ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

30 марта 2023 г.

Авторы: Кадирова Лола Алимджановна , Сиразетдинова Лилия Алимджановна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378

Л. А. Сиразетдинова, Л. А. Кадирова

L. A. Sirazetdinova, L. A. Kadirova

Сиразетдинова Лилия Алимджановна, старший преподаватель, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Узбекистан.
Кадирова Лола Алимджановна, доцент, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Узбекистан.

Sirazetdinova Liliya Alimdjanovna, a senior teacher, Andijan State University, Andijan city, Uzbekistan.
Kadirova Lola Alimdjanovna, an associate professor, Andijan State University, Andijan city, Uzbekistan.

 

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

VISUALIZATION OF EDUCATIONAL MATERIAL IN ORDER TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF HIGHER EDUCATION

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются способы структурирования информации при работе с текстами. В качестве эффективного инструмента обучения мы предлагаем метод когнитивного картирования, который основан на выявлении ключевых идей и логических связей внутри текста. Использование этого метода позволяет структурировать текст и увидеть, как фрагменты информации взаимосвязаны. Наиболее часто используемыми графическими органайзерами являются стори-мэп, диаграмма Венна, карта истории и другие. Механизм их обучения основан на сворачивании информации в тезисный план, что позволяет студентам активно усваивать и обрабатывать информацию, учит мысленному анализу и формирует умение организовывать и структурировать любой материал.

Annotation. This article discusses the ways of structuring information when working with texts. As an effective learning tool, we propose a method of cognitive mapping, which is based on the identification of key ideas and logical connections within the text. Using this method allows you to structure the text and see how the fragments of information are interconnected. The most commonly used graphic organizers are mindmap, Venn diagram, story map and others. The mechanism of their education is based on the folding of information to a thesis plan, which allows students to actively assimilate and process information, teaches mental analysis and forms the ability to organize and structure any material.

Ключевые слова: обработка информации, ментальные схемы, когнитивное картирование, анализ, содержание текста, визуальные организаторы информации.

Keywords: information processing, mental schemas, cognitive mapping, analysis, text content, visual organizers of information.

 

Использование метода структурирования позволяет увидеть, как фрагменты информации в тексте взаимосвязаны. Для этой цели чаще всего используются графические органайзеры, такие как стори-мэп, диаграмма Венна, Карта истории и другие. Механизм их обучения основан на сворачивании информации в тезисный план, что позволяет студентам активно усваивать и обрабатывать информацию, учит мысленному анализу и формирует умение организовывать и структурировать любой материал. При составлении или заполнении текстовой схемы не происходит автоматического запоминания или заучивания теста, но подключается ассоциативное мышление и различные механизмы памяти. Такой подход не только способствует формированию коммуникативной компетенции, но и помогает развить способность критически воспринимать информацию и повышает мотивацию к обучению.

Основными функциями языка являются как коммуникация, так и познание, что дает основание понимать коммуникативную компетентность человека как знания, представления о языке и способность к речевым действиям и навыкам в речевой сфере. Гез определяет коммуникативную компетентность «как способность правильно использовать язык в различных социально обусловленных ситуациях и включает в себя способность соотносить речевое высказывание с целями коммуникативной ситуации, с пониманием взаимоотношений общающихся сторон, а также способность правильно организовать речевое общение с учетом культурных и социальные нормы коммуникативного поведения» [1]. Профессор И. А. Зимняя, анализируя коммуникативную компетентность с точки зрения психологии общения, определяет эту способность как «способность субъекта осуществлять речевую деятельность, реализуя речевое поведение, адекватное цели, средствам и методам, различным задачам и ситуациям общения» [2].

Согласно данным прикладной лингвистики, психологических и когнитивных исследований, лингвистические знания в определенной области профессионального общения должны приобретаться студентами при подключении ментальных/когнитивных схем, специально разработанных лингвистами и психологами с учетом особенностей восприятия новой информации.

Среди современных когнитивно-ориентированных методов преподавания языка для специальных целей в высшем образовании, повышающих мотивацию к обучению, мы рассматриваем ментальные карты, карты знаний, карты разума, карты интеллекта, стори-мэппинг и т. д.

«Суть когнитивного картирования заключается в выявлении концептов, составляющих информационную основу текста, установлении причинно-следственных связей между ними» [3]. На практике это не что иное, как схематичное представление идеи или концепции, которое позволяет зафиксировать основные положения темы, минимально используя вербальные средства и активно визуализируемые образы, таким образом компактно представляя информацию.

Когнитивное отображение информации, или стори-мэпинг, является чрезвычайно полезной и эффективной технологией для представления и записи контента специально для чтения, поскольку нелинейный формат позволяет учащимся просматривать свои записи целиком и размещать новую информацию в нужном месте или устанавливать логические связи между идеями. Это делает данный метод альтернативой обычному линейному или текстовому методу записи, при этом он основан на принципе одновременной активации областей мозга, ответственных за обработку вербальной и визуальной информации.

Сегодня, в условиях информационного общества, постоянно меняющихся технологий и требований рынка труда, становится крайне актуальным формирование у студентов потребностей в постоянном саморазвитии, повышение мотивации и навыков самообучения, что в будущем обеспечит им социальную мобильность и возможность самореализации.осознание.

Графическое представление мыслительных процессов позволяет учащимся:

  • Ÿактивизируйте понимание прочитанного на разных уровнях знаний и способностей;
  • организовывать и направлять мыслительный процесс;
  • оценивайте и корректируйте свою учебную деятельность;
  • пишите тексты, формулируйте выводы и делайте аргументированные заявления в дискуссиях.

Визуальные органайзеры можно разделить на индуктивные и дедуктивные, в зависимости от метода достижения цели. Первые помогают сортировать и систематизировать информацию и делать выводы в направлении от частного к общему. Второй позволяет применять правила и находить решения, переходя от общего к частному. Индуктивные графические органайзеры включают:

  • Временные ленты, помогающие расположить события в хронологическом порядке, определить причины и следствия событий, явлений.
  • Сетевые диаграммы, связывающие связанные события в одну идею или концепцию.
  • Информационные сетки, карты и графики, которые помогут вам рассчитать повторяющиеся события и сделать выводы.
  • Диаграммы Венна, предназначенные для сортировки информации по определенным категориям в целях сравнения.

Примерами дедуктивных методов являются:

  • Концептуальные карты, используемые для систематизации информации и выделения характерных черт изучаемых явлений или событий.
  • Причинно-следственные цепочки, которые позволяют нам понять и воспроизвести модель таких процессов, как метаморфозы в биологии, революция в истории или сюжет романа.
  • Фишбон (рыбий скелет), задачей которого является структурирование процесса и выявление причин проблемы (отсюда и другое название – причинно-следственные диаграммы). Такие диаграммы позволяют анализировать причины событий и связи между различными частями проблемы.
  • Кластер, с помощью которого вы можете организовать большие объемы информации.
  • Ментальные карты, которые являются инструментом для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Их можно эффективно использовать для «стенографии» мыслей, возникающих в процессе обдумывания задачи [4]. Процесс извлечения и осмысления информации при чтении наиболее эффективен при правильном структурировании текста, для чего существуют специальные стратегии чтения, но стратегия выбирается для конкретной логической и семантической структуры текста (фрейма). Сегодня исследователи выделяют шесть фреймов текстов, каждый из которых предполагает использование определенных графических организаторов:
    1. Причина/следствие.
    2. Концепция/определение (концепция и ее определение).
    3. Проблема/решение (проблема и ее решение).
    4. Сравнить/противопоставить.
    5. Предложение/поддержка (суждение и его аргументация).
    6. Цель/действие/результат (цель-действие-результат) [5].

Чтобы определить фрейм, необходимо понять, что находится в фокусе текста, каков смысл его текстового содержимого.

Каждый тип логической и семантической структуры текста, по сути, предлагает учащемуся наиболее эффективную стратегию работы с конкретным материалом.

Для достижения этих целей мы используем графические текстовые органайзеры, которые облегчают организацию и запоминание информации.

Список литературы

  1. Гез, Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежного методического исследования [Текст]. / Н. И. Гез. // Иностранные языки в школе, 1985. – № 2. – С. 17-24.
  2. Зимняя, И. А. Психология преподавания иностранных языков в школе [Текст]. / И. А. Зимняя. – М. : Просвещение, 1991. – 221 с.
  3. Экшембеева, Л. В. Когнитивное отображение как стратегия понимания текста [Текст]. / Л. В. Экшембеева. // Язык. Текст. Рассуждения, 2013. – Издательство : Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь). – № 11. – С. 89-93. – ISSN 2224-0810.
  4. Дмитриева, Л. С. Визуальные органайзеры как необходимый метод смыслового чтения [Электронный ресурс]. / Л. С. Дмитриева. – URL : permedu.ru/Files/0406201380931501.docx (дата обращения : 16.01.2023).
  5. Бул, Дуг Классные интерактивные стратегии обучения [Текст]. / Дуг Бул. // Международная ассоциация чтения, Ньюарк, Делавэр, США. – 170 с.
PDF