ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Раздел: Научно-методическое обеспечение подготовки по направлению "Педагогическое образование" //Тематический сборник научных трудов кафедры Теории и методики преподавания информатики

Журнал: Сборник научных трудов кафедры ТиМПИ

15 августа 2015 г.

Авторы: Попова Лариса Владимировна

Л. В. Попова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Понятия «Компетенция» и «компетентность» находят применение во всех видах профессиональной деятельности и подразумевают оценку профильной обученности, его профессиональную модель поведения, т.е. соответствие выпускника его профессиональному выбору. Эти понятия соответствуют классическим учебным компонентам содержания образования: знания, умения, навыки. Потребность выпускника овладеть совокупностью комплексных, сложных, интегративных умений изменяет содержание образования на основе компетентностного подхода.

«Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через обеспече­ние подготовки производительных сил. Это положение объясняется комплексом социально-экономических причин, связанных с современным взглядом на задачи образования:

  • обострение опасности потери уникальности каждого человека, его способности выбрать свою судьбу;
  • наличие диалектической связи независимости со свободой и развитием других;
  • невозможность человека усвоить большие потоки информации в информационном обществе;
  • соперничество в достижении успехов наряду со стремлением к равенству возможностей;
  • проведение рыночных реформ без учета социальной ориентации.» [1]

Авторами исследований компетентностного подхода отмечается, что рыночные отношения изменили требования к специалистам-профессионалам, в результате которых ценится индивидуализм, конкуренция, эффективность работы будующего специалиста на рынке труда, и как следствие необходимость саморазвития, получения результатов учебной деятельности, способность специалиста к гибкой смене способов и форм жиз­недеятельности. Новая позиция выпускника высшего учебного заведения должна строится на основе новой структуры ценностей - компетенций.

Подчеркивая актуальность компетентностного подхода Н.А. Гришанова отмечает: «В условиях высокого динамизма, комплексности, масштабности, неопределенности функционирования общества остро встает вопрос об изменениях целей образования. В последние десятилетия, как отмечают специалисты, происходит резкая переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность», звучит призыв организовывать образовательный процесс на основе компетентностного подхода.  Реализация компетентностного подхода ставит целый ряд общеметодологических и теоретических вопросов.» [2]

В существующих определениях понятий компетенция и компетентность авторами (Н.А.Гришанова, В.Д.Шадриков) отмечаются следующие характеристики:·эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность; овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой; интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения трудовой деятельности в современной производственной среде. [2]

Таким образом компетентнции в отличие от традиционных понятий - знания, умения, навыки, опыт, характеризуют способность специалиста реализовывать свой человеческий потенциал для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования.

Компетенции различают профессиональные (профессионально ориентированных); общие (ключевые, базовые, универсальные, транспредметные, метапрофессиональные, переносимые, надпрофессиональные, ядерные и т. д.); академические и др.

Профессиональные компетенции - это способность и готовность целесообразно действовать, самостоятельно решать задачи , а также оценивать результаты собственной деятельности. Общие компетенции рассматриваются как способности, основанные на использовании знаний, опыта, ценностей, приобретенных в ходе образовательной деятельности.

Переносимые компетенции выражаются в способности рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ и синтез, решать задачи (принимать решения), адаптироваться, быть лидером, работать как в команде, так и самостоятельно.

Рассматривая характеристику компетенций, можно выделить пять универсальных ключевых для бакалавров любого направления: политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, владение более чем одним языком; компетенции, связанные с развитием информатизации общества; способность учиться на протяжении всей жизни. [3]

Для Европы был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций: изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Ключевыми образовательными компетенциями, определенными стандартами второго поколения являются:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;

2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, очень широк: это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, эвристической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности студента по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. [1]

Процесс формирования профессиональной компетентности отличается индивидуальностью для каждого направления, но в нем существуют определенные закономерности. Данный процесс ориентирован на личность студента, целью которого является ориентация на активную, преобразующую и профессионально-творческую деятельность бакалавра данного направления, согласующуюся с этическими принципами профессии и общечеловеческими ценностями.

Основным образовательным результатом профессиональной подготовки бакалавров выступает освоение профессиональных компетенций, поэтому в стандартах третьего поколения особый акцент ставится на их оценку, и как следствие возникает необходимость проектирования современных систем оценивания. В работе О.Ю.Елькиной отмечается, что разрабатываемые способы оценки уровня освоения профессиональных компетенций важно направить на проверку готовности будущих учителей к решению задач педагогического образования. Эффективность  подготовки  студентов  к профессиональной педагогической деятельности зависит от их включенности в процесс обучения, от того, как организована  их  продвижение  по  образовательному маршруту, насколько им предоставляется возможность «проживать»  в  ходе  образования  педагогические профессиональные задачи, которые предстоит решать в будущем, в профессиональной деятельности педагога. В связи с этим важным является рассмотрение вопросов о способах измерения уровня сформированности профессиональной деятельности компетенций студентов, как в процессе освоения учебных дисциплин, так и в период итоговой аттестации. [5]

Основная задача обеспечения качества подготовки учителей начальных классов заключается в организации новых форм обучения, основанных на знании информационных технологий. Поэтому актуальным становится вопрос о компетентности учителей начальных классов в области применения компьютерных технологий обучения, применение современных средств оценивания.

С этой целью в учебный план вводятся новые дисциплины: Информационно-коммуникационные технологии, Создание средств электронных средств учебного назначения, Информационная культура учителя начальных классов.

Изучение этих дисциплин ориентируют студента на подготовку к научно-методической деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования. Их изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: использование информационных и компьютерных технологий обучения; применение современных средств оценивания результатов обучения.

У будущих учителей начальных классов формируются знания, умения и навыки в области использования средств информационных и коммуникационных технологий.

Реализация дисциплин решает следующие задачи:

- подготовка к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования ИКТ в учебном заведении;

- развитие творческого потенциала, необходимого будущему учителю начальных классов для дальнейшего самообучения в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.

Студент, изучивший этот блок дисциплин, должен знать: требования к созданию и использованию электронных средств учебного назначения; требования к оценке качества электронных средств учебного назначения.

Студенты должны уметь: создавать электронные средства учебного назначения; создавать средства информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; создавать слайд-шоу и тестирующие программные средства.

Изучение информационных технологий предполагает большой объем работы, которую студенты должны выполнить самостоятельно, элементы которой помогут студентам грамотно и профессионально подготовить электронный документ учебного назначения, применить профессиональные компетенции, реализуемые данными дисциплинами, на практике в школе:

  • создание активного текстового оглавления для электронного учебника;
  • создание иллюстрированной web-страницы по образцу.
  • создание web-страницы в виде узора из цветов в двух вариантах: с заданием координат в пикселях и в процентах;
  • создание графически оформленной web-страницы из 4 файлов с оглавлением. в соответствии с образцом;
  • создание интерактивного оглавления и навигационных гиперссылок в начале и в конце каждой главы;
  • заполнение таблиц различного уровня сложности;
  • создание электронного учебника средствами доступного программного обеспечения;
  • создание презентаций;
  • создание интерактивных тестов для контроля качества знаний;
  • создание электронных кроссвордов, ребусов, игровых заданий.

Современные педагогические технологии требуют от будующего специалиста высокий уровень качества профессионального владения, как педагогическими методиками, так и информационными технологиями, умения применять их в профессиональной деятельности, что и определяет профессиональную компетентность учителя начальных классов.

Литература

1. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход в образовании: прихоть или необходимость. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 2, с. 58-62.

2. Гришанова Н. А. Компетентностный подход в обучении взрослых. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004.

3. Карпенко О. М., Лукьяненко О. И., Денисович Л. И., Бершадская М. Д. К вопросу о компетентностном подходе в российском образовании. // Инновации в образовании. - 2004. - № 6, с. 5-13.

4. Ружинская Л. А. Современные подходы к оценке сформированности компетенций и знаний студентов

5. Елькина О. Ю., Лозован Л. Я.  ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ  ОБРАЗОВАНИЯ: Методические рекомендации для преподавателей высшего профессионального образования. - Новокузнецк: РИО «КузГПА», 2013. - 33 с.

PDF