Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

Опыт использования дистанционных форм обучения студентов на факультете физической культуры

Авторы: А. Е. Ивлев, Н. Г. Коновалова
Раздел: ИТ в образовании

Ключевые слова: дистанционные формы обучения, студенты, методическое обеспечение, факультет физической культуры, лекции, тесты, лабораторные работы.

Konovalova N.G., Ivlev A.E

EXPERIENCE OF DISTANCE LEARNING AT THE FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION

Abstract. A comparative analysis of the use of classroom and distance forms of teaching subjects "Sports Medicine" and "Therapeutic physical culture" at the Faculty of Physical Education is given. Different variants of methodological support of laboratory work in the form of distance learning are considered.

Keywords: distance learning, students, methodological support, Faculty of Physical Education, lectures, tests, lab work.

Введение. Сегодня большое значение придается самостоятельной работе студентов, использованию дистанционных технологий в образовании. Это в большой степени оправдано. Современного студента никак нельзя сравнить с сосудом, который преподаватель должен наполнить, но лишь с факелом, который нужно зажечь.

С одной стороны, постоянно расширяется объем знаний по многим предметам, выделяются новые области профессиональной деятельности, научные дисциплины, меняются подходы к решению многих научных и практических вопросов. Образование через всю жизнь становится насущной потребностью времени, а задача научить учиться выходит в число приоритетных на всех этапах образовательного процесса.

Современный выпускник системы профессионального образования должен иметь четкие ориентиры в профессии, уметь самостоятельно находить, отбирать и анализировать информацию, ставить и решать задачи, проверять теорию практикой. В процессе получения профессионального образования ему предстоит научиться все это делать. И здесь трудно переоценить роль самостоятельной работы.

С другой стороны, стремительный темп жизни молодых людей, необходимость совмещать получение профессионального образования с работой диктуют свои правила построения образовательного процесса. Немалую роль в стремлении студентов старших курсов совмещать учебу с работой играет желание соответствовать требованиям работодателей: получить молодого специалиста с образованием и стажем работы по специальности.

Есть и третий довод в пользу более широкого использования различных форм самостоятельной работы – это тенденция к увеличению числа студентов на одного преподавателя и, как следствие, к увеличению числа студентов в группе, уменьшению числа аудиторных часов отводимых для освоения предмета.

Если принимать во внимание специфику получения образования действующими спортсменами, надо учитывать и то, что они совмещают учебу с тренировками, спортивными сборами, соревнованиями, часто оказываются географически далеко от места учебы, что не освобождает их от необходимости освоить курс.

Таким образом, акцент на самостоятельную работу, использование дистанционных форм образования – требование времени. Особенно это актуально для спортсменов.

Однако самостоятельное освоение предмета связано с риском неверной расстановки смысловых акцентов, упущения основ, получения поверхностных представлений, формированием не целостного, но мозаичного представления о предмете.

Мы предположили, что использование дистанционных форм обучения в дополнение к аудиторным позволит избежать перечисленных рисков и обеспечит полноценное освоение учебных дисциплин.

Цель данной работы: проанализировать опыт использования дистанционных форм преподавания курсов «Лечебная физкультура» и «Спортивная медицина» студентам факультета физической культуры педагогического вуза.

Организация исследования. Исследование проведено на базе Кузбасской государственной педагогической академии. Проанализированы два варианта преподавания курсов «Спортивная медицина» и «Лечебная физическая культура» студентам очной формы обучения. На протяжении всего времени исследования занятия со студентами проводил один преподаватель. Первый вариант использовался в течение 8 лет, он включал чтение лекций, проведение семинаров и лабораторных работ. Второй вариант используется в течение двух лет и включает в дополнение к аудиторным дистанционные формы обучения.

По первому варианту проучено 645 студентов, по второму - 436. Увеличение ежегодного числа студентов, изучающих спортивную медицину и лечебную физическую культуру, связано с изменением учебного плана при переходе на бакалавриат.

Методика реализации дистанционных форм обучения. В Кузбасской государственной педагогической академии с 2011г. функционирует сайт дистанционных образовательных программ на основе системы управления курсами Moodle. Данная система предоставляет пользователям возможность подключать различные типы модулей, которые служат элементами курса, в том числе: различные типы заданий, блоки, форматы курсов, портфолио, разные типы вопросов в тестах, отчеты по тестам и хранилища файлов.

Для проведения исследования были выбраны клинические дисциплины: спортивная медицина и лечебная физкультура, в которых важен контроль не только результатов, но и процесса выполнения заданий. Поэтому студентов просили проводить видеорегистрацию процесса выполнения лабораторных работ и выкладывать запись на сайт вместе с письменным отчетом. В качестве хранилища видеофайлов использовали сервис youtube.

Подготовка преподавателей и студентов к использованию дистанционных форм обучения проходила в стенах КузГПА. Сотрудники кафедры информатики и методики преподавания информатики под руководством первого проректора, заведующего кафедрой проф. М.С. Можарова разработали и на протяжении 15 лет проводят курсы повышения квалификации для преподавателей [1-2], с 2010г. они разработали и проводят курсы: «Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении» для профессорско-преподавательского состава вуза. С 2013г. проведение этих курсов проходит при поддержке Министерства образования и науки РФ (приказ № 47 от 25.01.2013). Студенты обучаются пользоваться сайтом дистанционных образовательных программ в рамках изучения информатики на первом курсе.

Для методического обеспечения процесса обучения преподавателей и студентов сотрудники кафедры написали ряд учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ и профильным учебно-методическим объединением для системы высшего профессионального образования [3-5].

Преподаватель дисциплин «Спортивная медицина» и «Лечебная физическая культура», обучившись работе в среде Moodle на курсах, выложил свои методические материалы: презентации лекций, методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ, задания и контрольно-измерительные материалы на сайт дистанционных образовательных программ вуза.

Студентам, изучающим эти дисциплины, была предоставлена возможность выходить на сайт и знакомиться с представленными материалами. Тем, кто проводит часть учебного времени на спортивных сборах, пропустившим занятия по болезни или другим уважительным причинам, разрешили освоить курс самостоятельно, используя материалы, представленные на сайте дистанционных образовательных программ вуза.

Для изучения дисциплин в дистанционном режиме использовали все имеющееся методическое обеспечение курсов, включая учебные программы, презентации полного курса лекций, тестовый контроль к лекциям - 10 закрытых вопросов на множественный выбор, методические пособия для проведения лабораторных работ, контрольно-измерительные материалы в виде итогового тестирования и кейсов. Для более глубокого изучения предмета студенты могли использовать основную и дополнительную литературу, перейдя на соответствующие сайты по приведенным ссылкам.

Лекции были четко структурированы и имели практикоориентированный характер. В частности, лекции по спортивной медицине, посвященные патологии, связанной с нерациональными занятиями спортом, включали характеристику этой патологии, риски и механизмы ее возникновения. Далее анализировали ошибки в построении тренировочного процесса, создающие предпосылки для формирования рассматриваемой патологии; виды спорта, для которых она более характерна; тактику тренера по предотвращению данной патологии с учетом возрастных и анатомо-физиологических особенностей спортсменов, этапа тренировочного процесса. После этого обсуждали вопросы допуска к занятиям физической культурой и спортом лиц, имеющих изучаемую патологию, кратко разбирали способы лечения, подробно – тактику тренера для профилактики в процессе дальнейших занятий спортом.

В задачи лекционного курса по лечебной физкультуре входило: научить студентов сознательно подходить к подбору физических упражнений. Для этого лекции по лечебной физкультуре при патологии различных органов и систем включали краткую характеристику причин и проявлений болезни, показания и противопоказания к занятиям лечебной физкультурой, описание механизмов развития болезни с акцентом на те из них, в которые должно вмешиваться средствами лечебной физической культуры. Затем шел анализ механизмов выздоровления с акцентом на возможностях лечебной физкультуры усилить каждый из них. Из двух последних разделов следовали задачи лечебной физкультуры при данном заболевании. Далее анализировали средства и методы лечебной физической культуры для решения каждой из поставленных задач, соотносили средства и методы с периодами заболевания, разбирали способы оценки эффективности занятий, рекомендации по двигательному режиму и образу жизни пациентов для вторичной профилактики заболевания.

Выполнение лабораторных работ заключалось в составлении плана-конспекта, проведении по нему занятия лечебной физкультурой, написании рекомендаций по двигательному режиму для конкретного гипотетического пациента или группы пациентов, имеющих заболевание в рамках изучаемой темы. Работа проходила в группах по 3-4 человека.

При дистанционной форме обучения предполагалось, что все задания студенты выполняли индивидуально. Поэтому в методическое обеспечение лабораторных работ были внесены изменения с целью максимально облегчить, направить и формализовать работу, предупредить возможные ошибки и недочеты. Студентам предлагали заполнить две таблицы. Первая таблица включала две колонки: в одной писали задачи лечебной физкультуры на заданном этапе лечения заболевания, в другой - средства решения каждой задачи, принимая во внимание характеристики пациента, выбранные самим студентом.

Таблица 1

 

Для заполнения второй таблицы было необходимо распределить подобранные упражнения в структуре занятия лечебной физкультурой.

Таблица 2

Дозировка

Методические указания

 

В процессе заполнения первой таблицы студенты получали четкое представление о том, какими средствами они будут решать каждую из задач, и формировали набор физических упражнений для составления плана-конспекта занятия.

Вторая таблица была предназначена для написания плана-конспекта занятия. Ее столбцы содержали информацию об исходном положении, описание упражнений, дозировку и методические указания. Таблица включала 3 части: для вводной, основной и заключительной частей занятия. При составлении плана-конспекта занятия студенты использовали упражнения из первой таблицы, предназначенные для решения всех поставленных задач.

Основное задание – составление и защита плана-конспекта занятия осталось прежним. Не зависимо от формы обучения, студенты получали в качестве задания название болезни и период курса лечебной физкультуры, а характеристики гипотетического пациента (пациентов) выбирали сами.

При очной форме обучения в конце занятия каждая минигруппа защищала свою работу. Представители разных минигрупп задавали друг другу вопросы, потом сами оценивали работу. На оценку влияли: правильность распределения нагрузки в течение занятия; наличие упражнений, направленных на решение всех поставленных задач, соответствие занятия полу, возрасту, другим характеристикам гипотетических пациентов, правильность рекомендаций по двигательному режиму.

При использовании дистанционной формы обучения обсуждение планов-конспектов занятий проходило на сайте дистанционных образовательных программ вуза. Каждого студента просили высказаться о трех работах товарищей по следующему плану: все ли задачи обозначены, все ли из них решены, может ли выбранный студентом пациент выполнить упражнения, и соответствует ли занятие периоду заболевания. Авторов просили дать обоснованные ответы своим оппонентам. Преподаватель проверял планы-конспекты занятий и дискуссию по ним.

Результаты и их обсуждение. У студентов очной формы обучения не возникало сложностей с ответами на тестовые вопросы непосредственно после лекции. За 8 лет было 2 случая, когда студент не набрал 50% правильных ответов. Как правило, более половины студентов набирали от 65 до 80% правильных ответов. При дистанционной форме обучения ответы на тестовые вопросы стали еще лучше: 75% студентов набирали более 80% правильных ответов.

Сложностей с составлением планов-конспектов занятий лечебной физкультурой при очной форме обучения не возникало. Студенты быстро понимали, как сочетать решение общих и частных задач, как распределять нагрузку в течение занятия, как давать методические рекомендации в процессе представления своего занятия. Они быстро научались отвечать на вопросы, обосновывать свой выбор физических упражнений с учетом особенностей контингента. При очной форме обучения до 80% планов-конспектов занятий лечебной физкультурой и лабораторных работ по спортивной медицине было оценено на отлично, 15% - на хорошо.

При выполнении лабораторных работ в дистанционном режиме на первых этапах возникали определенные трудности. Студенты игнорировали часть задач, неправильно структурировали занятие: ставили наиболее сложные и нагрузочные упражнения во вводной или заключительной частях, предлагали менять исходное положение после выполнения каждого упражнения, предлагали подряд выполнить 3-5 нагрузочных упражнений на одну группу мышц. В результате до 40% планов-конспектов не могли быть зачтены с первого раза, самой массовой оценкой оказывалось удовлетворительно, порядка 10% работ с первого раза были оценены на хорошо и отлично.

После введения заданий в виде заполнения двух таблиц, студенты дистанционной формы обучения стали показывать результаты, сопоставимые с таковыми при очной форме: до 70% планов-конспектов занятий оценено на хорошо, 30% - на отлично.

Мы полагаем, что сложности, которые встретились при введении дистанционных форм выполнения лабораторных работ, связаны, прежде всего, тем, что у студентов нет возможности обратиться к преподавателю с вопросом в реальном режиме времени. Студент имеет возможность написать преподавателю письмо, но переписка может задержать выполнение задания на несколько часов и даже суток. Кроме того, работая в аудитории, студенты выполняют лабораторные работы в минигруппах по 2-3 человека, они имеют возможность консультироваться друг с другом, общаться с другими группами, проговаривать мыли вслух, что облегчает понимание задачи и поиск правильных решений.

Групповая работа, необходимость отвечать на вопросы товарищей ставит студентов в ситуацию, когда каждый проявляет свои сильные стороны, все стараются помочь друг другу, проявляют заинтересованность. В результате обучение идет успешно. При очной форме обучения представленного методического обеспечения было достаточно для того, чтобы к концу учебного года 85% студентов, регулярно посещающих занятия, свободно ориентировались в вопросах, изученных на практических занятиях.

Выполняя задание в дистанционной форме, студенты работают индивидуально. Элемент общения, игры и взаимообучения уходит. Зато появляется возможность найти в Интернет готовое решение и скопировать его, без учета деталей задания, поставленного в лабораторной работе.

В результате студенты начали игнорировать задачи при составлении планов-конспектов занятий лечебной физкультурой, часто не могли объяснить, зачем выбрали то или иное упражнение, или ссылались на то, что оно приведено в Интернет. Студенты перестали мыслить, стали выполнять работу механически.

Результаты тестирования по лекционному материалу при дистанционной форме обучения стали выше. Вероятно, сказалось то, что студенты меньше отвлекались, могли пройти тестирование несколько раз, в перерывах вернувшись к материалу лекции.

Проведение лабораторных работ по спортивной медицине, составление планов-конспектов занятий лечебной физкультурой – творческий процесс, студенты не смогли освоить его самостоятельно при методическом обеспечении, достаточном для очной формы обучения. Выполнение лабораторных работ с использованием более подробного методического обеспечения лишило студентов возможности игнорировать задачи занятия, для которого составляли план-конспект. Заполняя первую таблицу, они убеждались, что одно и то же упражнение может решать несколько задач, понимали, что общие задачи решаются общеразвивающими упражнениями, что изменяя исходное положение, при выполнении одного и того же упражнения можно решать разные специальные задачи, учились учитывать особенности контингента при составлении планов-конспектов занятий лечебной физкультурой.

Работа в блогах давала возможность взаимообучения, учила студентов видеть типичные ошибки и недочеты на чужом примере, вносила в обучение элементы соревнования и квазипрофессионального общения. 

В результате качество выполнения лабораторных работ возросло. Все планы-конспекты занятий с учетом дискуссии в блогах стало можно оценивать положительно, хотя оценки остались ниже, чем при очной форме обучения.

Подводя итог, отметим, что дистанционные формы обучения могут быть использованы для освоения клинических дисциплин в рамках получения профессии «преподаватель физической культуры» при наличии пошагового методического обеспечения выполнения лабораторных работ и обязательной дискуссии в блогах.

 

Литература

1.     Можаров М.С. Формирования ИКТ компетентности в рамках неформального образования / М.С. Можаров, Л.Н. Какаулина // Педагогическое образование и наука, 2010.– № 8.– С. 87-91.

2.     Можаров М.С. Дидактические принципы формирования готовности к профессиональной деятельности ИТ-специалиста в образовании / М.С. Можаров, Ю.В. Коровина // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 2011.– № 4. – С. 83-87.

3.     Можаров М.С. Интернет-технологии для будущих учителей информатики: учебное пособие: М.С. Можаров, А.Н. Шеремет / Новокузнецк: КузГПА, 2007.–116с.

4.     Можаров М.С. Интерактивный контроль знаний: учебное пособие: М.С. Можаров, Ю.И. Валеева / Новокузнецк: КузГПА, 2003.–111с.

5.     Можаров М.С. Медиакомпетентность будущего учителя как необходимое условие его продуктивной творческой активности / М.С. Можаров, А. Э. Можарова // Педагогическое образование и наука. – 2012. – №10. – С. 75-82.

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация