СОТРУДНИЧЕСТВО УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ НАД ПРОЕКТОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Облиндер Юлия Владимировна , Янгулова Виктория Георгиевна , Корж Наталья Сергеевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 8/821.16

Ю. В. Облиндер, В. Г. Янгулова, Н. С. Корж

Yu. V. Oblinder, V. G. Yangulova, N. S. Korzh

Облиндер Юлия Владимировна, учитель, МБОУ Озерная СШ № 9, с. Черное Озеро, Ширинский район, Россия.

Янгулова Виктория Георгиевна, учитель начальных классов, МБОУ Озерная СШ № 9, с. Черное Озеро, Ширинский район, Россия.

Корж Наталья Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ Озерная СШ № 9, с. Черное Озеро, Ширинский район, Россия.

Oblinder Yulia Vladimirovna, teacher, MBOU Ozernaya secondary school No. 9, Chernoe Ozero village, Shirinsky district, Russia.

Yangulova Victoria Georgievna, primary school teacher, MBOU Ozernaya secondary school No. 9, Chernoe Ozero village, Shirinsky district, Russia.

Korzh Natalia Sergeevna, primary school teacher, MBOU Ozernaya secondary school No. 9, Chernoe Ozero village, Shirinsky district, Russia.

 

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ НАД ПРОЕКТОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

COOPERATION OF A STUDENT AND A TEACHER ON A PROJECT OF A REPGIONAL ORIENTATION, AS AN EFFECTIVE MEANS OF FORMING PATRIOTISM

 

Аннотация. В статье рассматривается гражданско-патриотическое воспитание школьников через формирование любви к своей малой Родине. Представлены проекты региональной направленности: «Коренные фамилии нашего села» и т.д. и результаты их проведения. Дается выбор заданий, с учетом восприятия материала учащимися.

Annotation. The article deals with the civil and patriotic education of schoolchildren through the formation of love for their small homeland. Projects of a regional orientation are presented: «The New Year is walking around the planet», «Indigenous surnames of our village», etc. and the results of their implementation in the school. A choice of tasks is given, taking into account the perception of the material of children.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, творческие задания, проблемные задания, любовь к малой Родине.

Keywords: patriotism, education, creative tasks, problem tasks, love for the small Motherland.

 

На сегодняшний день, в связи со сложным политическим положением нашей страны, одной из важнейших задач работы школы становится развитие патриотизма школьников. Актуальными при рассмотрении этого вопроса я считаю слова русского писателя Юрия Макаровича Нагибина: «Любовь к большой Родине начинается с любви к Родине малой: к своему селу, улице, дому, к семье». Поэтому мероприятия региональной направленности особо важно включать в работу всем учителям в вопросе воспитания учащихся и развития патриотизма [1].

Хотим поделиться опытом сотрудничества ученика и учителя над исследовательским проектом региональной направленности по русскому языку, который был разработан в 2020 году учеником 5 класса (на тот момент). Название данного проекта – «Коренные фамилии моего села». Данный проект занял 1 место в конкурсе ТГПУ (Томского государственного педагогического университета), поэтому, думаю, что данная информация станет полезной для коллег.

В рамках данного вопроса была проведена следующая работа:

  • Изучены вопросы Появление фамилий на Руси, а так же Способы образования фамилий в разных странах.
  • Проведены исследования История фамилии ученика.
  • Проведен анализ фамилий односельчан, а так же по результату деятельности – выявлены коренные фамилии села Чёрное Озеро.

При выборе темы проекта, очень важно, что бы тема исследования была интересна и близка ученику. Для ученика были важны вопросы, «Какие фамилии односельчан являются коренными и остались ли они еще в нашем селе. Исходя из этого, были сформулирована актуальность работы, определены объект и предмет исследования. А так же гипотеза, что среди фамилий односельчан не все являются коренными фамилиями нашей местности (с. Чёрное Озеро), но какие-то ими являются, которую в процессе работы мы и пытались подтвердить.

Так же были поставлены цель работы и задачи.

Во первых, мы изучили, как появились фамилии на Руси. Поняли, что они начали появляться в XIII веке сначала у князей и бояр, потом у купцов, духовенства и последними у крестьян. В основе фамилии лежало название местности, имя родоначальника рода, профессиональная спецификация и т.п.

Далее совместно с учеником были, изучены способы образования фамилий в разных странах и выяснил, что по окончанию фамилии можно определить ее национальную принадлежность.

После проделанной работы нами была составлена таблица-памятка «Взаимосвязь окончаний и национальности». По ней очень определить национальную принадлежность по суффиксу (окончанию) фамилии. К примеру русские фамилии заканчиваются на -ов (-ев). Примеры: Соколов, Лебедев и т.п.

Для ученика особенно интересно, было исследовать свою фамилию. Для этого он расспросил о ее происхождении и истории более взрослых родственников. Из их рассказа мы поняли, что предки давно живут на территории нашего района. По таблице мы поняли, что фамилия его русская. Но мы так же захотели узнать значение его фамилии, для этого воспользовались сайтом «Происхождение фамилий Ufolog.ru», но, к сожалению, информации о значении фамилии там нет, из этого мы сделали вывод, что фамилия редкая и относится к нашей местности, так как в нашем селе таких фамилий много, а в России нет, это еще раз подтверждает факт, что фамилия мальчика хакасская, а значит коренная для села Чёрное Озеро (д. Чебаки, д. Кирово, д. Талкин Ключ).

Далее, в сельском совете села, ученик взял список семей села Чёрное Озеро и окрестных деревень, которые входят в ведомство Черноозерного сельсовета. Все фамилии он проанализировал на национальную принадлежность, по окончаниям используя таблицу нами составленную.

Практически все фамилии являются русскими, малая часть польскими, украинскими, литовскими и немецкими.

Село Чёрное Озеро (д. Чебаки, д. Кирово, д. Талкин Ключ) находятся в Ширинском районе республики Хакасия, которая является субъектом Российской Федерации. Следовательно, для хакасских фамилий распространяется русское образование фамилий. Поэтому все фамилии односельчан, которые имеют русское происхождение, могут быть коренными. Что бы понять, какие именно являются коренными (Хакасскими), мы пошли для проведения исследования в сельский музей. Найти первые упоминания коренных фамилий и определить, кто по сей день живет в селе.

По хранящимся в музее альбомам, письмам, документам села с 1900 г. было установлено, что самыми первыми фамилиями односельчан, которые и сейчас живут в селе был: Янгуловы, Шушеначевы, Баскоуловы, Тайтыновы, Абдорины, Балахчины.

Интересно, что так же значение данных фамилий на сайте «Ufolog.ru» выяснить не удалось, что свидетельствует, о том, что данные фамилии редкие и относится к нашей местности, так как в нашем селе семей с такими фамилиями много, а в России мало, это еще раз подтверждает факт, что эти фамилии хакасские, а значит коренные для села Чёрное Озеро.

По итогу проделанной работы был составлен список коренных фамилий нашего села, а именно: Янгуловы, Шушеначевы, Баскоуловы, Тайтыновы, Абдорины, Балахчены. Для того, чтобы эта информация не потерялась данную презентацию мы передали администрации школы, с которыми было решено, что ее изучение на классных часах поможет сохранить культуру малой Родины и повлияет на формирование любви к ней, а как следствие и всей стране.

Совместная работа над данным проектом с учеником была очень интересная, живая. Ученик был заинтересован, с желанием выполнял все действия: анализировал фамилии, ходил в сельский совет и музей. Список фамилий для него стал чем-то ценным, важным. Культура родного села более интересна. И еще раз нужно отметить, что при выборе темы для исследования проекта всегда очень важно ориентироваться на интересы и вопросы ученика, только такая работа для него будет плодотворной, развивающей. Поэтому исследовательская деятельность региональной направленности наиболее подходит для исследований, т.к. является понятной для ребенка. Входит в зону ближайшего развития и сферу его интересов. А если человек дорожит своей малой Родиной-то и большая Родина станет для него более значима.

Результатом таких проектов, является представления о патриотизме и семейных ценностях. Проблема нравственно-патриотического воспитание учащихся, всегда начинается с юного возраста, и общественного восприятия в любом поколении. Метод проектов региональной направленности является эффективным средством нравственно-патриотического воспитания учащихся. Проектная деятельность также формирует активную жизненную позицию, также качества человека – оригинальность, инициативность, чувство ответственности, добросовестность. Выполнение проектов позволяет задействовать различные виды деятельности, обеспечивает межпредметную связь. Способствует развитию критического мышления, фантазии, коммуникативных навыков. Позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия ученика и учителя, которая выстраивается, на нравственных понятиях. Хочется подчеркнуть, что работа над проектом дает возможность задействовать в процессе обучения не только интеллект, опыт и сознание ученика, но и его чувства, эмоции и нравственные качества. Все это является неотъемлемой частью процесса нравственно-патриотического воспитания [2].

Список литературы

  1. Полат, Е. С. Метод проектов: история и теория вопрос [Электронный ресурс]. / Е. С. Полат. // из кн. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. : изд. центр «Академия», 2010. – С. 193-200. – URL : http://letopisi.org/images/a/ac/Метод_проектов_Полат.pdf (дата обращения : 31.01.2023).
  2. Иванова, И. Г. Гражданственно-патриотическое воспитание в воспитательно-образовательном процессе современной школы [Электронный ресурс]. / И. Г. Иванова. – URL : http://www. 1september.ru/.2012 (дата обращения : 31.01.2023).
PDF