ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА» НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

30 марта 2023 г.

Авторы: Чудинова Екатерина Акимовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 372.42

Е. А. Чудинова

Е. А. Chudinova

Чудинова Екатерина Акимовна, заместитель директора по учебной работе, МКОУ «Специальная школа № 53», г. Новокузнецк, Россия.

Chudinova Еkaterina Akimovna, Deputy Director for Academic Affairs, MKOU «Special school No. 53», Novokuznetsk, Russia.

 

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА» НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

UPDATE OF THE CONTENT OF THE WORKING PROGRAMS OF THE SUBJECT AREA «TECHNOLOGY» IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL PROJECT «MODERN SCHOOL» OF THE NATIONAL PROJECT «EDUCATION»

 

Аннотация. Статья посвящена обновлению содержания рабочих программ предметной области «Технология» в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», созданию современных условий для обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Annotation. The article is devoted to updating the content of the work programs of the subject area «Technology» in the framework of the implementation of the activities of the federal project «Modern School» of the national project «Education», the creation of modern conditions for the education and upbringing of students with intellectual disabilities.

Ключевые слова: предметная область, технология, федеральный проект, современная школа, национальный проект, образование, обучение и воспитание обучающихся, интеллектуальная недостаточность.

Keywords: subject area, technology, federal project, modern school, national project, education, training and education of students, intellectual deficiency.

 

Обновление инфраструктуры МКОУ «Специальная школа № 53» в рамках реализации мероприятий Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» повлекли за собой изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в МКОУ «Специальная школа № 53» (далее ОУ), таким образом, создавая современные условия для обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

В рамках Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» МКОУ «Специальная школа № 53» в 2021 г. было включено в Реестр отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для создания необходимой современной инфраструктуры, подготовки соответствующих профессиональных кадров, их переподготовки и повышения квалификации [4].

Для достижения цели – создания современных условий обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью через обновление инфраструктуры образовательного учреждения, изменение содержания и повышение качества образовательного процесса – были определены три направления развития ОУ [3, 5, 6].

  1. Повышение квалификации руководящих и педагогических работников, в процессе которого были прослушаны различные курсы: «Актуальные вопросы изменения содержания образования в связи с модернизацией инфраструктуры, проводимой в рамках национального проекта «Образование» на базе ИКП РАО г. Москва, а также «Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью» на базе Московской академии народного хозяйства и государственной службы – декабрь 2021 г.
  2. Составление и внедрение современных программ трудового обучения с учетом востребованных на рынке труда профессий.
  3. Создание в ОУ современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей качественное образование и социализацию обучающихся в обществе.

Структура рабочей программы учебного предмета отражена во ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а содержание должно соответствовать адаптированной основной общеобразовательной программе образовательного учреждения [1].

Современная инфраструктура (дидактические материалы, технические и информационно-коммуникативные средства, Интернет-ресурсы, учебно-практическое оборудование) повлияли на изменение всех структурных компонентов рабочих программ.

В частности, в разделе «Плотничные работы» тематического планирования рабочей программы по учебному предмету «Профильный труд» (трудовой профиль «Столярное дело») одним из видов учебной деятельности обучающихся является определение видов устройства и назначения ручного электроинструмента: дрель-шуруповерт, электролобзик, вибрационная шлифмашина (8 класс); а в разделе «Заделка пороков и дефектов древесины» – использование обучающимися строительного пылесоса. В разделе «Хранение и сушка древесины» обучающиеся читают технологические карты, в том числе с использованием интерактивного комплекса и электронных приложений.

В описании предметных результатов освоения учебного предмета «Профильный труд» (трудовой профиль «Швейное дело») обучающиеся должны уметь рассматривать волокна, переплетения тканей с помощью документ камеры, выполнять анализ полученных данных на интерактивной доске (5 класс); определять дефекты ткани с помощью документ камеры, выполнять анализ полученных данных на интерактивной доске (6 класс).

Например, в 8 классе, рассматривать рабочие механизмы и приспособления бытовой швейной машины, промышленной швейной машины, оверлока, машины вышивальной со встроенным нитевдевателем и нитеобрезателем с использованием интерактивного комплекса; а так же выполнять приемы различных видов вышивки на машине вышивальной.

Данный трудовой профиль в нашем ОУ открылся впервые, благодаря реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа».

В предметных результатах освоения учебного предмета «Профильный труд» (трудовой профиль «Растениеводство)» обучающиеся должны уметь применять на практике приемы работы по вегетативному размножению комнатных растений с использованием стеллаж-гидропонной установки.

Обновление инфраструктуры по трудовому профилю «Штукатурно-малярное дело» позволило еще качественнее готовить обучающихся к участию в Региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы».

Внешней оценкой качества изменения содержания рабочих программ предметной области «Технология» в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» является золотая медаль за проект «Доброшкола»: Обновленная материально-техническая база специальной школы» в рамках IV Cибирского научно-образовательного форума и XXIV специализированной выставки «Образование. Карьера» в апреле 2022г. Рабочие программы входили в содержание конкурсного пакета «Лучший экспонат».

С обновленными рабочими программами предметной области «Технология» можно ознакомиться на сайте МКОУ «Специальная школа № 53» [2].

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс]. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения : 30.01.2023).
  2. РП по учебному предмету – Профильный труд [Электронный ресурс]. // сайт МКОУ «Специальная школа № 53». – URL : drive.google.com/drive/folders/1V7IBVZb_6APWs4ckGQnJlgO8nMJPgEv6 (дата обращения : 30.01.2023).
  3. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 22 января 2021 г. N Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году» [Электронный ресурс]. – URL : www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400210030/ (дата обращения : 30.01.2023).
  4. Реестр отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, – участников мероприятия 1.2 федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2020-2024 годах [Электронный ресурс]. – URL : https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2020/06/Reestr-SSh-2020-1.pdf (дата обращения : 30.01.2023).
  5. Руководство по дизайну образовательного пространства [Электронный ресурс]. – URL : https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2022/01/Rukovodstvopo-dizajnu.pdf (дата обращения : 30.01.2023).
  6. Руководство по фирменному стилю [Электронный ресурс]. – URL : https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2022/01/Firmennyj-stil.pdf (дата обращения : 30.01.2023).
PDF