Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО ОВЛАДЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

Автор: Н. В. Сердцева
Раздел: ИТ в образовании

 

Как стратегическая задача, заложенная в Модели образования для экономики, основанной на знаниях  «Российское образование - 2020», по подготовке современного педагога рассматривается появление нового образа педагога: не монополиста в передаче и интерпретации необходимых знаний, а исследователя, воспитателя, консультанта и руководителя проектов. Это предполагает изменение условий становления такого педагога: активное использование современных форм организации обучения, с одной стороны, а с другой стороны, овладение инновационной деятельностью в профессиональной сфере. Однако, в педагогическом колледже при изучении дисциплин, связанных с овладением ИКТ, не предусматривается развитие проектных умений студентов. Как показывает практика, профессиональная деятельность становится эффективной именно при интеграции знаний, умений, навыков в области ИКТ и в области педагогического проектирования. Данное положение потребовало решения проблемы: каким образом возможно осуществлять подготовку специалиста к проектной деятельности с использование ИКТ.

Для решения проблемы был разработан проект, направленный на организацию  педагогической мастерской, способствующей развитию проектных умений с использованием ИКТ.

Проект осуществляется в три этапа, рассчитанных на один год: вводно-мотивационный, когнитивно-деятельностный, и деятельностно-рефлексивный этапы. Для каждого из этих этапов определены мероприятия, сроки реализации мероприятий, ответственные за выполнение мероприятий, результаты.

Вводно-мотивационном этап предполагает:

  • теоретическое изучение проблемы «Подготовка специалиста к проектной деятельности с использованием ИКТ»;
  • разработку Программы педагогической мастерской «Проект + ИКТ»;
  • формирование у студентов мотивов к работе в педагогической мастерской;
  • выявление уровня знаний, умений, навыков студентов педагогической мастерской в области информационно-коммуникационных технологий и уровня владения проектными умениями.

Срок реализации этого этапа - 1 месяц. В результате должна быть сформирована группа студентов, готовых к занятиям в педагогической мастерской.

Когнитивно-деятельностный этап предполагает:

  • развитие проектных умений с использованием ИКТ и анализ их динамики;
  • создание учебно-методического оснащения занятий в педагогической мастерской.

Срок реализации этапа - 8 месяцев. Студенты должны разработать мультимедийные проекты, готовые к использованию в учебной и профессиональной деятельности, информационный материал о деятельности педагогической мастерской (буклеты, сценарий радио-передачи, аналитические справки, конспекты занятий, материалы консультаций, программа круглого стола). Руководитель педагогической мастерской на этом этапе разрабатывает учебно-методическое обеспечение.

Деятельностно-рефлексивный этап предполагает:

  • подведение итогов работы педагогической мастерской по развитию проектных умений с использованием ИКТ;
  • получение внутренних и внешних оценок на информационные продукты студентов.

Срок реализации этапа - 2 месяца. На этом этапе студенты участвуют в конкурсах на лучший мультимедийный проект, бьеннале, мастер-классах. Результатом являются благодарственные письма, отзывы, рецензии, информационная страничка о деятельности педагогической мастерской на сайте колледжа.

Чтобы реализовать проект, необходимо соответствующее ресурсное обеспечение:

1.Научные, учебно-методические, периодические издания по проблемам: метод проектов, педагогическое проектирование, поэлементное формирование проектных умений, использование ИКТ в проектной деятельности.

2.Фонд библиотеки колледжа.

3.Интернет-ресурсы.

4.Компьютеры на базе процессора Intel Pentium IV, подключенные к локальной сети и имеющие доступ в сеть Internet; сканер, принтер, проектор, интерактивная доска.

Для того, чтобы оценить эффективность работы педагогической мастерской разработаны следующие критерии и показатели:

1.Оснащенность занятий в педагогической мастерской позволяет охарактеризовать технологическую и методическую обеспеченность процесса, которая может быть проанализирована через:

  • количество учебно-методических разработок для педагогов, раскрывающих теорию и методику развития проектных умений;
  • количество учебно-методических рекомендаций для студентов, описывающих технологию работы с ИКТ по созданию мультимедийных проектов;
  • количество компьютеров, оснащённых процессорами на базе процессора Intel Pentium IV;
  • количество компьютеров, подключенных к локальной сети;
  • количество компьютеров, имеющих доступ в сеть Internet.

2.Способность и готовность студентов к созданию мультимедийных проектов, позволяющих охарактеризовать уровень знаний, умений и мотивации к самостоятельному удовлетворению информационной потребности и её реализации в учебной и профессиональной деятельности, которая может быть проанализирована через:

  • качественный показатель уровня знаний, умений, навыков;
  • количество студентов, проявляющих активность и самостоятельность в проектной деятельности;
  • количество студентов, участвующих в подготовке открытых мероприятий в педагогической мастерской;
  • количество студентов, выступающих перед студентами, представителями базовых учреждений, преподавателями колледжа.

3.Результативность работы педагогической мастерской, которая показывает качество выполненных мультимедийных проектов и может быть проанализирована через:

  • количество мультимедийных проектов, реализованных в учебной и профессиональной деятельности (на педагогической практике, в самостоятельной работе, в курсовых и выпускных квалификационных работах, на учебных дисциплинах);
  • количество студентов, участвующих в конкурсах, презентациях, бьеннале мультимедийных проектов;
  • количество полученных наград на конкурсах и выставках;
  • количество рецензий, отзывов;
  • количество студентов, регулярно посещающих занятия в педагогической мастерской.

Реализовать проект могут преподаватели педагогического колледжа I и II квалификационных категорий, с педагогическим стажем не менее трёх лет, обладающие информационной культурой, владеющие педагогическим проектированием и методикой работы с ИКТ, коммуникабельные, творческие.

Проведённый мониторинг успешности участия студентов в мероприятиях разного уровня показал эффективность работы педагогической мастерской.

Список литературы

  1. Газета информатика [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://inf.1september.ru/.
  2. Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся [Текст]/ Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова - Самара, 2003.-243с.
  3. Журнал информатика и образование [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.infojournal.ru/. 
  4. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]/ учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ирина Гелиевна Захарова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
  5. Использование ИКТ в образовании [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/f24ccb063b93c3bdc3257166004963d1
  6. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении [Текст] / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников: науч.-метод и инфор.-публ. журнал - 2006. - 1. - С.100-107
работа в тюмени

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация