ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС АСТРОНОМИИ С ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ

Раздел: Научно-практическая работа студентов педагогического вуза

Журнал: Научно-практическая деятельность студентов педагогического вуза

15 апреля 2014 г.

Авторы: Назаренко А. А.

А. А. Назаренко

Научный руководитель: Кошкина Н. И. к.ф.-м.н., доцент каф. ФиМПФ

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС АСТРОНОМИИ С ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ

Астрономия одно из древних и очень важных наук. В России сообщение и передача астрономических знаний в средних и высших учебных заведения имеет более чем 300-летнюю историю. Преподавание в школе было исключительным и неповторимым, являлось единственным явлением в мировой педагогике.

Эксперименты 20-х годов выявили, что качественное обучение астрономии возможно лишь преподаванием её отдельным предметом.

Астрономия уже не является предметом, преподаваемым в школе, поэтому астрономия может преподаваться как факультатив, кружок или курс по выбору. Знание этого предмета важно в нашей жизни, ведь это не только расширение кругозора, но и то что находится и происходит вокруг нас.

Миллионы выпускников Российских школ не способны объяснить ежедневно происходящие астрономические явления. Главная цель преподавания астрономии в школе- создать научное представление о Вселенной, в которой мы живём. Для решения этой проблемы разрабатываются различные курсы и факультативы с использование современных информационных технологий.

Ожидаемый результат по прохождению факультатива: приобретённые знания по астрономии расширят у учащихся кругозор, развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей.

Цель научно-практической  работы разработать факультативный курс по астрономии, проанализировать существующие компьютерные программы и рассмотрения возможности их использования в факультативе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. проанализировать ряд программ по астрономии и определить возможность их использования в учебном процессе

2. разработать программу факультативного курса, опирающегося на данные программы

В ходе исследования были использованы следующие методы:

Изучение и анализ научной, учебно-методической, психолого-педагогической литературы; анализ и изучение программ по астрономии; теоретический анализ сформулированной проблемы.

Теоретическая значимость данного факультативного курса заключается в следующем:

  • выявлены основные трудности внедрения астрономии как обязательного предмета в образовательный процесс;
  • определены требования к современному уроку астрономии с использованием компьютерных программ.

Практическая значимость данного факультативного курса заключается в следующем:

  • повышения эффективности образовательного процесса за счёт изложения учителем теоретического материала и использование его при работе с программами;
  • повышения мотивации к обучению за счёт использования информационных технологий;
  • развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;
  • формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формирования информационной культуры школьников.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Разработанный мной факультативный курс астрономии с электронной поддержкой может быть использован в школе учителями, как для преподавания факультатива и организации самостоятельной работы школьников по астрономии, так и фрагментарно на уроках физики, математики, географии.

PDF