системе Moodle.

На вопрос «Нравится ли Вам выполнять задания для практических занятий или семинаров» 61,3 % студентов ответили, что не всегда нравится, 25,85 студентов ответили, что нравится, и лишь 12,9 % студентов ответили, что не нравится.

Следующий вопрос состоял в выяснении предлагают ли сами студенты педагогам проводить занятия в нестандартном формате, и 72,4 % студентов ответили, что не предлагают, 22,6 % студентов ответили, что они предлагают, и они проводят нестандартно занятия, и лишь 3,2 % студентов ответили, что студенты предлагали провести, но педагог отказался (рис. 1).

На вопрос «Занимаетесь ли Вы научной деятельностью» 51,6 % студентов ответили, что занимаются, 48,4 % студентов – нет. Вопрос, содержащий спортивную деятельность, показал следующие результаты: 77,4 % студентов не занимаются спортивной деятельностью, а лишь 22,6 % студентов ей занимаются (рис. 2).

На вопрос «Занимаетесь ли Вы волонтерской деятельностью» показал, что 77,4 % студентов не занимаются волонтерской деятельностью, а 22,6 % – занимаются волонтерской деятельностью. Вопрос на выяснение увлечений студентов в учебной деятельности (олимпиады, конкурсы и т.д.) показал, что 51,6 % студентов не занимаются данным видом деятельности, а 48,4 % студентов увлекаются учебной деятельностью.

Следующий вопрос был направлен на выявление мотивов студентов заниматься научной, волонтерской, спортивной или учебной деятельностью. Были получены следующие результаты: 29,2 % студентов ответили, что занимаясь из вышеперечисленной деятельности они получают удовольствие от деятельности, а также видят раскрытие своих способностей и талантов, 20,8 % студентов стремятся к саморазвитию, 16,7 % студентов видят в этом достойное вознаграждение за деятельность, 12,5 % студентов получают новые знания и умения в деятельности, 12,5 % студентов расширяют круг общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств, а 8,3 % студентов считаю свою деятельность как самоутверждение в обществе (рис. 3).

На вопрос «Считаете ли Вы полученные знания и умения и занятиях, помогают ли Вам в жизни или деятельности, которой Вы занимаетесь», студенты ответили, что, несомненно, помогают – 66,7 %, не знают – 23,3 %, и 10 % студентов сказали, что не применяют полученные знания в другой деятельности.

Следующий вопрос состоял в выяснении дальнейшего обучения в магистратуре, было получено, что 45,2 % студентов планируются в дальнейшем обучаться в магистратуре, 45,2 % студентов еще не знают, и лишь 9,7 % студентов ответили, что не планируют.

Вопрос, содержащий выяснение планирования работы по специальности, дал следующе результаты: 61,3 % студентов ответили, что планируют в дальнейшем работать по специальности, которую получают, 25,8 % студентов не знают, 12,9 % студентов ответили, что не планируют работать по специальности.

Таким образом, исходя из полученных результатов опроса студентов СибГИУ, можно сделать вывод, что не многие студенты знают о разнообразной студенческой жизни в ВУЗе и выбирают СибГИУ по причине удобства для них из-за местоположения. Из опроса видно, что многим студентам нравится практические занятия и получать знания в области своей профессиональной деятельности, нравится выполнять самостоятельные задания для семинаров и практических занятий, а также сами предлагают педагогам проводить занятия в нестандартной и необычной форме. Исходя из полученных данных, видно, что большая часть студентов занимаются научной (16 человек), и учебной деятельностью (15 человек). Выбирая мотив этому, многие студенты отметили, что преследуют получения удовольствия от деятельности, развитие своих способностей и талантов, а также стремятся к саморазвитию.

Исходя из полученных результатов, можно прийти к выводу, что большинство студентов СибГИУ удовлетворены своим обучением в ВУЗе, активно принимают участие в студенческой жизни, развиваются в разных сферах деятельности, придерживаясь эстетических, утилитарно-практических и прагматических мотивов, а также планируют в дальнейшем учиться на другой ступени образования, в магистратуре.

Список литературы

  1. Бугрименко, А. Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза [Текст]. / А. Г. Бугрименко. // Психологическая наука и образование, 2006. – Т. 11. – № 4. – С. 51-60.
  2. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст]. / А. Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1986. – 223 с.
  3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст]. / Е. П. Ильин.– Спб. : Питер, 2000. – 512 с.
  4. Королева, О. А. Особенности мотивации студентов к обучению [Текст]. / О. А. Королева. // Человек, экономика, общество: грани взаимодействия: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2019г. – Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019.
  5. Ядов, В. А. Человек и его работа: Социологическое исследование [Текст]. / В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов. – М. : Мысль, 1967. – 392 с.
PDF