ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

30 марта 2023 г.

Авторы: Пищенюк Наталия Владимировна , Цымбал Светлана Владимировна , Еремина Ирина Дмитриевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 373.31

Н. В. Пищенюк, С. В. Цымбал, И. Д. Еремина

N. V. Pechenyuk, S. V. Tsymbal, I. D. Eremina

Пищенюк Наталия Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.
Цымбал Светлана Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.
Еремина Ирина Дмитриевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.

Pischenyuk Natalia Vladimirovna, primary school teacher, MBOU «Secondary school № 26», Novokuznetsk, Russia.
Tsymbal Svetlana Vladimirovna, primary school teacher, MBOU «Secondary school № 26», Novokuznetsk, Russia.
Eremina Irina Dmitrievna, primary school teacher, MBOU «Secondary school № 26», Novokuznetsk, Russia.

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

PROJECT ACTIVITIES IN ELEMENTARY SCHOOL

 

Аннотация. В статье представлен опыт привлечения младших школьников к проектной деятельности. Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности обучающихся, протекающей в форме экспериментальных действий. Проектная деятельность создает условия, позволяющие каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Annotation. The article presents the experience of involving younger students in project activities. This work is aimed at developing the search and cognitive activity of students, proceeding in the form of experimental actions. Project activity creates conditions that allow each child to realize their cognitive activity.

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, экспериментальный процесс, младшие школьники.

Keywords: project activity, research activity, experimental process, junior schoolchildren.

 

«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь!»

Как сделать процесс обучения интересным, увлекательным и познавательным? Этот вопрос был и будет всегда актуален. Модернизация российского образования способствует развитию инновационных процессов в школах, внедрению новых методов обучения. В соответствии с ФГОС НОО основной задачей образования является не просто вооружение ученика набором знаний, а формирование всех ключевых компетенций: творческой, исследовательской, информационной, социальной, коммуникативной, умения учиться и жить вместе. В этих условиях все более актуальной становится проектная деятельность, которая учит детей ставить и решать проблемы, требующие не только применение полученных знаний, но и приобретение новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования. Проектная деятельность учит детей сотрудничеству, взаимопомощи, чувству эмпатии, повышает самооценку, интерес к учебной деятельности, помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повышает адаптивные возможности и творчество.

Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.

Подготовка к проектной деятельности проходит с помощью проектных задач, вокруг которых разворачивается работа. Проектной задачей может быть исследование, поиск, творческая задача, практико-ориентированная задача, ознакомительно-ориентированная задача.

Очень важно реализовывать проектную деятельность, ориентируясь на зону ближайшего развития, т. е. на те области знаний и умений, которым учащийся потенциально может научиться, а не только на то, чем уже обладает.

Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную работу учащихся: индивидуальную, парную или групповую. Учитель направляет эту деятельность (ориентирует на необходимые источники информации, направляет ход мыслей учеников, задавая определенные вопросы), что дает ученикам возможность самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный продукт индивидуальной или совместной деятельности. Это может быть: презентация, плакат, буклет, рабочий лист, сценарий, синквейн, газета, кулинарное блюдо, видеоролик.

С первого класса мы вовлекаем учащихся в мини-исследования, включаем этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классах работы имеют коллективный характер. Тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвертом классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования, самостоятельно разработать буклеты-помощники, рабочие листы. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.

Для реализации работы с учащимися, например, при изучении темы в третьем классе «Развитие цветкового растения», мы с ребятами выращиваем фасоль на подоконнике. Цель нашего проекта: выяснить, какие условия необходимы, чтобы фасоль прошла все этапы своего развития. Задачи, которые стоят перед детьми: узнать из чего состоит семя фасоли, и как оно прорастает; провести наблюдения за этапами развития фасоли; выяснить, что необходимо семени для прорастания и сколько потребуется для этого времени; определить с помощью наблюдений, какие условия являются наиболее благоприятными для роста и развития растения; выяснить, возможен ли жизненный цикл растения на подоконнике в различных условиях (в воде, в почве). В ходе наблюдения ребята отвечают на все поставленные в начале работы вопросы. Все наблюдения фиксируют в журнале. Работа получается интересной, активной и продуктивной. Завершающим этапом нашего проекта является оформление лэпбука (или рабочего листа), направленным на обобщение и систематизацию знаний.

Также важным, по нашему мнению, является то, что дети в младшем школьном возрасте не утратили интереса к игровой деятельности, следовательно, на уроках возможно с успехом использовать игру для отработки коммуникативных умений социального поведения. На уроках литературного чтения, решая проблему детского нечтения, о которой сказано достаточно: не любят, не хотят, не могут, не желают, неинтересно, непонятно, немодно, неактуально, предлагаем детям рабочие листы-буклеты. Каждый такой лист тщательно продуман. Например, по буклету к произведению И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» можно сделать полный анализ басни, порассуждать, познакомиться с автором, научиться работать сообща, дать характеристику героям и даже проверить знание текста. Из творческих заданий - нарисовать героев басни такими, как ты их представляешь, и написать записочку любому из этих героев. В записочках ребята учили Лебедя дружить и ругали Рака, за то, что он тормозил всю работу. Систему заданий выстраиваем таким образом, чтобы у школьника возникла потребность в чтении. Еще Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребенок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [1].

С уверенностью можно сказать, что инновационные подходы к обучению необходимы в начальной школе, ребенок вовлекается в экспериментальный процесс, который развивает познавательную активность. Процитируем отзывы наших учеников: «При участии в проекте мы очень многому научились, постоянно пробовали себя в чем-то новом. Много читали, искали ответы на вопросы, делали выводы. Было интересно!», «Все мы разные, и все мы талантливые, но каждый по-своему. Мы в этом убедились. Мы поняли, что не надо огорчаться, если что-то не получается, а лучше попробовать еще раз. Только тогда по-настоящему раскроется талант, главное не сдаваться». Проектная деятельность не только увлекает детей, демонстрирует значимость их труда, но и дает уверенность в себе.

Считаем, что в результате работы над проектом на любом уроке можно наблюдать повышение самостоятельности и инициативности учащихся, развитие познавательной мотивации и социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретении детьми опыта исследовательской деятельности. Дети учатся видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]. / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1991. – 480 с. – ISBN 5-7155-0358-2.
PDF