ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВНЕДРЕНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Мамчич Галина Анатольевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 004.9:378

Г. А. Мамчич

G. A. Mamchich

Мамчич Галина Анатольевна, преподаватель, ГБПОУ «Шахтерский педагогический колледж», г. Шахтерск, Донецкая Народная Республика.

Mamchich Galina Anatolyevna, teacher, Shakhter Pedagogical College, Shakhtersk, Donetsk People's Republic.

 

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВНЕДРЕНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT OF THE INTRODUCTION OF CLOUD TECHNOLOGIES IN THE CLASSROOM RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

 

Аннотация. Приоритетным направлением государственных образовательных стандартов является обеспечение формирования совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Концепция УУД учитывает опыт компетентностного подхода, в частности, его акцент на достижение обучающимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Предметы гуманитарного цикла обеспечивают формирование личностных, когнитивных, коммуникативных и регулятивных действий. Таким образом, проблема «Облачные технологии на уроках гуманитарного цикла» является чрезвычайно актуальной.

Annotation. The priority direction of the state educational standards is to ensure the formation of a set of universal educational actions that provide the competence to «teach to learn». The concept of UUD takes into account the experience of the competence approach, in particular, its emphasis on the achievement by students of the ability to effectively use the acquired knowledge and skills in practice. The subjects of the humanities cycle provide the formation of personal, cognitive, communicative and regulatory actions. Thus, the problem of «Cloud technologies in the humanities cycle lessons» is extremely relevant.

Ключевые слова: облачные технологии, информационная культура, сервис-облако, электронное портфолио.

Keywords: cloud technologies, information culture, service cloud, electronic portfolio.

 

Динамичное развитие современного общества характеризуется стремительными процессами глобализации и информатизации, требует формирования новой компетентной личности, которая была бы готовой к активной деятельности, способной адекватно воспринимать и преобразовывать полученную информацию, непосредственно использовать ее в практической деятельности.

Для современной цивилизации характерно стремительное увеличение роли информации, бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, рост информационных коммуникаций, продуктов, развитие производства и эксплуатация информационной компьютерной техники с целью обработки и использования информации, применения полученного потенциала знаний и новых технологий в русле решения задач. Сочетание глобальных и коммуникативных аспектов общественного развития предполагает вхождение подрастающего поколения в динамическое, информационное и глобализованное мировое пространство. Все это актуализирует роль современного образования, которое должно быть переориентировано на запросы информатизированного мира.

Обновление и информатизация образования – один из основных критериев современного общества, важная составляющая государственной программы развития информационного пространства, поскольку реалии сегодняшнего дня требуют активной, творческой и инициативной личности. Главная задача, стоящая перед общеобразовательными организациями, – донести до обучающихся XXI в. понимание важности обучения и мышления, научить применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения любой жизненной ситуации, проблемы.

Основными задачами информатизации учебного процесса в общеобразовательных организациях, по мнению Г. Гурина, являются:

  • формирование информационной культуры обучающегося;
  • обеспечение развития личностных качеств, раскрытие творческого потенциала студента;
  • повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе внедрения новых информационных технологий обучения, предоставление деятельности творческого, исследовательского характера;
  • интенсификация методической работы и научных исследований [3, с. 7].

Ученые и педагоги-практики обращают внимание на то, что практически ежедневно совершенствуется и обновляется аппаратное и программное обеспечение учебно-воспитательного процесса и общеобразовательным учебным учреждениям финансово сложно менять собственную компьютерную технику и программное обеспечение в соответствии с изменяющимися тенденциями развития информационно-коммуникационных технологий. Как демонстрирует опыт развитых стран мира, положительным решением вышеуказанных проблем является внедрение и дальнейшее развитие инновационных технологий, в частности использование в учебно-воспитательном процессе «облачных технологий».

Облачные технологии помогают обеспечить не только доступ обучающихся к основным компонентам учебно-воспитательного процесса, но и создать надлежащие условия для их непрерывного обучения, саморазвития, креативности и активной самореализации. Использование облачных технологий в обучении студентов – это важный эволюционный шаг к приданию учебному процессу гибкости, адаптивности, открытости и мобильности.

Следует согласиться с мнением А. Хворостяного, который, учитывая целесообразность воплощения возможностей облачных технологий для непрерывной и системной реализации принципов комбинированного обучения, структурирования учебного материала и реализации принципов деятельностного подхода, контекстного обучения и обучения в условиях взаимовыгодного сотрудничества, считает, что именно они должны стать ведущим средством обучения основным дисциплинам в общеобразовательном учреждении [8, с. 84-85].

В последние годы облачные технологии получили распространение в информационном мире. В сфере сетевых технологий данное словосочетание является символом настоящего. Исследуя графический прообраз термина, следует отметить, что своим появлением он обязан диаграммам и другим иллюстрациям в виде облачков, с помощью которых общепринято изображать сеть Internet.

«Облако – это большой пул легко используемых и доступных виртуализированных информационных ресурсов (оборудования, платформы разработки и/или сервисы)» [2].

Облако – это сервис, на котором можно хранить данные и легко ими управлять: создавать новые, изменять, хранить на компьютере, передавать другому человеку. Любой пользователь может абсолютно бесплатно получить такой сервис. Фактически это собственный твердый диск в Интернете.

Удобство, простота использования, доступ к важным файлам в любое время, через любые устройства, от ноутбуков до смартфонов, и ряд других преимуществ позволила облачным технологиям приобрести ускоренного темпа распространения и популярности. Их использование открывает широкие возможности для развития различных форм сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Преимуществом применения облачных технологий в образовательном процессе является доступность обучения в любом месте и в любое время (студент, скажем, может начать работу над заданием в колледже, а продолжить дома, не копируя выполненную часть на различные носители информации – флешки, диски). Это все возможно благодаря сохранению сведений и данных на удаленном сервере-облаке (GoogleDrive, SkyDrive, OneDrive.Drobox и др.), которые просты в использовании и имеют широкий спектр онлайновых инструментов и услуг, которые обеспечивают надежное соединение и создают условия для сотрудничества преподавателя и студента.

Облачные педагогические технологии обеспечивают использование сервисов сети Internet как средства интерактивного обучения без применения локального программного обеспечения, кроме браузера и плагинов к нему.

Облачные сервисы – программноеобеспечение как сервис в среде Office365, Google. Среди наиболее распространенных образовательных сервисов и систем называют Blackboard, GoogleApps, Moodle, MicrosoftLive@edu для образования, Группы Google [6, с. 105]. Массовое распространение облачных технологий произошло после внедрения компанией Google платформы GoogleApps для Web-приложений. Сегодня основными провайдерами облачных технологий в мире являются Amazon, Google, Saleforce [5, с. 63].

Основным критерием определения облачной технологии является возможность работы с ее ресурсами, несмотря на аппаратно-программное обеспечение пользователя, а также его географическое положение.

Как показывает практика, в соответствии с требованиями современных условий труда удобнее локального редактирования документа является размещение нужного файла в облачное хранилище, доступ к которому может быть разграничен для ролей каждого конкретного пользователя. Одни пользователи имеют доступ к изменению файла, другие могут только читать и рецензировать определенные изменения. Использование соответствующих облачных сервисов является простым в использовании и не требует специальных настроек.

Необходимыми компонентными составляющими использование облачных технологий на уроках русского языка и литературы являются: Internet, компьютер (планшет, ноутбук, смартфон), браузер, компания, которая предоставляет услуги облачных технологий, навыки работы с Internet.

Основное преимущество данного метода для обучающихся очевидно: они имеют возможность работать со своей учетной записи, с соответствующим набором программного обеспечения.

У каждого студента и преподавателя формируется собственное электронное портфолио. С помощью облачных технологий на уроках можно проводить диагностический контроль, опрос, создавать проекты, общие таблицы или текстовые документы, обсуждать презентации занятий, после уроков – предоставлять консультации.

Имеющиеся ресурсы ИТ-инфраструктуры открывают широкие перспективы их применения в образовательной среде.

Глобальная сеть Internet делает возможным индивидуальный подход к обучению. Научить студента находить нужную информацию, хранить и использовать ее для решения определенных потребностей – задача современного образования.

Компьютерные технологии вошли во все сферы общественной жизни и отрасли производства. Использование их потенциала в гуманитарной сфере способствует реализации новых технологий обучения, повышает качество знаний выпускников СПО. Поэтому одним из теоретических подходов к обеспечению учебно-воспитательного процесса является разработка современных педагогических систем, которые предоставляют возможность повысить эффективность и качество обучения студентов путем внедрения информационных и телекоммуникационных технологий, в частности проектирование современных информационно-технологических систем наряду с традиционными.

Современные тенденции быстрого развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе облачных, становятся ведущими в решении важных дидактических проблем общеобразовательных учебных заведений [8, с. 60].

Появление новых ИК-технологий привело к изменениям в теории и методике преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной школе, что обусловливает возникновение новых целей, средств, форм, методов организации учебного процесса и дополнила содержание обучения, что имеет положительное влияние на процесс преподавания русского языка и литературы, значительно расширяя и возможности обучающихся.

Фундаментализация обучения гуманитарным дисциплинам, в том числе русского языка и литературы, должно сопровождаться, с одной стороны, стабилизацией технологической составляющей, а с другой – активной самостоятельной учебно-исследовательской деятельностью по внедрению новых ИТ-технологий и средств интерактивного обучения.

На современном этапе развития теории и методики использования ИК-технологий в обучении русского языка и литературы внедрение облачных технологий способствует достижению студентами и преподавателями высокого уровня мобильности. Содержание учебниковрусского языка и литературы вместе с другими электронными образовательными ресурсами переносятся в Web-среду, что существенно расширяет спектр средств ИК-технологий, которые могут быть использованы для изучения русского языка и литературы. Возникает новая форма организации обучения – массовые открытые дистанционные уроки. Ведущими формами организации деятельности обучающихся становятся Web-ориентированные лекционные, практические и самостоятельные занятия.

Привлекательность внедрения облачных технологий на уроках русского языка и литературы объясняется расширением самостоятельной работы студентов, как в процессе обучения в группе, так дистанционного обучения и коллективных учебных исследований, где первостепенное значение приобретает возможность постоянного контакта обучающихся между собой, студента с преподавателем для обеспечения мониторинга качества работы субъектов учебного процесса с целью своевременного корректирования их деятельности.

Использование облачных технологий в образовательном процессе обусловлено появлением не только новых технических средств, но и инновационных форм и методов обучения. Преподаватель-филолог, который стремится создать положительную мотивацию, ввести в традиционные средства и формы обучения те, которых сегодня не хватает обучающимся (интерактивные материалы, электронный контент, совместную работу в реальном времени он-лайн), должен организовать процесс обучения так, чтобы студент активно, с интересом и увлечением работал на занятии, видел результат своего труда и мог объективно оценить его. Такой процесс обучения  будет современным и интересным для студентов.

Применение облачных технологий на уроках русского языка и литературы предполагает повышение эффективности и качества учебного процесса, интенсификации обучения и активности познавательной деятельности, углубление знаний обучающихся по предмету, развитие креативного мышления, коммуникативных умений, речевой компетенции, формирование умений адаптироваться к любой ситуации общения. Использование преподавателем-вещателем облачных технологий делает возможным активность обучающихся, самостоятельность поиска информации по определенной теме, синтез материала с обобщением и выводами.

Инновации облачных технологий при изучении русского языка и литературы позволяют сочетать теорию с практикой, текстовый и наглядный материал, графические средства, видеоизображение, языковое и музыкальное сопровождение, создать у участников учебного процесса представление реального окружения, живого общения. Они обеспечивают активную (вербальную и невербальную) деятельность обучающихся в процессе изучения русского языка в школе, гибкость и варьирование тренировочных упражнений и видов контроля, позволяющие актуализировать познавательную деятельность (как на сознательном, так и на подсознательном уровнях) и развить критическое и творческое мышление, расширяют возможности получения, осмысления и презентации информации, способны моделировать коммуникативные ситуации.

При условии постоянного, систематического и умелого использования облачных технологий на уроках русского языка достигается повышение эффективности языкового образования и уровня сформированности у студентов речевой компетенции.

К основным характеристикам облачно ориентированной учебной среды следует отнести: гибкость, структурированность, инновационная деятельность обучаемого.

Гибкость означает то, что студенту предоставлена возможность индивидуально взаимодействовать с преподавателем, заниматься в удобном для него месте, в собственном темпе и ритме, уделять той или иной теме урока столько времени, сколько ему лично необходимо для усвоения учебного материала.

Структурированность облачно ориентированной учебной среды предполагает систематизацию учебных материалов в соответствии с учебными планами и программами (собственно материал каждого последующего урока по предмету).

Инновационная деятельность студента включает следующие компоненты: мотивированность, активность, динамичность, умственную и эмоциональную деятельность с использованием облачных технологий как во время обучения на занятии, так и при выполнении домашних работ, в процессе повторения или закрепления, подготовки к следующему занятию по теме или к урокам обобщения [4, с. 85].

Сегодня в научной литературе ведутся дискуссии о положительных и отрицательных аспектах использования облачных технологий на занятиях. Большинство ученых и педагогов-практиков склоняется к признанию значительного дидактического потенциала данных технологий. Среди современных педагогов есть сторонники идеи изучения русского языка и литературы только с помощью ИТ-технологий, в частности облачных, без традиционной работы с учебником, однако большинство преподавателей предпочитает использовать облачные технологии параллельно с традиционными средствами обучения, интегрируя их в учебный процесс (А. А. Грибьюк, P. С. Гурин, И. Ю. Иванов, С. Г. Литвинова, Г. В. Ткачук , JI. Телишевская и др.).

Появление и стремительное развитие облачных технологий обеспечивают эффективные способы передачи данных, быстрый доступ к информации, позволяют хранить данные системам, которые имеют высокий уровень надежности для пользователя.

Систематическое применение облачных технологий на уроках русского языка и литературы создает для преподавателя условия, важные для формирования индивидуальных профессионально-ориентированных мотивов, ценностей. Ученики приобретают глубокие знания, умения и опыт, развивают способности, творческие наклонности. Облачные технологии способствуют учебной коммуникации, сотрудничеству, совершенствованию процесса обучения и повышению его качества.

Инновационный подход в использовании облачных технологий на уроках русского языка и литературы обеспечивает положительную мотивацию получения знаний, активное функционирование интеллектуальных и волевых сфер. Создание ситуации успеха, благоприятных условий для полноценной деятельности каждого студента – основная цель, которая положена в основу облачных технологий обучения.

Основными преимуществами технологий для обучающихся, по мнению Т. Л. Архиповой и Т. В. Зайцева, являются следующие:

  • материалы доступны в любой момент с любого устройства;
  • индивидуальный темп изучения курса;
  • интерактивность учебного процесса;
  • учебная мобильность;
  • разнообразие обучения;
  • эффективность обучения;
  • возможность внедрения дистанционного обучения;
  • возможность охватить вниманием работу всех студентов в группе [1, с. 102].

Облачные технологии позволяют создать учебную среду, которая обеспечивает погружение обучаемого в воображаемый мир, в определенные социальные и производственные ситуации. Эти технологии заставляют преподавателя искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, требуют постоянной работы над профессиональным ростом и стимулируют дальнейшее изучение возможностей компьютерных технологий. Важным для эффективной работы является обеспечение быстрой обратной связи, диалогизации учебного процесса. Использование облачных технологий позволяет преподавателю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала у всех обучающихся и своевременно его скорректировать.

Облачные технологии не требуют значительных ресурсов персонального компьютера, однако предусматривают постоянный и бесперебойный доступ к Internet. Средства облачных технологий существенно влияют на эффективность учебно-воспитательного процесса. А. Хворостян отмечает, что с помощью их использования возрастает информационное влияние на обучающихся, поскольку значительный объем учебного материала воспринимается зрительными и слуховыми рецепторами одновременно;

  • облегчается понимание и восприятие предусмотренного программой материала;
  • возрастает психологическая вероятность принятия правильных выводов, суждений, обобщений;
  • сокращается время на раскрытие темы урока;
  • образовательный процесс эстетизируется (становится интересным, ярким, творческим) [8, с. 85].

В современных условиях интенсивного развития ИТ-технологий возможности использования облачных технологий на уроках русского языка и литературы растут. С помощью облачных технологий преподаватель может создать виртуальную учебную среду, в которой студент получает свободный доступ к учебно-методическим материалам, при этом имеет возможность сразу начать работу над заданием в специализированной программе или пакете. В то же время преподаватель получает возможность контролировать работу студентов, проверять выполненные ими задания, помогать полезными советами, осуществлять оценивание работы на занятии или дома.

В информационно-образовательной среде меняется роль и характер профессиональной деятельности преподавателя: он превращается в носителя современного педагогического мышления и принципов педагогики сотрудничества.

Чтобы преподаватель смог успешно применять ИКТ в педагогической практике, необходимо, чтобы он значительную часть своего времени уделял самостоятельной и групповой работе в сетях, в частности:

  • создавал учебные сообщества, группы (например, на платформе Google), блоги, для более глубокого понимания как лучше организовать онлайн-общение собучаемыми);
  • углублял знания с применением дистанционных технологий, в частности учился на открытых онлайн-курсах с целью неформального повышения квалификации;
  • организовывал само- и взаимооценку коллективной онлайн-деятельности для решения учебных задач;
  • анализировал и визуализировал информацию с помощью средств инфографики;
  • реализовывал исследовательские учебные проекты;
  • анализировал и разрабатывал электронные образовательные ресурсы;
  • осуществлял рефлексию своей деятельности, организации учебно-воспитательного процесса.

Овладение этими умениями обеспечит успешное построение учебно-воспитательного процесса и существенно облегчит профессиональную деятельность преподавателя. Использовать ИКТ на занятиях русского языка и литературы нужно, прежде всего, для того, чтобы разнообразить обучение, углубить знания студентов по учебному предмету и способствовать формированию устойчивого познавательного интереса к нему. С этой целью во время подготовки к занятиям преподаватель применяет различные облачные технологии.

Благодаря их использованию он имеет возможность:

  • подобрать и рационально использовать электронные образовательные ресурсы, адаптируя их к своей деятельности в конкретных условиях;
  • размещать разработанные учебные материалы на социальных сервисах; создавать интерактивные презентации;
  • разрабатывать дидактические материалы различного уровня сложности с помощью сетевых платформ;
  • создавать сетевые задачи с помощью сервисов Web 2.0. – комиксы, кроссворды, мультфильмы и т. п.;
  • разрабатывать веб-квесты и инфографику, строить уроки с их применением;
  • создавать тестовые задания с помощью социальных сервисов;
  • организовывать групповое взаимодействие между студентами средствами ИКТ;
  • осуществлять поиск, анализировать, критически оценивать и создавать медиа-тексты.

Еще одним положительным аспектом внедрения облачных технологий в процесс обучения студентов русскому языку и литературе является обеспечение благоприятных тенденций в формировании информационной компетентности, а именно:

  • качественно иной уровень получения современных знаний, то есть студенты получают возможность находиться в процессе обучения, используя широкие возможности Internet-сервисов;
  • более эффективный интерактивный учебный процесс;
  • возможность быстро создавать, адаптировать и тиражировать образовательные услуги в ходе учебного процесса;
  • для студентов – возможность осуществлять обратную связь с преподавателем через оценивание и комментирование образовательных сервисов русского языка и литературы.

Работа студентов на занятиях русского языка и литературы с облачными сервисами учит самостоятельно прорабатывать программный материал, побуждает к дальнейшему научному поиску, развивает навыки, приучает ответственно относиться к работе в совместных проектах.

На уроках русского языка и литературы использование облачных технологий обеспечивает возможность формирования траектории развития каждого студента по конкретной теме; организации научных исследований, проектной деятельности и адаптации учебного материала к реалиям сегодняшнего дня. Принципиально новые возможности передачи знаний предоставляют онлайн уроки, интегрированные практические занятия, вебинары, онлайн коммуникация с обучаемымидругих учебных учреждений.

Следует отметить, что во внедрении облачных технологий на занятиях словесности, возникают определенные проблемы как при подготовке к таким занятиям, так и во время их проведения, а именно: недостаточная компьютерная грамотность преподавателей; в рабочем графике преподавателей не хватает времени для исследования возможностей Internet-сервисов; при отсутствии мотивации к работе студенты часто отвлекаются на слушание музыки, игры, проверку характеристик ПК и т. п.; существует вероятность, что, увлекшись применением облачных технологий на занятиях, преподаватель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам преподавания русского языка и литературы.

Наряду с преимуществами облачных технологий есть и недостатки в их использовании:

  • потребность в постоянной и стабильной связи с сетью Internet;
  • полная зависимость пользователя от «облака», поскольку там хранятся не только программы, которыми он пользуется, но его личные данные и ресурсы;
  • языковой барьер, ведь большинство интересных сервисов есть только в англоязычной версии;
  • потеря контроля над личными данными и ресурсами в результате действия шпионской или вирусной программы, которая была установлена на компьютере [7, с. 42].

Несмотря на ряд недостатков, облачные технологии остаются популярными и активно используются как преподавателями, так и студентами. Современные информационные технологии в сочетании с бесперебойным подключением к Сети Internet позволяют преподавателям и студентам использовать эффективное средство для организации учебного процесса, поскольку решение познавательных задач значительно упрощается. Возможности предоставления разноуровневого доступа к учебным ресурсам, позволяют точно дозировать доступ и предоставлять к работе документы только для целевого использования.

Таким образом, результаты практической реализации опыта внедрения облачных технологий на уроках русского языка и литературы целесообразно использовать в работе. Они будут способствовать: адаптации студента к условиям жизни в современном информатизированном обществе; активизации познавательной деятельности обучающихся, способности самостоятельно овладевать разнообразными знаниями, творчески мыслить; применению добытой информации в собственной жизни; росту уровня умений и навыков.

Список литературы

  1. Архипова, T. JI. Использование «облачных вычислений» в высшей школе [Текст]. / T. Л. Архипова, Т. В. Зайцева // Информационные технологии в образовании, 2013. – № 17. – С. 99-108.
  2. Грибьюк, А. А. Перспективы внедрения облачных технологий в образовании [Электронный ресурс]. / А. А. Грибьюк // Теория и методика электронного обучения : сб. научных трудов (IV). – URL : http://lib.iitta.gov.ua/B_Copy.pdf (дата обращения : 31.01.2023).
  3. Гурин, P. С. Подготовкабудущего учителя гуманитарногопрофиля к применению новых информационных технологий в учебном процес се общеобразовательной школы [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / P. С. Гурин. – Одесса, 2004. – 21 с.
  4. Литвинова, С. Теоретические основы моделирования и интеграции сервисов облачно ориентированной учебной среды [Текст]. / Н. Пинок, Г. Корицкая, С. Литвинова и др.; ред. Сек. Г. Литвиновой // Моделирование и интеграция сервисов ориентированной учебной середы. – К. : ЦП «Компринт», 2015. – 163 с.
  5. Лотюк, Ю. Г. Облачные технологии в учебном процессе вуза [Текст]. / Ю. Г. Лотюк // Психолого-педагогические основы гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе и вузе, 2013. – Вып. 1. – С. 61-67.
  6. Сейдаметова, З. С. Облачные сервисы в образовании [Текст]. / З. С. Сейдаметова, С. Н. Сейтвелиева // Информационные технологии в образовании, 2011. – Вып. 9. – С. 104-110.
  7. Ткачук, Г. В. Облачные технологии: анализ, перспективы, реализации [Текст]. / Г. В. Ткачук // Компьютер в школе и семье, 2015. – № 2. – С. 40-43.
  8. Хворостяной, О. Методика использования облачных технологий в учебном процессе [Текст]. / О. Хворостяной // Информационные технологи, 2015 : сб. тезисов II конф. молодых ученых, 28-29 мая 2015 г., м. Киев. – К., 2015. – С. 84-85.
PDF