ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – РЕСУРС РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Помещикова Александра Юрьевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 37.013.77

А. Ю. Помещикова

A. Yu. Pomeshikova

Помещикова Александра Юрьевна, магистрант, ОмГПУ; учитель английского языка, КГУ «Силантьевская общеобразовательная школа отдела образования Алтынсаринского района», г. Костанай, Казахстан.

Pomeshchikova Alexandra Yurievna, undergraduate, OmSPU; English teacher, KSU «Silantievskaya secondary school of the education department of the Altynsarinsky district», Kostanay, Kazakhstan.

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – РЕСУРС РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES ARE A RESOURCE FOR DEVELOPING LEARNING MOTIVATION OF SCHOOLCHILDREN

 

Аннотация. В статье показана взаимосвязь развития учебной мотивации школьников при использовании инновационных образовательных технологий на уроках английского языка. Анализируется освоение инновационных технологий, показана особенность влияния мотивации и ее составляющих на процесс на обучения. Обсуждаются условия овладения образовательным процессом и их влияние на современную личность.

Annotation. The article shows the relationship between the development of schoolchildren's learning motivation when using innovative educational technologies in English lessons. The development of innovative technologies is analyzed, the peculiarity of the influence of motivation and its components on the learning process is shown. The conditions for mastering the educational process and their influence on the modern personality are discussed.

Ключевые слова: учебная мотивация, инновационные технологии, качество обучения, образовательный процесс, современная личность.

Keywords: educational motivation, innovative technologies, quality of education, educational process, modern personality.

 

В зарубежной и отечественной психологии и педагогике одной из фундаментальных проблем была и остается в современности проблема мотивации. Многообразие понимания ее сущности, происхождения, структуры, методов её изучения обусловлена сложностью и многоаспектностью этого направления. Как отмечал Х. Хекхаузен, «едва ли найдется другая такая же область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации» [1].

Актуальность исследования обусловлена постоянными изменениями и совершенствованием системы образования, острой социальной необходимостью создания целостной системы, нацеленной на формирование у подрастающего поколения умения самостоятельно приобретать и применять знания, выработки положительной жизненной позиции, в развитии у них мотивации достижения успеха.

Проблеме развития учебной мотивации посвятили свои исследования Р. Г. Зверева, А. Б. Степанов, Е. Е. Лушникова, Т. Г. Кравцова, С. А. Пакулина, М. В. Кондратьева, М. А. Юферова.

Зарубежные ученые, такие как Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Д. Макклелланд, Б. Вайнер и его ученица Л. Бэкмэн, не только исследовали мотивацию, но и ее влияние на развитие личности и регуляцию учебной деятельности учащихся.

П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. Ф. Моргун обратили большое внимание на изменения в мотивации в учебной деятельности обучающихся. Л. И. Божович исследовала генезис самой мотивации учащихся. Г. И. Щукина изучала взаимосвязь положительного отношения к учению и отдельных факторов обучения.

В ГОСО подробно изложены ведущие требования к образовательному процессу и отмечены отличительные особенности выпускника (так называемый «портрет выпускника школы»), приоритетными среди которых являются: «владеющий базовыми навыками обучения», «умеющий организовать собственную учебную деятельность», «готовый самостоятельно действовать в нестандартных условиях». Таким образом, выпускник школы должен быть хорошо подготовлен и способен к саморазвитию, активному обучению и познанию, что достигается высоким уровнем развития учебной мотивации.

В последнее время ученые и педагоги отмечают снижение интереса к учебе, интеллектуальную пассивность. Этим объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию педагогических приемов и методов, требующих активной мыслительной деятельности и развитию учебной мотивации.

В современном мире в условиях глобализации, образование усложняется, обучение переходит от простого научения материала к развитию критически, творчески думающей и обладающей функциональной грамотностью личностью. Следовательно, задачей системы образования становится обеспечение качественно нового уровня общеобразовательной, профессиональной подготовки.

Главная задача учителя – построение урока таким образом, чтобы он способствовал в первую очередь развитию учебной мотивации школьников. Заинтересованность является эффективным инструментом успешного обучения, необходимым условием достижения положительных результатов. Овладеть необходимыми навыками современного успешного человека XXI века в условиях системы образования, можно только средствами, направленными на развитие учебной мотивации школьников. К ним, прежде всего, относятся инновационные образовательные технологии.

Таким образом, выделяются противоречия, которые требуют своего разрешения: между современным требованием к учебной мотивации школьников и ее развитием в школе; между потребностью образовательной практики в использовании инновационных образовательных технологий развитии учебной мотивации школьников и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке. Выявленные противоречия дали основания обозначить задачу исследования: каково содержание инновационных образовательных технологий в развитии учебной мотивации школьников?

Объект исследования: процесс развития учебной мотивации школьников.

Предмет исследования: содержание инновационных образовательных технологий в развитии учебной мотивации школьников. Цель исследования: теоретически обосновать результативность использования инновационных образовательных технологий в развитии учебной мотивации школьников и опытным путем подтвердить эффективность выделенных инновационных образовательных технологий. В ходе проводимого исследования была выдвинута гипотеза: использование инновационных образовательных технологий в развитии учебной мотивации школьников будет результативной, если: определена сущность инновационных технологий как средств развития учебной мотивации школьников и использован комплексный подход применению; спроектирована и реализована модель дидактической системы изучения учебного предмета, отражающая этапы и уровни реализации инновационных образовательных технологий; определены показатели развития учебной в процессе обучения с использованием инновационных образовательных технологий.

Методы исследования:

  • ­теоретические: системное изучение педагогической, психологической, социологической литературы по теме работы; выявление и классификация лучшего опыта практических педагогов, систематизация материала, моделирование социально-педагогических процессов и явлений;
  • эмпирические: педагогическое наблюдение; опросы в форме анкетирования; экспериментальная работа;
  • качественная и количественная интерпретация полученных результатов.

Опытная работа по развитию учебной мотивации у школьников с использованием информационных технологий проходила на базе КГУ «Силантьевская общеобразовательная школа отдела образования Алтынсаринского района» Управления образования акимата Костанайской области. Выборку исследования составили учащиеся 5-9 класса в общем количестве - 98 человек. Опытная работы была реализована на констатирующем, формирующем и контрольном этапе.

Констатирующий этап опытной работы был направлен на решение следующих задач:

  • определение выборки исследование и проведение первичной диагностики уровня учебной мотивации у школьников;
  • разработка критериев и показателей уровней первичной диагностики уровня учебной мотивации у школьников;
  • проведение первичной диагностики уровня учебной мотивации у школьников.

На формирующем этапе с учащимися была реализована опытная работа по развитию учебной мотивации у школьников с использованием информационных технологий на уроках английского языка.

На контрольном этапе была проведена повторная диагностика уровня учебной мотивации у школьников.

Далее были определены критерии и показатели развития учебной мотивации, в соответствии с которыми проводилась диагностика уровня учебной мотивации школьников: познавательный, деятельностный, коммуникативный.

При опытной работе по развитию учебной мотивации школьников с использованием информационных образовательных технологий были использованы следующие инновационные образовательные технологии: технология развития критического мышления, технология дистанционного обучения, технология проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии.

В результате контрольной диагностики развития учебной мотивации школьников по мотивационному, познавательному, рефлексивному и эмоциональному критериям были получены следующие результаты: наличие высокого уровня развития учебной мотивации школьников по мотивационному, познавательному, рефлексивному и эмоциональному критериям составило 60 %, значения выросли на 20 % и составили больше половину группы. Средний уровень развития учебной мотивации школьников по мотивационному, познавательному, рефлексивному и эмоциональному критериям составил 30 % учащихся. Низкий уровень развития учебной мотивации школьников по мотивационному, познавательному, рефлексивному и эмоциональному критериям составил 10 %, данные значения снизились на 5 % и 10 % учащихся.

Основываясь на физиологических, индивидуальных особенностях учащихся средних классов для развития учебной мотивации целесообразно придерживаться в образовательном процессе деятельностного, информационно-коммуникативного и компетентностного подходов: деятельностный подход определяет приоритет инновационные образовательные технологии (проектная деятельность, проблемное обучение, интегрированное обучение); информационно-коммуникативный подход предполагает использование информационных технологий для организации вербального общения, обеспечивает развитие учебной мотивации обучающихся в их самостоятельной деятельности; компетентностный подход определяет образовательные результаты обучающихся общеобразовательной школы в виде универсальных учебных действий.

Для эффективного развития учебной мотивации школьников важно использовать такие инновационные образовательные технологии, как технология критического мышления, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения и кейс-технологии и их чередование. Педагогический опыт показывает, что инновационные образовательные технологии на уроке создают лучшую мотивацию, поскольку они удовлетворяют огромную потребность подростков в общении.

Список литературы

  1. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие [Текст]. / А. П. Панфилова. – М. : Издательский центр «Академия», 2019. – 192 с.
PDF