ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Раздел: ИТ в образовании

Журнал: Подготовка будущих учителей

3 января 2010 г.

Авторы: Кабанова Валентина Затеевна

В. З. Кабанова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Поиск путей совершенствования способов переработки и передачи информации, чтобы она была лучше усвоена школьниками, желание  осваивать новые педагогические технологии - все это стало основанием рассмотреть в контексте программы модернизации российского образования возможность использования в ВОП новые информационные технологии в условиях сельской школы. Цель данной статьи - проследить пути поиска и  создания педагогами в условиях сельской школы познавательной информационной сферы, способствующей развитию личности школьника и формированию ИКТ - компетентности.  Актуальность предстоящего педагогического исследования в рамках создания программы «Эффективное открытое информационное пространство ОУ»  на подготовительно - проектировочном этапе  заключается в развитии учащихся как субъектов творческой деятельности, в оказании  помощи учителям освоить новую технику, предоставить возможность повышать свой уровень владения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Школа искала эффективные пути и средства развития. С 2000 г. педагоги  начали осваивать развивающее образование системы Д.Б.Давыдова.  Известно, что информация школы  существенно влияет на все стороны ее жизнедеятельности - от содержания воспитательно-образовательного процесса до финансово-хозяйственных вопросов. Педагогический коллектив школы понимает степень важности использования  современных  технологий  в образовательном процессе, в котором системообразующим компонентом является ИКТ.

Главное в  новых информационных технологиях - это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением. Поэтому под НИТ мы понимаем процесс подготовки и передачи информации обучающемуся, средством осуществления, которого является компьютер. Однако, считаем, что компьютер - не достаточное основание для  определения его как НИТ, так как большинство таких технологий опирается на известные уже педагогические идеи. Речь идёт о новой информационной технологии обучения в том случае, если компьютер является средством подготовки и передачи информации обучаемому.  Технология при этом решает задачи, которые с точки зрения дидактики, теории и практики не были решены.  Охват компьютеризацией в нашем учебном заведении -  на допустимом уровне: 75 компьютеров, которые установлены в 3х компьютерных и других учебных  кабинетах , 3 ноутбука, 11 интерактивных досок, 10 проекторов, 9 принтеров и 6 проекционных экранов. Наличие компьютерной и оргтехники  расширило возможности применения учителями ИКТ  в образовательном процессе. Но мы приобретаем новую технику только тогда, когда необходимо  это в логике процесса, связанного с информацией образовательного учреждения. Так в настоящий момент  решаются вопросы по замене системных блоков, не позволяющих эффективно работать в Интернете и установке локальной сети для всех учебных кабинетов. Следует отметить, что  многие учителя школы прошли профильные, проблемные, категорийные курсы, в том числе «Интернет - технологии для учителя-предметника». Профильное обучение на старшей ступени также базируется на информационных коммуникационных технологиях. Занятия информатикой начинаются со второго класса. Дети работают с компьютером, периферийными устройствами, пользуются ресурсами сети Интернет, электронными пакетами (тесты, олимпиады, задания, наглядность).

Соблюдая основные принципы системного внедрения компьютеров в учебный процесс, школа правильно расставляет акценты на важнейших функциях, которые выполняет компьютер:

  • применение компьютерного обучения на уроках информатики, в первую очередь, с целью выполнения программы;
  • компьютерное обучение на отдельных предметах, по отдельным блокам, разделам, заранее спроектированным в календарно-тематическом планировании для достижения определенных дидактических задач;
  • компьютер, выполняющий роль монотехнологии (обучение и управление учебным процессом, диагностика и мониторинг, которые проводит зам. директора по УВР).

При этом избирается определенная форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации. Информация должна быть достаточной, но не лишней (т.е. информационно-аналитический отдел  исследует проблему, почему эта информация необходима, как она будет использована, систематизирована, кому потом она должна быть направлена для  решения вышеназванных затруднений).

Необходимо договориться, что использование коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе должно также отражаться через профессиональный стандарт педагогический деятельности: базовая компетентность учителя в организации условий деятельности, прежде всего  информационных, адекватных поставленной учебной задаче, а также образу желаемого и реального результата. 

  

Как сделать, чтобы наши школьники, обладая большим количеством информации, знали алгоритм обращения с ней?     На мой взгляд, - это означает, что каждый обучаемый должен развить в себе привычку пользователя этой информацией. Одна из задач нашей  школы - создать благоприятные условия для самостоятельной работы с компьютером, интерактивной техникой на всех предметах. Вот как выглядит структура информационного медиацентра «ИНФОсемь», созданная инициативной группой учителей и обучающихся:

Сегодня компьютер для учителя - наглядное пособие нового качественного уровня с возможностями, в первую очередь, мультимедиа. Одним из направлений информационных технологий можно считать использование ТСО. По результатам опроса учителей  гибкими средствами по формированию информационной компетентности являются печатные материалы, аудио -, видеоносители, СD, DVD носители.

В школе систематически функционирует источник информации: издательство ежемесячной газеты «Зеркало» как уникальная возможность донести нужную информацию до каждого школьника, родителей, при этом учащиеся сами формируют информационные рубрики. Умело используя оборудование медиацентра, можно эффективно применять в процессе обучения аудио- и видеотеку, проектор, интерактивные трибуну и доску. Во всех кабинетах информатики и административных кабинетах имеется доступ к Интернету. Но, к сожалению, проблема скорости Интернета остро стоит на повестке дня. Вариативная часть учебного плана, успешное сотрудничество с образовательным центром «Школьный университет» позволяют обучающимся не только успешно изучать современные   методы работы с информацией, но и самим активно участвовать в процессе создания информационного содержания не только  внутри школы, но и применять свои знания для обновления школьного сайта, в различных конкурсах,  исследовательских и проектных работах с целью формирования и развития ИКТ - грамотности и ИКТ - компетентности.

Систематически  проводится постоянное обновление и улучшение школьного сайта,  что позволяет обучающимся идти в ногу со временем.

Успешные проверяются не тем, как они растут, а тем, как в сложных жизненных ситуациях они смогут продолжать создавать поле инициативы, ставить перед собой напряженные задачи. Так учителя гуманитарного цикла с целью содействия обучающимся и развития их творческой инициативы в сисстеме используют в учебном процессе Интернет-ресурсы. В Интернете практически неисчерпаемо количество сайтов, содержащих страноведческую информацию. Особый интерес представляют ресурсы, относящиеся к СМИ.

Интересным  получился конечный продукт группового проекта обучающихся по определению цифровых зон нашего ОУ:  

В результате работы инициативной группы учителей информатики над алгоритмом создания информатизации учреждения у нас появился опыт работы дистанционного обучения во внеурочной работе и обмена информацией в режиме «учитель - ученик - родители».

В качестве примера приведу методику проведения фрагмента урока - проекта по внеклассному чтению, основанного на принципах дистанционного обучения и учебного сотрудничества, учителя литературы Грушиной О.А.

Данный проект, целью которого является создание условий  для развития читательских способностей, рассчитан на обучающихся 11-12 лет. Дистанционное обучение, конечно, стало привлекательным в силу того, что это ново для них. На сегодняшний день в школе обучающиеся имеют возможность посещать курсы по информатике по программе «Школьный университет» в сотрудничестве с Томским Университетом Систем Управления и радиоэлектроники. К работе были привлечены не только обучающиеся, но и родители. После проведения анкетирования  реципиентов стало понятно, что 89% обучающихся имеют компьютер, причем в  начале учебного года к Интернету были подключены всего 25% , а после того, как началась работа над проектом, подключенных к Интернету  стало уже 60%. Не только учащиеся, но и родители заинтересовались таким способом обучения, потому что данная технология позволяет войти в контакт с учителем, не выходя из дома. Родители имеют возможность общаться с учителем посредством Интернета, так как вопросы, которые предложены на сайте, рассчитаны на детский и взрослый уровень восприятия.

Проведенная учителем диагностика читательских интересов обучающихся показала, что всего 23% обучающихся читают в свободное от уроков время. 

Анализ анкет обусловил  направления работы по произведениям о Великой Отечественной войне. Следующим этапом проекта  стало составление  перечня литературы с краткой аннотацией, рекомендованного для прочтения всем участникам. Затем школьники анализируют художественные произведения, используя ряд предложенных учителем вопросов, а также работают над характеристикой героев по заданной схеме. Затем отправляют информацию на электронный адрес учителя. Чтобы активизировать деятельность  обучающихся,  учитель напоминает через sms -сообщения  о появлении новой информации на сайте на мобильные телефоны: «Загляни на мой сайт! Я желаю тебе удачи!» или: «День будет добрым, если ты заглянешь на мой сайт!» В ответ учитель получает смайлики, в которых обучающийся отражает свое отношение к новым вопросам и заданиям. Это помогает  скорректировать  дальнейшую совместную деятельность обучающихся и родителей, составить дополнительные вопросы и задания для более глубокого понимания текста. Ознакомившись с результатами выполненных заданий обучающихся, можно обрабатывать и корректировать полученные от ребят исследования по художественным текстам. Продолжением является оформление творческих работ: послание литературного  героя читателю - современнику, иллюстрации  к понравившимся произведениям или эпизодам, создание поэтических текстов, рассказы из семейных архивов. Конечный продукт данного проекта - создание альманаха «Ах, война, что  ты сделала, подлая...», где обучающиеся продемонстрировали коммуникативные компетенции, сформированные в течение учебного года.  Выпуск альманаха приурочен к празднованию юбилея Великой Победы и станет участником школьного конкурса литературных работ, посвященных этой дате.  Ознакомиться со сборником все желающие могут в школьном музее «Память», а также на выставке в школьной и поселковой библиотеках.  Кроме этого  имеется также возможность публикации работ в СМИ.  Обратная связь с социумом осуществляется через личный сайт и книгу отзывов, которая находится в музее. Затем следует итоговая установка учителя о поиске подробной информации о проекте на личном сайте.

Возрастание роли ИКТ, в том числе дистанционного обучения требует от школы решения задач по формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса. По моему глубокому убеждению, ценность рационально используемых информационно-коммуникационных технологий в ВОП состоит в том, что они способствуют формированию познавательной деятельности обучающихся, взаимному принятию ими проблемы урока и мотивированию на совместную деятельность. В дальнейшем это может стать не просто процессом перехода к новым средствам обучения, а доминирующим фактором развития школы.

Обобщим все сказанное выше. Анализ тенденций развития ОУ  в  рамках создания программы «Эффективное открытое информационное пространство в условиях сельской школы» показывает, что  успешно  проводится:

  • совершенствование информационной системы, обеспечение её полноценного функционирования и развития на перспективу;
  • накоплен не малый опыт работы школы по созданию цифровых ресурсов, разработанных самими учителями и обучающимися;
  • создается методическая копилка использования ИКТ в образовательном процессе;
  • в школе наблюдается увеличение числа педагогов, использующих информационные технологии и расширяется список школьных дисциплин, преподаваемых с применением ИКТ на основе компетентностного подхода, что составляет главное условие социализации личности школьника. Эти динамические изменения являются ответом на основные направления реализации Национальной инициативы «Наша новая школа» - максимально раскрыть интересы и способности ученика, формировать на этой основе социально компетентную, мобильную личность.

 Литература

  1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: из опыта работы ЭУК «Школа развития»/ А.Б. Воронцов.-М.:ЦПРО «Развитие личности», 1998. - 360 с.
  2. Концепция модернизации российского образования до 2010 года // Распоряжение Правительства РФ: от 29 декабря 2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
  3. Татарников А.Н., Татарникова Л.А. Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации: Учеб. Пособие. - Изд. 2-е, перераб. - Томск, 2007. - 131 с.
PDF