ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО ОВЛАДЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
Раздел: ИТ в образовании
Журнал: Применение ИКТ в системах среднего профессионального и высшего образования
3 ноября 2009 г.
Авторы: Сердцева Наталья Владимировна
Н. В. Сердцева
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО ОВЛАДЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
Как стратегическая задача, заложенная в Модели образования для экономики, основанной на знаниях «Российское образование - 2020», по подготовке современного педагога рассматривается появление нового образа педагога: не монополиста в передаче и интерпретации необходимых знаний, а исследователя, воспитателя, консультанта и руководителя проектов. Это предполагает изменение условий становления такого педагога: активное использование современных форм организации обучения, с одной стороны, а с другой стороны, овладение инновационной деятельностью в профессиональной сфере. Однако, в педагогическом колледже при изучении дисциплин, связанных с овладением ИКТ, не предусматривается развитие проектных умений студентов. Как показывает практика, профессиональная деятельность становится эффективной именно при интеграции знаний, умений, навыков в области ИКТ и в области педагогического проектирования. Данное положение потребовало решения проблемы: каким образом возможно осуществлять подготовку специалиста к проектной деятельности с использование ИКТ.
Для решения проблемы был разработан проект, направленный на организацию педагогической мастерской, способствующей развитию проектных умений с использованием ИКТ.
Проект осуществляется в три этапа, рассчитанных на один год: вводно-мотивационный, когнитивно-деятельностный, и деятельностно-рефлексивный этапы. Для каждого из этих этапов определены мероприятия, сроки реализации мероприятий, ответственные за выполнение мероприятий, результаты.
Вводно-мотивационном этап предполагает:
- теоретическое изучение проблемы «Подготовка специалиста к проектной деятельности с использованием ИКТ»;
- разработку Программы педагогической мастерской «Проект + ИКТ»;
- формирование у студентов мотивов к работе в педагогической мастерской;
- выявление уровня знаний, умений, навыков студентов педагогической мастерской в области информационно-коммуникационных технологий и уровня владения проектными умениями.
Срок реализации этого этапа - 1 месяц. В результате должна быть сформирована группа студентов, готовых к занятиям в педагогической мастерской.
Когнитивно-деятельностный этап предполагает:
- развитие проектных умений с использованием ИКТ и анализ их динамики;
- создание учебно-методического оснащения занятий в педагогической мастерской.
Срок реализации этапа - 8 месяцев. Студенты должны разработать мультимедийные проекты, готовые к использованию в учебной и профессиональной деятельности, информационный материал о деятельности педагогической мастерской (буклеты, сценарий радио-передачи, аналитические справки, конспекты занятий, материалы консультаций, программа круглого стола). Руководитель педагогической мастерской на этом этапе разрабатывает учебно-методическое обеспечение.
Деятельностно-рефлексивный этап предполагает:
- подведение итогов работы педагогической мастерской по развитию проектных умений с использованием ИКТ;
- получение внутренних и внешних оценок на информационные продукты студентов.
Срок реализации этапа - 2 месяца. На этом этапе студенты участвуют в конкурсах на лучший мультимедийный проект, бьеннале, мастер-классах. Результатом являются благодарственные письма, отзывы, рецензии, информационная страничка о деятельности педагогической мастерской на сайте колледжа.
Чтобы реализовать проект, необходимо соответствующее ресурсное обеспечение:
1.Научные, учебно-методические, периодические издания по проблемам: метод проектов, педагогическое проектирование, поэлементное формирование проектных умений, использование ИКТ в проектной деятельности.
2.Фонд библиотеки колледжа.
3.Интернет-ресурсы.
4.Компьютеры на базе процессора Intel Pentium IV, подключенные к локальной сети и имеющие доступ в сеть Internet; сканер, принтер, проектор, интерактивная доска.
Для того, чтобы оценить эффективность работы педагогической мастерской разработаны следующие критерии и показатели:
1.Оснащенность занятий в педагогической мастерской позволяет охарактеризовать технологическую и методическую обеспеченность процесса, которая может быть проанализирована через:
- количество учебно-методических разработок для педагогов, раскрывающих теорию и методику развития проектных умений;
- количество учебно-методических рекомендаций для студентов, описывающих технологию работы с ИКТ по созданию мультимедийных проектов;
- количество компьютеров, оснащённых процессорами на базе процессора Intel Pentium IV;
- количество компьютеров, подключенных к локальной сети;
- количество компьютеров, имеющих доступ в сеть Internet.
2.Способность и готовность студентов к созданию мультимедийных проектов, позволяющих охарактеризовать уровень знаний, умений и мотивации к самостоятельному удовлетворению информационной потребности и её реализации в учебной и профессиональной деятельности, которая может быть проанализирована через:
- качественный показатель уровня знаний, умений, навыков;
- количество студентов, проявляющих активность и самостоятельность в проектной деятельности;
- количество студентов, участвующих в подготовке открытых мероприятий в педагогической мастерской;
- количество студентов, выступающих перед студентами, представителями базовых учреждений, преподавателями колледжа.
3.Результативность работы педагогической мастерской, которая показывает качество выполненных мультимедийных проектов и может быть проанализирована через:
- количество мультимедийных проектов, реализованных в учебной и профессиональной деятельности (на педагогической практике, в самостоятельной работе, в курсовых и выпускных квалификационных работах, на учебных дисциплинах);
- количество студентов, участвующих в конкурсах, презентациях, бьеннале мультимедийных проектов;
- количество полученных наград на конкурсах и выставках;
- количество рецензий, отзывов;
- количество студентов, регулярно посещающих занятия в педагогической мастерской.
Реализовать проект могут преподаватели педагогического колледжа I и II квалификационных категорий, с педагогическим стажем не менее трёх лет, обладающие информационной культурой, владеющие педагогическим проектированием и методикой работы с ИКТ, коммуникабельные, творческие.
Проведённый мониторинг успешности участия студентов в мероприятиях разного уровня показал эффективность работы педагогической мастерской.
Список литературы
- Газета информатика [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://inf.1september.ru/.
- Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся [Текст]/ Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова - Самара, 2003.-243с.
- Журнал информатика и образование [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.infojournal.ru/.
- Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]/ учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ирина Гелиевна Захарова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
- Использование ИКТ в образовании [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/f24ccb063b93c3bdc3257166004963d1
- Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении [Текст] / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников: науч.-метод и инфор.-публ. журнал - 2006. - 1. - С.100-107.