ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В КУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ

Раздел: Научно-методическое обеспечение подготовки по направлению «Прикладная информатика в образовании» // Тематический сборник научных трудов кафедры Теории и методики преподавания информатики

Журнал: Сборник научных трудов кафедры ТиМПИ

14 октября 2015 г.

Авторы: Сликишина Ирина Викентьевна

И. В. Сликишина

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В КУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ

В связи с выходом нового образовательного стандарта ФНРС 3+ по профилю «Прикладная информатика» возникла необходимость разработки новых рабочих программ по некоторым дисциплинам подготовки. Одним из наиболее востребованных разделов в будущей профессиональной деятельности бакалавра прикладной информатики в образовании является дисциплина «Информационный менеджмент».

В характеристике профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата указано, что выпускник должен быть готов решать следующие профессиональные задачи: участие в проведении переговоров с заказчиком и выявление его информационных потребностей; сбор детальной информации для формализации предметной области проекта и требований пользователей заказчика. 

Перечисленные профессиональные задачи наиболее целесообразно решаются в курсе «Информационный менеджмент».

Курс «Информационный менеджмент включает следующие разделы:

1.     Понятие и структура информационного менеджмента

2.     Типы информационных систем и организация их управления

3.     Формирование организационной структуры
в области информатизации образования

4.     Планирование информационных систем образовательного учреждения.

5.     Экономика информатизации образовательного пространства.

В первый раздел входят общие вопросы и понятие информационного менеджмента, его структура и виды. Рассматривается информационный ресурс как базовая составляющая информационного менеджмента. В центре внимания находятся информационные ресурсы образовательной системы, которые могут быть задействованы в процессе разработки и реализации информационных систем образовательного учреждения. Далее рассматриваются информационные технологии как базовый инструмент информационного менеджмента. Причем, необходимо отметить, что в основе должно находиться не проприетарное, а свободно-распространяемое программное обеспечение. Затем рассматриваем вопрос использования информационных систем как базовой компоненты информационного менеджмента.

Второй раздел начинается с изучения видов информационных систем в образовательном учреждении. Согласно целям и направлению образовательного процесса информационные системы, используемые в образовательном учреждении делятся на следующие категории:

1.     информационные системы управления образованием;

2.     информационные системы организации учебного процесса

3.     информационные системы организации воспитательного процесса

4.     информационные системы дополнительного образования и внеучебной деятельности 

После изучения видов информационных систем рассматриваются управляющие роли информационных технологий. Это необходимо для организация обработки информации в образовательном учреждении. Что, в свою очередь, необходимо для понимания процессов подчиненности в сфере обработки информации.

Следующий раздел содержит описание и необходимые характеристики образовательного учреждения как системы. Это необходимо для изучения факторов влияния на информационный менеджмент. В современном образовательном пространстве происходит перемещение от бюджетного финансирования к автономному обеспечению. Что должно обеспечивать управление образовательным учреждением по принципу максимально рациональному использованию ресурсов. А также прогнозировать привлечение ресурсов.

Изучив предыдущие разделы, можно начинать описание процесса планирования информационных систем образовательного учреждения. Это должно основываться на сущности планирования ИС, его видах. Подробно рассматриваются процессы стратегического планирования информационных систем. Что логически завершает изучение принципов формирования проекта и внедрения информационной системы. На основании полученных знаний появляется возможность рассмотреть программные продукты для создания информационных систем. Здесь возможно применение программ компьютерного планирования, моделирования и систем управления базами данных.

Курс «Информационный менеджмент» завершается изучением раздела Экономика информатизации образовательного пространства. Этот раздел посвящен показателям эффективности информатизации образовательного пространства, анализу затрат в сфере информатизации и, как завершение раздела, обоснование эффективности применения информационных технологий для обеспечения процесса информатизации процесса образования в отдельном образовательном учреждении.

Разумеется, изучение данной дисциплины невозможно без владения основами экономических знаний и менеджмента, что делает выпускника направления Прикладная информатика специалистом, владеющим необходимыми знаниями в области информатизации образовательного пространства. 

Литература

1. Можаров М.С. Сликишина И.В. Подготовка бакалавров прикладной информатики в педагогическом вузе. Педагогическое образование и наука, №11, 2011. С. 92-96.

PDF