ПОДГОТОВКА ИНФОРМАТИКОВ-АНАЛИТИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Раздел: Разработка методического обеспечения

Журнал: Методика обучения студентов педагогических вузов

3 декабря 2009 г.

Авторы: Сликишина Ирина Викентьевна

И. В. Сликишина

ПОДГОТОВКА ИНФОРМАТИКОВ-АНАЛИТИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Открытие новой специальности «Прикладная информатика в образовании» в Кузбасской государственной педагогической академии способствовало созданию новых рабочих программ по некоторым дисциплинам подготовки специалистов. Одной из таких дисциплин стала «Реинжиниринг бизнес-процессов в образовательном вузе».

            В соответствии со стандартом специальности «Прикладная информатика в образовании», нашим вузом подготавливаются специалисты, которые будут востребованы  департаментами образования, в сфере дополнительного образования и непосредственно в учебных заведениях. В результате подготовки специалист «Информатик-аналитик в области образования» должен будет обеспечивать следующие процессы:

  1. создание информационной среды глобального и локального уровня
  2. внедрение информационных и коммуникационных технологий во все сферы деятельности учебного заведения
  3. проектирование, разработку и поддержку информационных объектов и др.

Рассмотрим проблему коммерциализации учебных заведений в современном обществе. В классической экономической теории, образовательное учреждение не может приносить прибыль, потому что это затратное предприятие. Государственная политика развитых стран поддерживает идею постоянных капиталовложений в сферу образования. Здесь работают экономические законы развития общества, в соответствии с которыми, чем больше средств вложено в образование, тем выше прибыль от специалистов на рабочих местах в будущем. В наши дни, в России, вследствие повсеместной капитализации, даже учебные заведения перестроились на коммерческую деятельность. Это сказалась на всех уровнях образовательной системы - начиная с детских садов и заканчивая вузами.

Кроме вышеупомянутой проблемы, в 90-х годах прошлого века, был очень низкий уровень рождаемости в Российской Федерации. Поэтому вузы страны сейчас испытывают острый дефицит абитуриентов, что вызывает всплеск конкурентной борьбы.

Поэтому, естественным выходом из создавшейся ситуации является реинжиниринг бизнес процессов вуза. В процессе подготовки специалистов, способных решить поставленную задачу, необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  1. Понятие реинжиниринга.
  2. Бизнес процессы современного вуза.
  3. Базовые методологии реинжиниринга бизнес процессов.
  4. Применение ИТ в качестве основной методологии реинжиниринга бизнес процессов вуза.

Поскольку первые три вопроса достаточно хорошо освещены специалистами [1,2], остановимся на четвертом.

Основа деятельности специалиста в реинжиниринге - это моделирование процессов. Моделирование свойственно любой деятельности, особенно  процессуальной. Моделирование с применением информационных технологий - это основная практическая составляющая подготовки специалистов в области «Прикладная информатика в образовании».

В качестве основного инструмента используем простейшее средство из пакета свободного программного обеспечения - Ubrello, Это средство для работы с диаграммами UML, которое, как утверждают разработчики,  может быть полезным и в процессе разработки программного обеспечения, особенно на стадиях анализа и проектирования. Поскольку стадия анализа и проектирования - наиболее важная стадия реинжиниринга любого бизнес процесса, можно считать владение основами UML - обязательным пунктом подготовки специалиста «Информатик-аналитик».

Как дополнение к бесплатному ПО, можно использовать ReThink фирмы Gensym - программный инструмент для графического проектирования, моделирования и оперативного управления бизнес процессами. При использовании ReThink появляется возможность  исследовать альтернативные решения благодаря легкому в использовании, по словам пользователей,  моделированию и инструментальным средствам программного обеспечения.  G2 ReThink быстро отвечает на такие вопросы как:

  • Где находятся узкие места в моей работе, и как я могу изменить потоки, принципы и практические методы для того, чтобы их ликвидировать?
  • Как я могу гарантировать, чтобы мои производственные процессы были достаточно гибкими для того, чтобы в будущем можно было соответствовать изменяющимся уровням потребностей и ресурсов?
  • Какие ресурсы нам потребуются для того, чтобы удовлетворять требуемым уровням обслуживания по новой сфере деятельности?

Используя программы моделирования, студенты специальности «Прикладная информатика в образовании» получат следующие навыки: структурирование информации в определенной предметной области, построение дерева целей любого процесса, распределение ролей между участниками любого процесса, распределение ресурсов между потребителями и др. В дальнейших статьях мы планируем рассмотреть вопросы теоретической и практической подготовки специалистов по дисциплине «Реинжиниринг бизнес процессов в образовательном учреждении».

Литература

1.      Асаул А.Н., Капаров Б.М. Основные принципы построения  конкурентной модели   управления бизнес-процессами в современном высшем образовательном учреждении. - Материалы конференции Управление экономическими системами: концепции стратегии и инновации развития, 2007г., г.Хмельницкий

2.      Майкл Хаммер, Джеймс Чампи: Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. Изд-во Манн, Иванов и Фербер 2007, 288 с.

3.      Попов Э.В., Шапот М.Д. Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии. - Открытые системы, 1996г.. 31 Постоянный URL статьи http://www.osp.ru/os/1996/01/178805/

4.      Приложение G2 ReThink для управления производственными процессами на основе правил. http://www.ntpdubna.ru/rethink.htm

5.      Шапот М.Д. Инструментальные средства поддержки реинжиниринга бизнес-процессов. - Материалы семинара "Динамические интеллектуальные системы в управлении и моделировании". Москва: ЦРДЗ, 1996.

PDF