ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМЕТРИКИ В ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Журнал: Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

13 апреля 2023 г.

Авторы: Кречетова Марина Александровна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378.147

М. А. Кречетова

M. A. Krechetova

Кречетова Марина Александровна, к. э. н., доцент, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Krechetova Marina Aleksandrovna, candidate of economical Sciences, associate Professor, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМЕТРИКИ В ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

PROBLEMS OF TEACHING ECONOMETRICS AT THE UNIVERSITY IN MODERN CONDITIONS

 

Аннотация. Рассматривается опыт преподавания дисциплины «Эконометрика» в КГПИ КемГУ для студентов экономических направлений. Освещены проблемы преподавания дисциплины и предложены пути повышения уровня усвоения данной дисциплины в современных условиях.

Annotation. The experience of teaching the discipline «Econometrics» at KSPI KemSU for students of economic fields is considered. The problems of teaching the discipline are highlighted and ways to increase the level of mastering this discipline in modern conditions are proposed.

Ключевые слова: организация учебного процесса, система MOODLE, опыт преподавания эконометрики, проблемы преподавания эконометрики.

Keywords: organization of the educational process, MOODLE system, experience of teaching econometrics, problems of teaching econometrics.

 

В настоящее время изучение эконометрики является важной составляющей подготовки студентов экономических направлений, которое должно сформировать у студентов общепрофессиональную компетенцию, представленную в стандартах последнего поколения 3++: ОПК-2 – способен осуществлять сбор, обработку и статистический анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.

Каждый Вуз разрабатывает индикаторы освоения компетенций. В КГПИ КемГУ индикаторами освоения компетенции, разработанные ВУЗом, являются:

  • ОПК-2.3 – умеет строить различные эконометрические модели на основе статистических данных и применять их в профессиональной деятельности при решении задач с использованием современных информационных технологий;
  • ОПК-2.4 – выбирает соответствующий содержанию профессиональных задач инструментарий анализа данных, умеет содержательно интерпретировать полученные результаты и делать выводы.

Данные индикаторы освоения компетенции позволяют будущему экономисту получить профессиональные навыки моделирования экономических процессов с помощью эконометрических моделей на основе современных информационных технологий, навыки оценивания качества построенных моделей и интерпретации результатов. Этой цели посвящена логика построения курса «Эконометрика», преподаваемого в Кузбасском гуманитарно-педагогическом институте Кемеровского государственного университета (КГПИ КемГУ) – он начальных общетеоретических тем к наиболее практическим.

Практические занятия по дисциплине «Эконометрика» проводятся в компьютерных классах, для решения предлагаются практические задачи, имеющие профессионально-ориентированное содержание, развивающие мышление, логику и творческие способности студентов.

В связи с определенными проблемами использования профессиональных эконометрических пакетов, решение практических задач осваивается с помощью подготовленных шаблонов в ППП Excel. Это позволяет студентам на практическом занятии освоить методику построения необходимых моделей и потом применить ее при моделировании реальных процессов при выполнении домашней лабораторной работы по индивидуальному варианту.

В настоящее время в Кузбасском гуманитарно-педагогическом институте Кемеровского государственного университета (КГПИ КемГУ) используется система MOODLE в преподавании множества курсов по различным образовательным программам для студентов различных форм обучения, в основном на заочной и очно-заочной форме обучения. Использование системы MOODLE для студентов различных форм обучения для направления 38.03.01 Экономика и других направлений группы 38.03.00, показывает целесообразность использования данной платформы в организации обучения по различным дисциплинам. В частности по дисциплине «Эконометрика» применение системы MOODLE эффективно в организации системы контроля достижений самостоятельной студентов и интерактивной работы с ними по возникающим вопросам в ходе освоения дисциплины [1].

Внедренная в КГПИ КемГУ система балльно-рейтинговой оценки достижений студентов в рамках освоения дисциплин образовательной программы позволяет оценивать каждое выполненное студентами задание самостоятельной работы в баллах, при этом за качество выполнения задания студенты набирают различные баллы. Данная система достаточно просто реализуется в системе MOODLE, и дает студентам и преподавателю общую картину освоения курса по количеству набранных баллов. При этом еще до выполнения задания студенты должны быть ознакомлены с критериями оценки заданий и проставления баллов преподавателем за задание. При организации учебного процесса по дисциплине «Эконометрика» эти критерии прописаны в методических указаниях по выполнению заданий самостоятельной работы студентов, а также доводятся до студентов во время проведения очных занятий [1].

Таким образом, эффективность процесса формирования профессиональных компетенций студентов, будущих экономистов, достигается путем оптимального сочетания применения информационных технологий и традиционных форм освоения дисциплины, а также логикой построения изучения тем дисциплины.

Как сказал В. С. Каратаев в статье [2]: «Эконометрика – это дисциплина, которую бакалаврам преподавать, с одной стороны, нужно, а, с другой стороны, сложно. Культура работы с данными помогает стать успешным экономистов. Тем более в современных условиях цифровой экономики, когда массивы данных быстро становятся все более объемными и детализованными».

Поэтому, хотелось бы осветить основные проблемы преподавания эконометрики в современных условиях.

  1. Объем знаний, которыми могут овладеть студенты в ВУЗе, ограничен. Поэтому приходится постоянно пересматривать содержание преподаваемых дисциплин с целью знакомства студентов с современными научными исследованиями по изучаемым дисциплинам. Это достаточно сложно, особенно по дисциплине «Эконометрика». Так как имеется недостаточно теоретического и практического материала в открытом доступе и в современных учебниках, которой можно адаптировать для студентов с целью их знакомства с современными эконометрическими моделями на практических данных. Студентам нужно освоить не только теорию, но и овладеть практическими навыками по ее применению.
    Тем не менее, считаем необходимым показывать студентам современные направления развития эконометрической науки, которые активно развиваются, но не представлены в современных учебниках.
  2. Недостаточность времени, выделяемого на аудиторную работу студентов, что не позволяет эффективно представить студентам технологию применения эконометрических моделей для различного типа профессиональных задач и освоить современную методологию применения эконометрических моделей для нечисловых данных, для построения классификаций и т. д.
  3. Необходимо постоянно перерабатывать методическое обеспечение дисциплины в связи с расширением круга профессиональных задач, стоящими перед экономистами, с появлением новых методик эконометрического моделирования и расширением массивов профессиональных экономических данных.
  4. Не все ВУЗы имеют возможности преподавать эконометрику в двух частях – базовый и продвинутый курсы изучения. В большинстве ВУЗов изучение «Эконометрики» ведется только в рамках базового курса.

Для повышения эффективности освоения дисциплины «Эконометрика» при ее изучении студентами различных форм обучения и преодоления выявленных проблем автор считает, что необходимо использовать следующее:

  • четко построить логику освоения дисциплины в базовом блоке с освоением необходимой будущим экономистам методологии эконометрического моделирования при решении профессиональных задач;
  • широко использовать современные массивы цифровых данных по различным экономическим процессам при освоении методологии эконометрического моделирования с разработкой необходимого методического обеспечения и шаблонов расчетов;
  • широко использовать систему MOODLE при освоении дисциплины и оценивании персональных достижений студентов;
  • ввести продвинутый курс по современным эконометрическим исследованиям как дисциплину по выбору в рамках блока «Коммуникативно-цифровой модуль».

Список литературы

  1. Картаев, Ф. С. Как преподавать эконометрику экономистам : бакалаврский уровень [Электронный ресурс]. / Ф. С. Картаев. // Научные исследования экономического факультета МГУ им. Ломоносова, 2019. – Т. 11. – Вып. 2. – URL : https://archive.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=4047&p=attachment (дата обращения : 02.02.2023).
  2. Кречетова, М. А. Особенности преподавания статистических дисциплин с использованием системы MOODLE[Электронный ресурс]. / М. А. Кречетова. // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2022. – № 4 (79). – С. 108-112. – URL : http://infed.ru/articles/1267/ (дата обращения : 02.02.2023).
PDF