ВНЕУРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Раздел: Научно-практическая работа студентов педагогического вуза

Журнал: Научно-исследовательская деятельность педагогов и студентов

15 апреля 2015 г.

Авторы: Васильев Алексей Алексеевич , Волгина Алёна Александровна

А. А. Васильев, А. А. Волгина

ВНЕУРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

XXI век-век инноваций и технологий. Время, когда детей, в основном, интересуют компьютерные игры. Время, когда учеба, а тем более наука, стоят не на первом месте. Учебное время кажется однообразным и скучным. На смену этой обстановки «приходят» внеурочные формы деятельности. Давайте подробнее разберемся с понятием «внеурочная деятельность».

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать,  образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Иначе говоря, внеурочная деятельность - это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. В этом состоит воспитательный потенциал внеурочной деятельности.

Задачи внеурочной деятельности:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

Разделение образовательной деятельности на урочную и внеурочную делает работу педагогов более честной, а значит и более результативной как в профессиональном, так и в личностном плане. Не будет необходимости «высасывать из пальца» и формально прописывать воспитательное значение урока. А вот показать преемственность урочной и внеурочной деятельности придётся. Основное требование к деятельности - продуктивность, значит, налицо будет конкретный продукт, и, постепенно найдется та деятельность, которая будет по душе и учителю, и ребятам. Это будет деятельность, от которой все получат удовольствие.

Если же мы неправильно истолкуем внеурочную деятельность, то ещё раз обратим внимание на риски, которые  могут нас ожидать?

1.           Внеурочная деятельность вовсе никакой деятельностью не окажется, а будет копировать учебные формы занятий.

2.           Деятельность будет носить характер освоения тех или навыков, развития отдельных органов или качеств.

3.           Детям будет дан случайный набор случайных видов деятельности случайными людьми, выбор которых будет опосредован совсем не педагогическими, а любыми другими  соображениями и т.д.

4.           Часы внеурочной деятельности будут использоваться на дополнительные занятия с отстающими или одарёнными детьми.

5.           И родители, и дети постепенно, правдами и неправдами откажутся от такой «необязательной» и никому не нужной деятельности. А школа недополучит финансирования на 1350 часов.

Для организации внеурочной деятельности ФГОС предлагает девять наиболее используемых видов деятельности: игровая; спортивно-оздоровительная; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательное общение; социальное творчество; туристско-краеведческая деятельность; трудовая деятельность;  художественное творчество.

Внеурочная деятельность играет большую роль при изучении отдельных школьных дисциплин, в том числе и физики.

Часто используют две  основные формы внеурочной деятельности:

  • Продолжительная (курсы внеурочной деятельности рассчитанные на 1-3 года);
  • кратковременная (интеллектуальные лагеря, «Умные каникулы», различные конкурсы, конференции и т.д.).

Применительно к образовательному процессу по физике внеурочная деятельность решает следующие задачи:

1.Посредством различных форм,  осуществляются различные деятельности;

2.Активизация познавательной деятельности;

3.Внеурочная деятельность является важным фактором пропедевтики физики и средством оптимизации основной деятельности.

На наш взгляд большую значимость в активации познавательного интереса по физике и выявления поддержки одаренных учащихся имеют кратковременные конкурсы, мероприятия в которых учащимся необходимо продемонстрировать не только знания физики, но и гибкость мышления, умения ориентироваться в новой нестандартной ситуации, проявить интеллектуальную креативность .

В качестве примера рассмотрим региональный открытый очно-заочный конкурс по физике для учащихся 8-ых классов «Лабиринты физики».

Основными задачами данного конкурса являются:

Стимулирование интереса к изучению физики;  развитие творческого, практико-ориентированного мышления; активизация познавательного интереса к физике; выявление одарённых и талантливых обучающихся.

Региональный конкурс «Лабиринты физики» проводится в два этапа: заочный (отборочный) и очный.

В очном этапе конкурса принимают участие не более 6 команд, набравших наибольшее количество баллов на заочном этапе (предварительном отборе).

В пещерах участникам предлагается выполнить задания связанные с физикой в течение 10 минут, степень правильности оценивается в баллах, которые им пригодятся на финальном этапе игры. В ходе игры участники посещают пещеры, в которых демонстрируют свои теоретические знания физики, экспериментальные умения, гибкость и оперативность мышления, умения работать в команде.  

Пещера №1. «Верно или не верно». Командам предлагаются физические ситуации, которые необходимо подтвердить или опровергнуть, опираясь на знания физики.

  Пещера №2. «Мир астрономии» - ребятам предлагается ответить на ряд вопросов, связанных со знанием астрономии.

Одним из универсальных учебных действий, реализуемых и формируемых в данных пещерах, является поиск и выделение необходимой информации.

 Пещера №3. «Опыт - сын ошибок трудных...» Экспериментаторам предлагается собрать из предложенного оборудования установку, демонстрирующую предложенное физическое явление, закон, процесс, свойство.

Пещера №4. «Физическая аномалия». В этой пещере  предлагается «отменить» предлагаемый физический закон, процесс, явление и описать, что в этом случае произойдёт.

Пещера №5. В пещере «Физика в мудрости народной» предлагается назвать пословицы, поговорки объяснить их с точки зрения законов физики.

Пещера №6. В пещере «Физический ребус» предлагается разгадать ребусы, содержащие физические термины.

Универсальным учебным действием, реализуемым и формируемым на данном этапе, является смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения текста смыслом.

 В завершении игры участникам предлагается обменять балы на вопросы к кроссворду, ответами на которые служат термины, имена ученных, название приборов и т.д. На данном этапе важную роль играет командное мышление и работа каждого из членов группы. Выиграет та команда, у которой больше правильных ответов в решении кроссворда.

Различные формы внеурочной деятельности, в том числе и «Лабиринты физики», на наш взгляд являются важным условием формирования предметных универсальных учебных действий.

Литература

1. Макарова И.В. «Внеурочная деятельность в начальной школе» [Электронный ресурс] Стр. 7, 9 ,10, 37. - Ижевск 2012 г- режим доступа: ipkpro.ruinstitute...

2. Формирование УУД на уроках физики согласно ФГОС [Электронный ресурс] Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ ред.Н.И. Духленкова , учитель физики - режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/643844/

PDF