ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

30 марта 2023 г.

Авторы: Павлова Татьяна Андреевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК [373.5.018.43:004]:811.111

Т. А. Павлова

T. A. Pavlova

Павлова Татьяна Андреевна, преподаватель, кафедра английской и восточной филологии, Луганский государственный педагогический университет, г. Луганск, ЛНР.

Pavlova Tatyana Andreevna, Lecturer, Department of English and Oriental Philology, Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, LPR.

 

ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

FACTORS OF SUCCESSFUL ORGANIZATION OF ENGLISH LANGUAGE LESSONS IN TERMS OF DISTANCE LEARNING

 

Аннотация. В статье выделяются основные факторы влияющие на успешность организации образовательной деятельности в условиях дистанционного формата.

Annotation. This article determines the main factors affecting the process of successful of distance learning organization.

Ключевые слова: факторы, дистанционное обучение, электронные образовательные ресурсы.

Keywords: factors, distance learning, electronic educational resources.

 

Изменения векторов развития общества не могло не повлиять на процесс реализации образовательной деятельности. Современное образовательное пространство диктует новые требования к образовательному процессу. В процессе развития технического прогресса появляются новые ориентиры развития образования.

Внедрение современных технологий в организацию образовательного процесса приводит к изменению традиционной парадигмы, заставляет переосмыслить процесс организации занятий. Все чаще педагоги обращаются к различному виду электронных образовательных ресурсов.

Согласно ГОСТу 52653 от 2006 г., под электронным образовательным ресурсом понимается определенный образовательный ресурс, который представлен в электронном виде [4].

Само понятие электронный образовательный ресурс далеко не ново. На протяжении многих лет в процессе изучения английского языка широко применяются электронные образовательные ресурсы. Использовались электронные учебники, презентации, прослушивались аудиозаписи. Но в основном данные ресурсы были текстографическими. Они визуализировали информацию, дополняли ее, но не обеспечивали практическое применение полученных знаний. В большей степени это было связано с отсутствием необходимости использования электронных образовательных ресурсов, как единственной формой передачи информации учащимся. Традиционная образовательная среда подразумевала использование данных ресурсов, как дополнение к основной образовательной программе.

Но с изменением в социально-политической обстановки в стране появляется необходимость переосмысления форм реализации образовательной деятельности. Массовый переход на дистанционный формат обучения ставит перед образованием новые задачи, и традиционная классно-урочная система и электронные образовательные ресурсы, как инструменты передачи информации учащимся уже не могут обеспечить выполнения поставленных целей.

Появляется необходимость в более масштабном использовании более современных электронных образовательных ресурсов, как основных средств организации современного образовательного процесса. К таким электронным образовательным ресурсам нового поколения можно отнести открытые образовательные модульные системы [2].

Но резкий переход на дистанционный формат обучения показал неготовность большинства образовательных учреждений к реализации такой формы обучения.

Нами были выделены основные факторы, которые влияют на успешность организации образовательного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов нового поколения.

В первую очередь необходимо сформировать устойчивую мотивацию у педагогов к использованию электронных образовательных технологий нового поколения. Несомненно, в процессе профессиональной деятельности педагоги обращаются к современным технологиям. Но вынужденный переход на дистанционное образование требует реорганизации привычной деятельности педагогов и использования совершенно других электронных образовательных технологий. Изучение английского языка в первую очередь подразумевает проведение онлайн уроков, вебинаров. Такие ресурсы, как ZOOM, Skype, MOODLE дают возможность проводить привычные занятия, но в формате дистанционного обучения. В свою очередь изложение нового материала, применение полученных знаний на практике, проведения контроля усвоения материала, рефлексии требует применения новых электронных образовательных ресурсов. Уже недостаточно просто владеть базовыми навыками использования компьютера и сети Интернет. От педагога требуется создания своего образовательного пространства, которое будет способствовать достижению поставленных целей. Например образовательная платформа СФЕРУМ предоставляет широкие возможности создания своего образовательного пространства. Педагог может загружать свои собственные задания, которые будут доступны учащимся. Педагогу необходимо овладеть навыками конструирования образовательного контента, используя электронные образовательные ресурсы нового поколения (современные визуальные, образовательные платформы, программное обеспечение, обучающие сайты, конструкторы заданий). Осознание необходимости организации каждого этапа обучения с помощью электронных образовательных ресурсов, наличие устойчивой мотивации к данной деятельности является основным фактором успешной организации уроков английского языка в условиях дистанционного обучения [1].

Так как дистанционной формат – это удаленное взаимодействие, то необходимо четко продумать алгоритм своих действий. Педагог должен выстроить план реализации образовательного процесса, определить формы, методы и ресурсы, применяемые в процессе достижения поставленных целей.

В широком многообразии электронных образовательных ресурсов нет одного универсального. Следовательно, необходимо четкое понимание: какой навык, и какими электронными ресурсами необходимо формировать, определить точки, образовательные ресурсы и формы проведения контроля знаний учащихся. В контексте английского языка, педагог должен определить какие электронные образовательные ресурсы буду полезны в формировании определенного навыка. Например, при расширении словарного запаса уместно будет использовать толковые и визуальные словари (Lingvo, Quizlet, Learn English, Freerice, Memrise, Vocabulary.com.); при развитии навыков чтения положительно будут влиять чтение тестов с последующим прослушиванием (ESL Reading, Dreamreader, British Council, Wonderpolis); при развитии навыков аудирования полезным будет прослушивание аудиозаписей и выполнение упражнений на понимание прослушанного (Вritish Council, Rondall’s ESL Cyber Listening Lab, Talkenglish); развивая навыки устной речи необходимо организовывать разговорные клубы. Глубокая осведомленность в видах электронных ресурсов нового поколения, так же является важным фактором успешной организации дистанционного формата обучения.

Еще одним важным фактором успешной организации уроков английского языка в условиях дистанционного обучения является самоорганизация учащихся. Дистанционный формат требует от учащихся большей самостоятельности. Умение правильно распределить время – залог успешного усвоения полученных знаний. Педагог должен стимулировать учащихся выполнять поставленные задачи согласно графика, тем самым формируя ответственность, самоорганизацию учащихся. Стимулирование деятельности учащихся влияет на формирование мотивации к обучению. Следовательно, увеличивается познавательный интерес к изучению предмета. Познавательный интерес подталкивает учащихся находить использовать дополнительную информацию в процессе изучения английского языка, самостоятельно практиковать применения на практике основных видов деятельности, что будет влиять на уровень усвоения английского языка [3]. Например, использовать мобильные приложения для развития определенных навыков владения английским языком, или учащиеся могут использовать образовательные платформы, как дополнительный ресурс в процессе изучения английского языка. К таким ресурсам можно отнести Sky.eng, Инглекс, Sky.smart.

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что успешность организации образовательной деятельности зависит от действий всех субъектов образовательного процесса. Принимая во внимание данные факторы можно повлиять на успешность организации уроков английского языка в условиях дистанционного обучения.

Список литературы

  1. Брицкая, Е. О. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дистанционном обучении школьников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : (13.00.08) / Е. О. Брицкая; науч. рук. С. А. Писарева; Омский гос. пед. ун-т. – Омск : [б. и.], 2016. – 24 с.
  2. Курицына, Г. В. Международный журнал экспериментального образования [Текст]. / Г. В. Курицына. – 2014. – № 8 (часть 3) – С. 17-21.
  3. Носова, Т. А. Организационно-стимулирующая среда как фактор повышения качества образования младших школьников. Автореф. дисс. … канд. пед. наук [Текст] / Т. А. Носова. – Челябинск, 2013. − 28 с.
  4. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ГОСТ 52653 от 2006 г [Электронный ресурс]. // Сайт Консорциум кодекс. – URL : https://docs.cntd.ru/document/1200053103 (дата обращения : 30.01.2023).
PDF