ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ (ИНФОРМАТИКОВ-АНАЛИТИКОВ)

Раздел: ИТ в образовании

Журнал: Профессиональная подготовка будущих учителей информатики

8 сентября 2014 г.

Авторы: Дробахина Анастасия Николаевна

А. Н. Дробахина

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ (ИНФОРМАТИКОВ-АНАЛИТИКОВ)

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования информационно-коммуникационной грамотности специалистов. В статье описывается организация процесса обучения студентов (бакалавров прикладной информатики), направленного на формирование информационно-коммуникационной грамотности. В качестве средств её формирования автор предлагает использовать такие методы обучения, как:  проектная исследовательская деятельность, метод информационного ресурса, а так же дидактические игры. Автор приходит к выводу, что обучение студентов, организованное в соответствии с предложенным подходом, является эффективным средством формирования информационно-коммуникационной грамотности и предлагает использовать его при обучении студентов, начиная с первого курса.

Annotation. Article is devoted to the actual to date the problem of forming of information and communication literacy specialists. The article describes the organization of the learning process of students (bachelors of applied Informatics), aimed at the development of information and communication literacy. As a means of forming the author proposes to use teaching methods as: project research activities, the method of information resource, as well as didactic games. The author comes to the conclusion that training students, organized in accordance with the proposed approach is an effective means of forming of information and communication literacy and offers to use it when teaching students, starting with the first course.


На современном этапе информатизации общества условия труда специалистов практически любого профиля, любой профессиональной деятельности претерпевают значительные изменения, а конкурентозначимым преимуществом специалистов на рынке труда становится высокий уровень ИКТ-компетентности. Поэтому одной из важнейших задач системы профессионального образования является подготовка специалистов, свободно ориентирующихся в информационных и коммуникационных технологиях, связанных с их профессиональной деятельностью.

Таким образом, в настоящее время существует объективная необходимость подготовки специалистов, в том числе – бакалавров прикладной информатики – способных на высоком уровне осуществлять основные виды профессиональной деятельности на основе средств информационных технологий.

Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 230007 Прикладная информатика (степень бакалавр).

Целью подготовки бакалавров по данному профилю является формирование у выпускников профессиональных компетенций в области проектирования, создания и эксплуатации экономических и финансовых информационных систем предприятий и организаций в различных областях государственного и частного секторов экономики страны.

Анализ стандарта, а так же некоторых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавра 230700 Прикладная информатика показал, что область их профессиональной деятельности включает: системный анализ прикладной области, формализацию решения прикладных задач  и процессов ИС; разработку требований к созданию и развитию ИС и ее компонентов; технико-экономическое обоснование проектных решений; разработку проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов и создание ИС в прикладных областях; реализацию проектных решений с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и технологий программирования; внедрение проектов автоматизации и информатизации решения прикладных задач и создания ИС; управление проектами автоматизации и информатизации  предприятий и организаций; обучение и консалтинг по автоматизации и информатизации решения прикладных задач; сопровождение и эксплуатацию ИС; обеспечение качества автоматизации и информатизации решения прикладных задач и создания ИС.

В образовательных программах высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавра 230700 Прикладная информатика отмечается, что информатик-аналитик должен: уверенно ориентироваться в современном информационном пространстве; самостоятельно выявлять и формулировать задачи информатизации предметной области; системно подходить к анализу и оценке объектов информационной сферы; использовать методы и новейшие достижения информатики в конкретной области информационной сферы, в том числе методы интеллектуализации информационных технологий и систем; создавать новые информационно-программные продукты; грамотно их тестировать и документировать; использовать международные стандарты обработки и обмена данными; оптимизировать информационные процессы обработки информации на основе методов математического моделирования; управлять процессами создания и внедрения информационных систем; решать задачи унификации профессионально-ориентированного программного и информационного обеспечения; обеспечивать информационную безопасность функционирования информационных систем.

Объектами профессиональной деятельности информатика-аналитика являются: профессионально-ориентированные информационные системы и информационные технологии; информационные процессы и информационные потоки; информационное обеспечение задач принятия управленческих решений в организациях информационной сферы; новые направления деятельности, которые требуют внедрения компьютерного оборудования, локальных вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети для осуществления сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации, необходимой для обеспечения функциональных процессов.

Информатик-аналитик должен уметь анализировать экономические процессы предприятия, строить математические и структурные модели экономических процессов, грамотно формулировать и ставить задачи информатизации экономических процессов, готовить техническое задание на проектирование информационной системы, выполнять и реализовывать ее проект, эксплуатировать, сопровождать и модернизировать информационные системы на различных уровнях предприятия.

Все это определяет потребность поиска моделей обучения будущих специалистов, способных применять современные информационно - коммуникационные технологии в решении профессиональных задач.

Рассмотрим, как можно организовать процесс обучения студентов, направленный на формирование информационно-коммуникационной грамотности.

В настоящее время в Кузбасской педагогической академии при обучении студентов–бакалавров прикладной информатики (информатиков – аналитиков) при изучении дисциплины «Проектирование информационных систем» применяются следующие методы обучения с использованием ИКТ:  проектная исследовательская деятельность; метод информационного ресурса; дидактические игры.

Рассмотрим их подробнее.

Как известно, проектная исследовательская деятельность предполагает самостоятельное изучение студентами какой-либо проблемы и последующую защиту результатов работы. В нашем подходе проектная деятельность представлена тематическими проектами, реализуемыми в течение нескольких занятий и предусматривающими самостоятельную внеурочную работу.

Исходя из того что в разработке информационной системы участвует множество специалистов разных профилей (аналитик, разработчик, дизайнер, программист и др.), студенческая группа делится на подгруппы из 3-4 человек. Каждая группа выбирает себе задание для проектирования (предметную область) и распределяет роли. Таким образом, работа над проектом предусматривает и совместную работу в группах, и значительную индивидуальную деятельность. По завершению работы над проектом осуществляется его публичная защита.

Данный метод хорошо дополняется методом информационного ресурса. Как известно, работа с учебной, справочной, научно-популярной литературой, а так же с электронными изданиями и ресурсами считается одним из важнейших методов обучения. В нашем случае студенты работают с информационными ресурсами как на занятиях, так и во внеурочное время.

Дидактические игры, в силу специфики изучаемой дисциплины, мы в большей степени привлекаем на этапе повторения и обобщения материала.

Было замечено, что применение подобного подхода к формированию информационно-коммуникационной грамотности бакалавров прикладной информатики способствует эффективному усвоению учебной информации, активизирует самостоятельную деятельность студентов, повышает готовность к использованию информационно-коммуникационных средств в процессе освоения будущей профессиональной деятельности.

Положительные результаты данного подхода к формированию информационно-коммуникационной грамотности позволяют сделать вывод о целесообразности его более широкого применения при обучении студентов. Очевидно, что вклад в формирование информационно-коммуникационной грамотности студентов должны вносить все дисциплины информационного и профессионального цикла на протяжении всего периода обучения в вузе, однако наиболее целесообразно начинать её формирование в процессе обучения студентов первого курса.

Список литературы

  1. Горохова Ю.А. Методика формирования информационно-компьютерной готовности студентов при обучении информатике с использованием электронного учебного курса: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Ю.А. Горохова. – Ярославль, 2012.– 25 с.

  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования: направление подготовки 230700 «Прикладная информатика». – Режим доступа: http://www.vyatsu.ru/uploads/file/1207/230700_62_01.pdf (дата обращения: 19.12.2013).

  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования: направление подготовки 230700 «Прикладная информатика». – Режим доступа: http://files.msuc.org/oop/pdf/BIIN/230700%20_Analitik.pdf (дата обращения: 20.12.2013).

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
    профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) «бакалавр». – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm783-1.pdf (дата обращения: 20.12.2013).

  5. Шорникова О.Н. ИКТ- компетентность как главная составляющая информационной культуры будущего специалиста / О.Н. Шорникова // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 2 – стр. 66-67 
    URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=5760 (дата обращения: 22.12.2013).

PDF