ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Проблемы и перспективы дополнительного образования

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Макаров Артур Андреевич

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 37

А. А. Макаров

A. A. Makarov

Макаров Артур Андреевич, учитель технологии, МБОУ «Соморсунская СОШ», с. Михайловка, Амгинский улус (район), Республика Саха (Якутия), Россия.

Makarov Arthur Andreevich, technology teather, Municipal Budget Educational «Somorsun Secondary School», Mikhailovka village, Amginsky district, Republic of Sakha Yakutia, Russia.

 

ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLENS OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATION

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем дополнительного образования в рамках цифровизации образовательной среды. Рассматриваются положительные так и отрицательные стороны цифровизации дополнительного образования. Отмечаются наиболее значимые задачи и цели цифрового образования.

Annotation. The article is devoted to the problems of additional education in the framework of the digitalization of the educational environment. The positive and negative aspects of the digitalization of additional education are considered. The most significant tasks and goals of digital education are noted.

Ключевые слова: дополнительное образование, цифровое образование, цель дополнительного образования, задачи дополнительного образования, негативные влияния цифровизации.

Keywords: additional education, digital education, purpose of additional education, objectives of additional education, negative impacts of digitalization.

 

В последние годы современную российскую систему образования больше затрагивают проблемы связанные с воспитанием, обучением и развитием учащихся. Однако данные факторы имеют не только технический или экономический характер. Назрела необходимость поиска более других сторон и средств организации взаимодействия поколений, передачи набранного культурно-исторического опыта. Поэтому, на данном этапе усовершенствование российского образования и улучшение качества рассматриваются в неразрывной связи с решением воспитательных задач, с созданием условий для особо полной и слаженной реализации человеческого потенциала.

Дополнительное образование является отдельной сферой получения комплексных компетенций за пределами обязательного государственного стандарта, которое должно обеспечивать адаптацию учащихся к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Цель дополнительного образования – создание условий для самореализации и развития талантов воспитанников, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.

При достижении этой цели решаются следующие задачи:

  • формирование и развитие творческих способностей;
  • привитие культуры общения, умение не только вести диалог, но и адекватно воспринимать благоразумную критику;
  • удовлетворение культурных потребностей учащегося;
  • профессиональное ориентирование;
  • физическое развитие;
  • воспитание моральных качеств [4].

Исходя из этого, система российского образования отводит данную задачу учреждениям дополнительного образования для формирования способностей и склонностей учащихся, а также их профессионального и социального самоопределения.

В. А. Березкина подчеркивает: «…отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, … и другой образовательной деятельности» [2].

В настоящее время образовательная среда переживает серьезные изменения, связанные с цифрoвизацией. В связи с этим перед дополнительным образованием ставятся новые задачи, с созданием гибкой цифровой образовательной среды:

  • повышение интереса к обучению;
  • улучшение результатов освоения образовательной программы;
  • развитие проектно-исследовательской деятельности;
  • формирование осознанного выбора профессии на основании полученных цифровых компетенций [1].

Не исключается тот факт, что оптимизация учебно-методических и организационных решений, принимаемых на основе цифровизации дополнительного образования учащихся, может решить ряд актуальных проблем путем:

  • обеспечение безопасности обучающихся в условиях пандемии и качественная организация образовательной деятельности в рамках учебных графиков и расписания;
  • вовлечения в сферу дополнительного образования категорий детей, недостаточно охваченных соответствующими дополнительными общеобразовательными программами;
  • расширения возможностей для выявления, развития сопровождения одаренных детей;
  • техническое и технологическое сопровождение формирования единой цифровой среды дополнительного образования детей отдельно взятого региона.

В данное время электронная образовательная среда дополнительного образования выглядит многосторонней. Это и образовательный контент, размещенный на официальных сайтах образовательных организаций, на закрытых или общедоступных образовательных платформах, в виртуальной среде социальных сетей. Так же образовательные кейсы, распространяемые через коммуникационные сервисы – e-mail, чаты, форумы. Онлайн обучение с использованием распространяющихся технологий. Такая многогранность дает ряд преимуществ для системы дополнительного образования: включение в образовательную деятельность разнообразных цифровых инструментов, расширенность выбора доступных для всех участников образовательного процесса технических средств и ИКТ-технологий, возможность реализации более гибкой индивидуальной образовательной траектории, уменьшение трудоемкости и освобождение педагога от рутинной работы и другие [6].

Принимая к сведению вышеизложенное, уже сейчас многие страны осознают необходимость перехода к качественно новой образовательной среде. Образование является мощным ключевым инструментом влияния на дальнейшее устойчивое развитие благосостояния граждан и страны в целом. Именно образование формирует новые поколения людей, способных к самореализации, созданию инноваций и технологическим прорывам [5].

Несмотря на все вышеперечисленное, цифровизация привносит в образовательную деятельность ряд негативных моментов.

Больше всего опасений у общественности и особенно родителей вызывают риски, связанные со здоровьем учащихся. Длительный контакт с техникой может нанести вред неокрепшему организму ребенка, так как этот негативно влияющий фактор, все еще подвергается обсуждению и изучению научным сообществом.

Чрезмерное время, проведенное перед компьютером, влияет на качество сна. Длительное погружение в цифровой мир вызывает особое переутомление. В итоге развиваются такие реакции, как раздражительность, обидчивость, изменение аппетита, беспокойный сон, неумение вести диалог, неумение сдерживать свои эмоции. Информация, предъявляемая на экране, создает трудности ее зрительного восприятия. Неправильная позиция за рабочим местом – это основная причина развития заболеваний позвоночника.

По-прежнему, остается множество проблем, обнажившихся в ходе перехода на дистанционное образование с применением ИКТ-технологий. Среди них:

  • слабая реглaментированность образовательной деятельности, осуществляемого в удаленном формате;
  • недостаточная оснащенность образовательной деятельности как со стороны учащихся, так и со стороны педагогов;
  • недостаточный уровень имеющихся технических мощностей;
  • дефицит живого общения между преподавателем и обучающимся [6].

Резюмируя все вышесказанное, в заключении можно отметить, что внедрение цифровизации в систему дополнительного образования находится на стадии развития, в связи с чем, оно требует решения проблем, так как дополнительное образование является неотъемлемой и не менее важной частью общего образования.

Список литературы

  1. Артемьев, И. А. Цифровизация дополнительного образования детей в логике непрерывного образования: от компетенций к прорывам технологий. [Электронный ресурс]. / И. А. Артемьев. – URL : https://congress.dod.vcht.center/storage/events/presentation/5_5fd85dc390932.pdf?ysclid=ldi9oleiwz55697447 (дата обращения : 19.01.2023).
  2. Березкина, В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учебное пособие [Текст]. / В. А. Березкина. – М. : Диалог культур, 2007. – 512 с.
  3. Буйлова, Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ [Электронный ресурс]. / Л. Н. Буйлова. – Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 138-141. – URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1361/ (дата обращения : 13.02.2023).
  4. Горькова, Л. Н. Эффективность развития детской одаренности в условиях учреждения дополнительного образования [Текст]. / Л. Н. Горькова. // Дополнительное образование, 2001. – № 11.
  5. Канятина, Т. И. Цифровая образовательная среда как фактор развития научно-образовательной и творческой деятельности в общеобразовательных организациях [Текст]. / Т. И. Канятина // Нижегородское образование, 2019. – № 4. – С. 4-11.
  6. Островский, Э. В. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст]. / Э. В. Островский, Л. И. Чернылова. – М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. – 181 с.
PDF