Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

Особенности преподавания курса «Медиаобразование» для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»)

Автор: В. П. Густяхина
Раздел: Научно-методическое обеспечение подготовки по направлению «Прикладная информатика в образовании» // Тематический сборник научных трудов кафедры Теории и методики преподавания информатики

 

Дисциплина «Медиаобразование» входит в состав вариативной части цикла математических и естественнонаучных дисциплин - Б2.В.ДВ.1.2 программы подготовки бакалавра и изучается на первом курсе в первом семестре.

Медиаобразование является разделом информатики, в котором изучают основы медиаобразования как эффективного средства развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока, изучение социологии медиакультуры и медиаобразования с точки зрения использования этих знаний в процессе педагогической практики, развитие критического творческого мышления будущих педагогов по отношению к системе медиа и медиапродуктам а также развитие медиакомпетентности.

         Объем учебного курса «Медиаобразование» - 72 часа (2 зач.единицы) из них 28 часов аудиторных занятий с преподавателем и 44 часа отводится на самостоятельную работу студентов.

    Лекционная часть курса - 8 часов. На лекциях рассматриваются: место и роль медиа и медиаобразования в современном мире; основные термины, теории медиа, ключевые концепции медиаобразования, направления медиаобразования.

Медиаобразование можно разделить на следующие основные направления:

  • медиаобразование будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео и Интернета - журналистов, редакторов, режиссеров, продюсеров, актеров, операторов и др.;
  • медиаобразование будущих педагогов в университетах и педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре;
  • медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);
  • медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.);
  • дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью прессы, телевидения, радио, видео, DVD, системы Интернет (здесь огромную роль играет медиакритика);
  • самостоятельное/непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека)

Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и др. продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность.

Ключевыми теориями медиаобразования, которые рассматриваются в курсе, являются:

  • идеологическая теория медиаобразования;
  • социокультурная теория медиаобразования;
  • культурологическая теория медиаобразования;
  • теория медиаобразования как «потребления и удовлетворения» (теория ориентации на медиапредпочтения/потребности аудитории);
  • практическая теория медиаобразования;
  • теория медиаобразования как развития критического мышления/автономии, демократического мышления аудитории;
  • протекционистская/защитная теория медиаобразования;
  • эстетическая теория медиаобразования;
  • семиотическая теория медиаобразования;
  • этическая теория медиаобразования.

Основные термины курса: медиа, медиаобразование, медиаграмотность, медиапедагогика, медиакомпетентность, медиапродукты.

В практической части курса делается упор на практическую теорию медиаобразования, в которой повышенное внимание уделяется  изучению информационных технологий медиаобразования и формированию практических умений использования информационных технологий, в том числе и для создания собственных медиапродуктов.

На лабораторных работах (20 часов)  рассматриваются основные информационные технологии по созданию медиапродуктов такие как графические редакторы и электронные презентации. Предполагается выполнение лабораторных работ в графическом редакторе Gimp и редакторе презентаций Impress.

Как пример лабораторной работы можно привести работу с инструментом «Заливка» и фильтрами в графическом редакторе Gimp.

                                                     Лабораторная работа № 2

«Инструмент Заливка. Фильтры»

Используя инструмент Заливка и применив несколько фильтров, можно создать рамки для фотографии.

1. Откройте любую фотографию. Создайте новый слой (меню Слой Создать слой).

2. Выберите инструмент Прямоугольное выделение и нарисуйте прямоугольник на изображении. С помощью мышки можно скорректировать размеры данного прямоугольника, который в дальнейшем определит область выделения. Нажмите Enter.

3. Далее примените команду из меню Выделение → Инвертировать.

4. Выберите цвет переднего плана (это будет цвет рамки для фото).

5. Используя инструмент Заливка, залейте выделенную область. (Аналогичный способ заливки: перетащите цвет переднего плана на слой, к которому хотите применить операцию Заливка) (результат см. на рис.1).

 

6. Далее примените команду меню Фильтры → Имитация → Кубизм (с настройками Размер элемента 22, насыщенность элемента 1,7).

7. Далее выберите меню Фильтры → Свет и тень → Xach-эффект, как на рис. 2.

8. Снимите выделение (меню Выделение Снять). В результате получите, примерно как на рис. 3.

 

9.     Откройте другую фотографию и аналогичным образом сделайте рамку, но со следующими характеристиками: выделяйте инструментом Эллиптическое выделение, вместо имитации Кубизм выберите имитацию Применить холст.

При создании медиапродуктов учитывается профиль студентов (Педагогическое образование). Мультимедийная презентация, создаваемая студентами, посвящается представлению различных типов образовательных организаций (школа, колледж, техникум и т.д.). Презентация создается с помощью редактора презентаций Impress, в ней используются графические объекты, гиперссылки, анимация и т.д.

Самостоятельная работа студентов при изучении курса «Медиаобразование» включает  следующие виды работ:

  • подготовка к лабораторным занятиям;
  • выполнение индивидуальных заданий.

При самостоятельном изучении дисциплины следует  пользоваться графиком организации самостоятельной работы студентов. Прежде всего, необходимо изучить литературу по соответствующей теме, обращая внимание на наиболее важные моменты, определяющие понимание соответствующего раздела.

При изучении  курса самостоятельно и при подготовке к лабораторным занятиям следует обратить внимание на контрольные вопросы. Каждый из указанных вопросов необходимо самостоятельно повторить по учебнику и решить указанные преподавателем контрольные задания. Не рекомендуется приступать к работе над следующей темой, пока твердо не усвоена предыдущая.

При выполнении итоговой работы применяется метод проектов, работают студенты индивидуально или в малых группах (ставится цель проекта, обсуждаются этапы и средства реализации проекта). Зачет по курсу проводится в виде защиты творческого проекта. Студентам заранее предоставляются критерии, по которым будет оцениваться их творческий проект.

Главный акцент при изучении дисциплины «Медиаобразование» делается на его практическую часть - освоение технологий работы с прикладным программным обеспечением и применение полученных умений в реальной жизни.

Список информационных источников.

1.     Густяхина, В. П. Применение электронных изданий учебного назначения в профессиональной подготовке учителей [Электронный ресурс] / В. П. Густяхина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании: электр.науч. журн. - 2013.- № 2. - Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/journals/24/. - (Дата обращения: 05.06.2015)

2.     Федоров, А. В. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности  [Электронный ресурс] / А.В. Федоров // Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text23/0013.htm. - (Дата обращения: 09.06.2015)

3.     Федоров, А. В. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАГРАМОТНОСТЬ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ [Электронный ресурс] / А.В. Федоров //Таганрог:Изд-во Кучма,2004. 340 c. - ежим доступа: http:// ediagram.ru/netcat_files/108/110/ - (Дата обращения: 19.06.2015)

4.     Можаров М.С. Интегративная деятельность учителя информатики в социокультурном и педагогическом аспектах // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-2. С. 201-202.

5.     Можаров М.С., Можарова А.Э. Медиакомпетентность будущего учителя как необходимое условие его продуктивной творческой активности// Педагогическое образование и наука. 2012. № 10. С. 75.

 

Теги: медиаобразование, медиакомпетентность

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация